Медиаграмотность: новые тренды, возможности и вызовы информационной эры
Всероссийская научно-практическая конференция «Медийная и информационная грамотность в России: новейшие тренды» стартовала в Вышке 8 ноября. Организаторами выступили российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» и Институт медиа факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие приурочено к Глобальной неделе медийной и информационной грамотности, проводимой ЮНЕСКО.
Вопросы медиаграмотности требуют очень серьезного профессионального участия, заявил, открывая конференцию, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов. Именно такие профессионалы собрались на мероприятие со всей России. Также очень важна международная составляющая в виде ЮНЕСКО.
«Международная политика России заключается в том, чтобы развивать нашу повестку в интересах РФ, развивать наши международные отношения. Со стороны университета мы также расширяем повестку по восточному вектору, открывая офисы и представительства в странах Юго-Восточной Азии. Например, на днях мы открыли образовательный хаб в Индонезии, в четверг будет информационный повод в Малайзии, в субботу делегация вылетает в Эмираты. Вместе с тем ВШЭ и многие другие российские университеты улучшают свои позиции даже в прозападных международных рейтингах», — подчеркнул он.
Сегодня мир переживает эпоху тотальной медийности, отметил директор Института медиа Эрнест Мацкявичюс. Медиаграмотность становится таким же необходимым средством выживания, как и обычная грамотность, умение читать и писать. При этом одной медийной и информационной грамотностью уже не обойтись. «Время подбросило нам такие важные понятия, как информационная и медийная безопасность, информационная и медийная чистоплотность. В медийное информационное пространство переместились жестокие и разрушительные конфликты, в том числе конфликты глобальные. А потому роль ответственного человека, имеющего доступ к эфиру, к аудитории, собирающего, анализирующего, формирующего и ретранслирующего контент, возрастает в разы. Пришло время определиться в дефинициях, чтобы понять, какие специалисты нужны сейчас на рынке и как мы должны их готовить», — убежден он.
Информационная грамотность является одним из шести приоритетных направлений деятельности Межправительственной программы ЮНЕСКО «Информация для всех», напомнил председатель Российского комитета программы Сергей Бакейкин. Российский комитет стал первым комитетом, созданным в рамках программы, и, по оценкам нескольких генеральных директоров ЮНЕСКО, самым передовым, флагманским национальным комитетом.
«Московская декларация о медиаграмотности и информационной грамотности, разработанная в 2012 году усилиями представителей 40 стран по итогам совместной работы, впервые в мире представила объемное понимание этого вида грамотности в контексте междисциплинарного подхода к возможностям и вызовам информационной эры», — рассказал Сергей Бакейкин.
Современному человеку требуются совершенно новые навыки и умение ориентироваться в информационном пространстве. Приобретение таких навыков и способностей, возможно, скажется на развитии нашей высшей нервной деятельности в целом, считает декан факультета креативных индустрий Андрей Быстрицкий. «Говорят, что у кроманьонцев мозг был больше, чем у нас сейчас, потому что они жили в напряженной, тяжелой и опасной, постоянно меняющейся среде. Я думаю, что новая информационная среда, в которую мы попали, тоже заставит нас развиваться и умнеть, потому что навигация в этом взбаламученном информационном океане очень непроста. Сложно разобраться, что и как происходит, и уметь этим пользоваться. Объем информации, который сегодня производится и распространяется, настолько велик, что одному человеку справиться с ним сложно. Чтобы ориентироваться, нужны новые знания и навыки», — пояснил он.
В условиях изобилия фейков, генерируемых нейросетями, особое значение приобретает регулирование соответствующих технологий, считает сотрудник секретариата Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, сотрудник департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям МИД РФ Федор Калайдов. Принятая в 2021 году ЮНЕСКО рекомендация об этических аспектах искусственного интеллекта фиксирует, что развитие технологий на основе искусственного интеллекта ведет к увеличению объема генерируемой информации, и это требует сопоставимого повышения медийной и информационной грамотности, говорит он. Федор Калайдов особо упомянул передовой российский Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта, успешно продвигаемый в нашей стране и за рубежом.
Также участников конференции поприветствовала заместитель начальника отдела международных связей аппарата Общественной палаты Российской Федерации Мария Медушева. Подчеркнув особую важность темы информационной грамотности, она предложила не ограничиваться международной конференцией, а провести аналогичное национальное мероприятие в стенах Общественной палаты РФ с участием широкого круга специалистов.
Более 70% молодежи всего мира используют интернет, рассказал член Бюро Межправительственного совета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», председатель Рабочей группы Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» по информации для развития, профессор Университета Хайдарабада (Индия) Прабакар Рао Джандьяла. Поэтому медийная и информационная грамотность важна для устройства устойчивого инклюзивного общества. По его мнению, всем странам необходимо разработать политику и стратегии эффективного развития медийной и информационной грамотности. Это должно осуществляться в рамках национальных нужд и культур, подчеркнул он.
