• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кризисное развитие экономики не должно привести к кризисному развитию вузов

16 января ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в панельной дискуссии «Высшее образование: между доступностью и качеством», состоявшейся в рамках Гайдаровского форума-2015 в Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

Почему нельзя ограничивать доступность?

Ректор ВШЭ считает, что с 2000 года проблемы выбора между доступностью и качеством высшего образования не существует — доступность составляет почти 100%, в вузы поступают все желающие, хотя это не означает, что все они хотят учиться и учатся. К тому же за последние 15 лет система образования адаптировалась к предпочтениям населения, обеспечивая перепроизводство выпускников «перераспределяющих» специальностей — экономистов, юристов, менеджеров и прочих. В инженеры идут выпускники школ, балансировавшие между тройкой и четверкой.

Однако попытка ограничить охват высшим образованием, заменить его техникумами, где готовят рабочих, по мнению Ярослава Кузьминова, социально опасна — она вызовет неприятие 80-90% семей, которые воспримут это как ограничение их социальных прав. Поэтому и в кризисной ситуации почти всеобщее высшее образование нужно сохранять.

Кто нужен на рынке труда?

Проблема качества высшего образования сегодня становится ключевой, потому что в условиях экономического кризиса работников будет не хватать, уверен Ярослав Кузьминов. Ведь возникла острая потребность в замещении импортных товаров, и в этом отличие от ситуации 2008 года, когда занятость сокращалась, и молодежь шла в вузы, чтобы пересидеть тяжелые времена.

Ректор ВШЭ считает, что экономика 2015-2017 годов будет предъявлять дополнительный спрос на позиции, где нужно работать руками, по графику и за относительно небольшую зарплату. На рынке труда требуются квалифицированные исполнители – выпускники прикладных бакалавриатов, обладающие высоким уровнем культуры, в том числе производственной, и высоким уровнем дисциплины. «Нужно сократить разрыв между ожиданиями выпускников вузов, которые хотят получить «белую» и необременительную работу за большую зарплату, и реалиями рынка труда», — отметил он.

Как быть с финансированием?

Кризисное развитие экономики не должно привести к кризисному развитию вузов, убежден ректор ВШЭ.

Сегодняшнее финансирование высшего образования в России в размере 0,7% ВВП недостаточно — в подавляющем большинстве стран-конкурентов этот показатель составляет 1,2-1,5% ВВП. Еще в 2012 году предлагалось увеличить вложения в высшее образование до 1% ВВП, но у власти оказались другие приоритеты.

Если интеллигенция хочет не просто нормального развития страны, но и сохранения себя в будущем, она должна добиваться позитивной программы развития образования РФ на ближайшие годы. В условиях экономического кризиса вряд ли стоит рассчитывать на оптимизацию внутри вузов — необходима более активная позиция государства. Необходимо к 2020 году вдвое увеличить расходы в расчете на обучение одного студента в вузе.

Есть ли резервы для экономии в высшем образовании?

По мнению Ярослава Кузьминова, расширение платного высшего образования возможно только в сочетании с новой разновидностью образовательного кредита — с 30-летним сроком погашения, причем не только выпускником, но и государством или работодателями, и без порога качества, то есть кредит может предоставляться вне зависимости от успеваемости. Сегодня кредит берут преимущественно отличники, которые не добрали баллы при поступлении в самые престижные вузы и предпочли учиться там за деньги.

Еще одна возможность экономии — за счет модульного образования, когда часть курсов читается в Интернете преподавателями ведущих университетов. На Западе это уже происходит и будет все активнее развиваться в России, считает ректор ВШЭ. Если удастся в полной мере внедрить новые образовательные технологии, то и дополнительных вложений от государства в высшее образование потребуется меньше.

Что необходимо сделать в различных секторах высшего образования?

В своем выступлении Ярослав Кузьминов выделил три сектора российской высшей школы, для развития которых необходимы специальные меры.

Первый сектор — исследовательские университеты, где учатся 15-20% студентов. Этот сектор (около 50 вузов) увеличивать не нужно, но следует изменить его структуру: там пока нет аграрных, транспортных и медицинских вузов. Кроме того, необходимо компенсировать валютные риски, возникшие у исследовательских университетов, — все они работают на глобальных рынках ученых, научных проектов и научного оборудования, они должны обеспечивать международную мобильность и онлайн-курсы для всей страны и для русскоязычного пространства.

Второй сектор — вузы, главная задача которых — обеспечивать функционирование экономики. Количество студентов в них должно быть увеличено с 25-30% до 50%. До половины контингента этих вузов — примерно 1 млн. человек в 2020 году - должны учиться по программам прикладного бакалавриата. А более высокую квалификацию нужно давать в магистратуре, уйдя от профанации, когда инженерами объявляют выпускников бакалавриата.

Третий сектор – вузы, дающие общее (свободное) высшее образование, то есть выпускающие бакалавров гуманитарных или естественных наук, прошедших социализацию, но не получивших конкретную профессию. Этот сектор – преимущественно негосударственные вузы — необходимо сохранить, учеба там должна быть платной, но недорогой. Такие вузы могли бы широко использовать онлайн-курсы, созданные и поддерживаемые ведущими университетами, тем самым удешевляя высшее образование для своих студентов, считает ректор ВШЭ.

Борис Старцев, Новостная служба ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

«Вопрос о росте зарплаты нельзя обсуждать в отрыве от производительности труда»

Чем объяснить низкую безработицу в России, кому не хватило господдержки во время пандемии, каковы перспективы дальнейшей поляризации зарплат? Эксперты НИУ ВШЭ, РАНХиГС и правительства приняли участие в дискуссии о влиянии пандемии на российский рынок труда, которая состоялась в рамках Гайдаровского форума.

Эффект ковида: среднего класса стало меньше, а мужчины вспомнили о роли «добытчика»

Ученые Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала в ходе дискуссии на Гайдаровском форуме рассказали о влиянии пандемии коронавируса на социальную сферу, государство, поведение и настроения населения.

«Когда вы поступаете в университет, в школу, вы доверяете организации, в которую пришли»

У традиционных вузов и технологических образовательных платформ нет поля для конкуренции, но много оснований для партнерства. К такому выводу пришли участники дискуссии «Все, что вы хотели знать об образовании, но боялись спросить» в рамках Гайдаровского форума. В обсуждении приняли участие Дмитрий Крутов, основатель и гендиректор Skillbox, Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, Владимир Мау, ректор РАНХиГС, Максим Спиридонов, сооснователь, глава образовательного холдинга «Нетология-групп».