Без мастерских, но с ключевыми представителями отрасли: как будет работать Институт кино ВШЭ
Альтернатива признанным киношколам, принципиально новый подход к кинообразованию, актерское мастерство «без мастерских», лучшие преподаватели индустрии — так представили Институт кино ВШЭ его основатели на презентации 22 ноября. В мероприятии приняли участие известные российские кинопродюсеры, актеры и другие кинодеятели, от имени НИУ ВШЭ всех приветствовал ректор университета Никита Анисимов.
Презентацию открыл Андрей Быстрицкий, декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, в структуру которого входит Институт кино. Начал он с поздравления с днем рождения директора института Александра Акопова, а «звездному составу» выступающих предложил уложиться в пару-тройку минут, заметив, что «за это время в кино создают шедевры, в том числе и те, кто сегодня здесь присутствует».
Ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов в свою очередь отметил другой день рождения, который отмечается в эти дни, — 29-ю годовщину создания Вышки. Таким образом, университет вступает в юбилейный год с новым направлением, связанным с креативными индустриями, и отвечает на запрос рынка и общества на подготовку специалистов в этой области. Ректор также обратил внимание на то, что факультет коммуникаций, медиа и дизайна в ближайшее время будет преобразован в факультет креативных индустрий, а образовательные программы станут мультидисциплинарными.
«Мы любим автора, но работаем для зрителя» — так формулируют создатели института свой девиз. Впервые в истории вуз ориентируется на мнение индустрии о том, кого, чему и как учить, сказал один из основателей и директор института Александр Акопов, известный теле- и кинопродюсер. Для этого «нам оставалось найти лучших в мире преподавателей, и мы их нашли», подчеркнул он.
Александр Акопов представил Дэвида Говарда, основателя Школы кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии, автора классических учебников по сценарному мастерству, который будет руководителем программ института по кинопроизводству и сценарному мастерству, и Светлану Ефремову-Рид, руководителя программ по актерскому мастерству. Светлана — выпускница ЛГИТМиК, магистр по актерскому мастерству Йельского университета, декан факультета драматического искусства Университета штата Калифорния в Фуллертоне.
Актриса Юлия Снигирь, которая участвовала в презентации, призналась, что «пробралась сюда с корыстным расчетом — чтобы поступить на курсы повышения квалификации, поучиться у Светланы». По ее опыту, российские актеры вызывают интерес у зарубежных деятелей кино, и «Светлана может стать отличным проводником в этот портал». Актерский цех был представлен также Никитой Ефремовым и Анной Михалковой, которые прислали свои видеоприветствия.
Идея была в том, чтобы создать альтернативу всем существующим «замечательным, престижным, успешным» школам, сказала Светлана Ефремова-Рид. В частности, она считает очень важным, помимо традиционных наработок Михаила Чехова, Ли Страсберга, использовать технику Сэнфорда Мейснера, которая признана во всем мире, но его труды до сих пор не переведены на русский. В числе новых подходов к преподаванию актерского мастерства будет использоваться также всемирно признанная методика Тадаси Сузуки. Первое время преподавание будет только на английском, поскольку преподаватели и консультанты будут из-за рубежа, затем планируется привлекать и российских педагогов.
«У нас нет мастерских», мы готовим специалистов, способных справиться с любыми задачами в современной аудиовизуальной индустрии, с любым бюджетом и другими мыслимыми и немыслимыми условиями и ограничениями, говорят Александр Акопов и Светлана Ефремова-Рид. Они исходят из того, что личный опыт даже самых лучших и успешных сценаристов, режиссеров и продюсеров не покрывает всего разнообразия задач, к решению которых должен быть готов выпускник института в начале своей карьеры. Поэтому каждый семестр — новый мастер, пояснила Светлана Ефремова-Рид.
Дэвид Говард, участвовавший в презентации онлайн, из Калифорнии, рассказал, как приезжал в Россию по приглашению Александра Акопова и Сергея Сельянова в 2012 году и консультировал преподавателей киноиндустрии. Это был хороший старт, говорит он, сейчас появилась возможность применить свой опыт значительно шире.
«В России нужно жить долго», — отреагировал на слова Дэвида Говарда глава Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов. Сегодня знаменательный период, говорит он, поскольку пришло время реализации идей. «Это очень важно для нас, мы заказчики, урожай созревает не быстро, но зерна брошены», — заключил продюсер.
В свою очередь продюсер Тимур Бекмамбетов отметил, что кино — это не только сторителлинг, хорошо рассказанная история. Это прежде всего технологический аттракцион, поэтому необходимы базовые знания в этой области, а «кино не успевает за изменениями жизни», и «было бы здорово, если бы была возможность изучать новый язык кино, поскольку мы живем в цифровом мире».
Стоит отметить, что Сергей Сельянов и Тимур Бекмамбетов будут сотрудничать с Институтом кино ВШЭ. Кроме них создатели института привлекают и других ключевых индустриальных экспертов. Это Валерий Тодоровский, сценарист, продюсер, режиссер; Рубен Дишдишян, генеральный продюсер компании «Марс Медиа»; Игорь Мишин, генеральный продюсер студии «ПРОФИТ»; Евгения Маркова, руководитель «Роскино».
Образовательные программы Института кино ВШЭ
Бакалавриат
Продюсер (с углубленным изучением сценарного мастерства)
Продюсер (с углубленным изучением мастерства режиссера)
Продюсер (с углубленным изучением управления, организации и экономики киноиндустрии)
Специалитет
Актер
Магистратура
Актер театра и кино (актерская магистратура открывается впервые в России)
Сценарное мастерство
Мастерство режиссера
Вам также может быть интересно:
Александр Акопов: «Продюсеры будут стоять в очереди за нашими выпускниками»
В текущем году впервые набирает курс Институт кино ВШЭ. Как будут учить на сценаристов, режиссеров, актеров, продюсеров? Чем образовательные программы отличаются от программ других профильных вузов? Какое кино является пропуском в профессию — артхаусное или зрительское? Боится ли индустрия кризиса? Ответы на эти и другие вопросы — в интервью директора Института кино НИУ ВШЭ Александра Акопова.
«Родители запрещали мне смотреть телевизор, а теперь я работаю в киноиндустрии»
Медиаиндустрия — одна из самых динамичных областей. Экономия на скачивании бесплатного кино уступила там лени честного пользователя, который смотрит фильм онлайн за 30 рублей. В рубрике «Конструктор успеха» управляющий директор компании «Двадцатый Век Фокс» Андрей Громковский рассказал, чем опасны и привлекательны вложения в медиа-продукт, существуют ли средства манипуляции людьми через ТВ и что в кино важнее — искусство или бизнес.