В конференции в качестве экспертов участвуют сотрудники Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Российской академии образования, Московского государственного института культуры, Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, Московского государственного педагогического университета и ряд других известных исследователей. Работа конференции пройдет по разным секциям 8–9 ноября.
Вам также может быть интересно:
«Мы собрали для учащихся концентрат из реальных и работающих инструментов»
Студенты Школы коммуникаций НИУ ВШЭ завершили курс «Креативный PR как инструмент бесплатного продвижения компании в публичном поле». Образовательный проект был реализован в игорной зоне «Красная Поляна». Наставники из PR-департамента культурно-развлекательного центра в течение 12 недель делились со студентами практическими навыками формирования базы журналистов, классификации каналов продвижения, рассказывали о форматах взаимовыгодного партнерства со СМИ и новыми медиа.
Департамент медиа питерской Вышки принял участие во Всероссийском форуме деловых СМИ
Профессора питерской Вышки выступили на XV Всероссийском форуме деловых СМИ в Москве. На площадке форума известные журналисты, бизнес-эксперты, руководители СМИ и представители научного сообщества обсудили актуальные вопросы медиаотрасли в новых экономических условиях.
Стартует проект «Медиакласс в ВШЭ»
26 января начинает работу «Медиакласс в ВШЭ». Это лекции, мастер-классы, практикумы, предпрофессиональные каникулы и проектная работа для учеников 10–11-х классов — участников программы «Медиакласс в московской школе».
«Задача журналистов — воспитать готовность помочь»
В питерской Вышке завершился совместный просветительский проект «Помогать: как собирать людей и деньги» департамента медиа НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и благотворительного фонда AdVita. Студенты программ «Медиакоммуникации» и «Медиапроизводство и медиааналитика» в течение двух месяцев посещали открытые лекции о благотворительности с практикой в области PR и редактуры. Ребята подготовили первые материалы для фонда, некоторые из студентов останутся на летнюю практику в AdVita.
Подкаст-шоу Вышки «После дедлайна» признано лучшим клиентским медиа 2023 года
В апреле в пресс-центре МИА «Россия сегодня» подвели итоги ежегодного конкурса «Лучшее корпоративное медиа» Ассоциации директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России (АКМР). Бренд-медиа Школы коммуникаций НИУ ВШЭ — подкаст-шоу «После дедлайна» — победило в номинации «B2C — клиентские медиа: подкаст». Торжественная церемония награждения лауреатов прошла в рамках международной конференции «Роль корпоративных коммуникаций и СМИ в стратегическом управлении компанией».
«Данных море, вопрос, умеете ли вы их обрабатывать и видеть за цифрами большее»
Россияне продолжают смотреть телевизор почти по 4 часа в день, и примерно столько же времени они тратят на интернет. О последних трендах в медиапотреблении, а также о том, как устроен российский рынок медиаизмерений, экспертам Высшей школы экономики рассказали представители исследовательской компании Mediascope. Встречу с ними организовал факультет креативных индустрий НИУ ВШЭ.
«Аватар — это образ постчеловека»: как связаны космическое и земное, выясняли на «Медиакосме»
16 февраля состоялась шестая по счету конференция «Медиакосм», организованная факультетом креативных индустрий НИУ ВШЭ. Мероприятие традиционно посвящено дискурсивным и недискурсивным способам представления космического через медиа, моду и музыку.
«Весь мир — большое медиа»: эксперты ВШЭ на Российской креативной неделе
С 7 по 10 июля в Парке Горького прошла Российская креативная неделя — главное событие в секторе экономики, связанном с интеллектуальной деятельностью. Участники и гости РКН обсудили основные задачи и проблемы формирования стратегии национального креативного продукта. Эффективные модели работы и жизни в новой экономической реальности предложили на сессиях РКН и эксперты НИУ ВШЭ.
«Чтобы говорить о сторителлинге, русский человек должен сначала научиться отвечать на вопрос "Как дела?"»
В Москве прошел ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ при поддержке Агентства инноваций города Москвы. В первой дискуссии на тему «Сторителлинг. Как говорить, чтобы быть услышанным» приняли участие хедлайнеры фестиваля и эксперты медиаиндустрии. Они поделились личными историями успеха и мыслями о будущем сторителлинга.
На фестивале Telling Stories расскажут об актуальных мировых медиа-трендах
17 и 18 мая в Москве пройдет ежегодный фестиваль Telling Stories, организованный факультетом коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ. Гости фестиваля посетят паблик-ток с голливудским режиссером, узнают, как создать собственное успешное микромедиа, увидят театральный перформанс студентов Вышки и многое другое. Вход на все мероприятия бесплатный.