«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
— Никита Юрьевич, Минобрнауки подготовило законопроект о выделении специалитета в отдельный уровень образования. Уже есть ясность, как это будет?
— Любое изменение в системе образования должно отвечать на простой вопрос: зачем? В законопроекте прописано: по важным, приоритетным для государства направлениям можно будет учиться преимущественно в рамках специалитета — 5 или 6 лет.
Я считаю, что ведущие университеты мира должны конкурировать за лучшие таланты по всему миру
Глобальность университетов и заключается в том, что не только западные страны должны привлекать к себе лучших студентов из других стран, но это должны делать и российские вузы — бороться за таланты из Индии и Китая, и этого не нужно стесняться.
А чтобы привлекать в Россию талантливых ребят из-за рубежа, необходимо предлагать им понятные правила игры, не запутать их переименованием уже существующих пятилетних программ. Отдельно стоит и вопрос финансирования дополнительного года. Как это будет, пока непонятно.
— В следующем году Вышка выдаст дипломы первым выпускникам пятилетнего бакалавриата. Что это за формат?
— Пять лет назад Вышка приняла решение ввести такой формат, потому что для качественной подготовки хорошего историка или, например, востоковеда четырех лет мало. Это бюджетное обучение, студенты ничего не платят, а пятый, дополнительный год университет оплачивает из своих внебюджетных средств.
— Вышка только что запустила первую российскую систему тестирования на знание иностранных языков «Лингвотест». Наш ответ ушедшему TOEFL? Для кого она?
— Это отечественная разработка, первая российская система оценки качества знания иностранного языка. Мы рассчитываем, что она заместит не только тестирование TOEFL, но и другие зарубежные аналоги. Я всегда говорю: санкции — время возможностей. И мы эти возможности используем. В этом проекте — вышкинский опыт независимой экспертизы уровня владения английским языком среди студентов, наши совместные с группой компаний «Просвещение» методические разработки и государственная система контроля персональных данных от Росаккредагентства.
Наш тест для тех, кому уже исполнилось 18 лет и кому нужно не просто проверить знания в целом, но и оценить динамику изменений в уровне владения языком. «Лингвотест» станет подспорьем не только для студентов, но и для ученых, бизнесменов, которые в своей работе выходят на международный уровень.
Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, иначе стипендии были бы больше, сколько вклад человека в свое будущее.
Пройти тестирование уже можно очно в одном из центров ВШЭ, скоро появится онлайн-формат. В тесте четыре раздела: «Чтение», «Письмо», «Аудирование» и «Говорение». Пока сертифицируем только по английскому языку, но точно появятся и другие, например китайский. На школьном уровне оценка знаний китайского уже есть — введен единый госэкзамен. А дальше? Как проверить знание китайского и динамику тем, кто уже вышел из школьного возраста? Мы такую возможность дадим.
— А мы можем и другие знания по такой системе оценивать?
— Вполне. И правовую, и финансовую, и экономическую грамотность можно проверять. Рассчитываю, что в дальнейшем такая практика превратится в культуру оценки взрослыми людьми своих знаний в ключевых сферах деятельности. Мне кажется, очень важно настроить проверку так, чтобы человек мог разобраться, где у него пробелы, чтобы потом подтянуть уровень знаний.
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.
«ВШЭ — это особая история». Открылось ежегодное заседание Международного экспертного совета ВШЭ
Новые факультеты, развитие персонала, интернационализация и многое другое — в повестке первого дня встречи членов Международного экспертного совета, проходящей в Москве.