Александр Акопов: «Продюсеры будут стоять в очереди за нашими выпускниками»
В текущем году впервые набирает курс Институт кино ВШЭ. Как будут учить на сценаристов, режиссеров, актеров, продюсеров? Чем образовательные программы отличаются от программ других профильных вузов? Какое кино является пропуском в профессию — артхаусное или зрительское? Боится ли индустрия кризиса? Ответы на эти и другие вопросы — в интервью директора Института кино НИУ ВШЭ Александра Акопова.
«Традиция Вышки — давать образование самого высокого качества, — говорит Александр Акопов. — Институт кино создан по инициативе ВШЭ вместе с Ассоциацией продюсеров кино и телевидения — крупнейшего объединения в отрасли, которое представляет 42 компании». Ассоциация давно занималась изучением кинообразовательных программ в мире. К сожалению, в стране доминирует европейская модель, когда главное слово принадлежит режиссеру, в результате кинематограф сводится к бесконечному творческому эксперименту, говорит он.
«Мы же ориентируемся на ту модель, которая прекрасно работает в Голливуде. Это так называемый зрительский кинематограф. Поклонники артхауса произносят слово “зрительский” презрительно, мы же им гордимся. При любой сложности кино должно вызывать интерес у зрителя, оно должно окупаться и таким образом получать право на дальнейшее существование», — уверен Александр Акопов. Господдержка у нашей индустрии есть, и часто говорят: вот в Америке нет господдержки. Но зато у Америки есть столетнее лидерство на рынке, и там на творческие эксперименты идут, условно говоря, лишние деньги.
В России в господдержке нуждается и коммерческое кино, в частности прокат, потому что внутри страны отечественные фильмы сталкиваются с жесткой конкуренцией американцев, у которых бюджет фильма, скажем, 150 млн долларов. Правда, мы выиграли борьбу за отечественного зрителя на телевидении: процентов восемьдесят пять аудитории смотрят отечественные сериалы. Образовательные программы института будут нацелены в том числе на новую часть индустрии — стриминговые сервисы, у которых тоже есть и фильмы, и сериалы. Эта часть индустрии сейчас в инвестиционной фазе, пока подписка не покрывает всех затрат.
В период спада пострадает больше всего телевидение, потому что сокращается реклама. «Но мы уже точно знаем, что государство готово поддержать индустрию, в частности кинотеатры, которые столкнутся с падением спроса с уходом мировых мейджоров», — говорит Александр Акопов. Модель поддержки отработана в пандемию. Впрочем, пока не видно большого падения аудитории. Ситуация, конечно, непростая, но мы представляем, как из нее нужно выходить, добавил он. Кроме того, сегодня есть ниша, еще нигде не использованная, — это показ в кинотеатрах сериалов. Например, можно показать несколько серий, которые после кинотеатра попадут на стриминговый сервис, а потом на ТВ.
Программы обучения Института кино построены с учетом потребностей индустрии. «Мы точно знаем, кого нам не хватает: сценаристов и режиссеров, продюсеров, умеющих работать в повествовательной парадигме… Конечная наша цель — заставить переживать зрителя», — подчеркнул Александр Акопов. Для актеров будет расширенная программа. По его словам, кроме системы Станиславского, уже лет сто есть много разных техник, например система Сэнфорда Мейснера, по которой учится Голливуд. Авторы программы намерены вооружить актера арсеналом на всю жизнь: научить его владеть речью, телом, взаимодействовать с режиссером, работать с камерой.
Чем отличается Институт кино Вышки от других киношкол? Можно сказать так: прежде чем делать мертвую петлю, нужно научиться управлять самолетом. Прежде чем снимать авторское кино, нужно научиться делать элементарные вещи, чтобы не делать элементарных ошибок. И в Институте кино будут учить базовым вещам.
Еще одно отличие в том, что в Вышке нет мастера курса. При всем уважении к мастерам опыт каждого, будь то Феллини, Тарковский, Спилберг, — это ограниченный опыт, полагает Александр Акопов. В числе преподавателей есть приглашенные из-за рубежа, например Светлана Ефремова-Рид, актриса, преподаватель Голливуда, хорошо известный в индустрии Дэвид Говард, сценарист, скрипт-директор, голливудский консультант, и другие специалисты. Все договоренности с ними на данный момент в силе.
Часто спрашивают: как готовиться к поступлению в институт? При поступлении комиссию будут интересовать способности абитуриента к профессии. Для этого изучается представленное портфолио, проводится собеседование, выясняется, насколько человек эрудирован. Например, его просят рассказать случай из собственной жизни и говорят: вы можете рассказать что угодно, главное, чтобы мы вам поверили. В приемную комиссию входят и российские преподаватели, и американские.
Продюсеры — члены ассоциации хотят видеть выпускников института у себя на работе, не сомневается Александр Акопов: «Продюсеры будут стоять в очереди за нашими выпускниками». Если речь идет о режиссерах-студентах, то есть договоренности давать им возможность принять участие в съемочном процессе, снять, допустим, одну сцену. Это риск, но другого пути попадания в профессию по-настоящему нет, полагает он.
Вам также может быть интересно:
Без мастерских, но с ключевыми представителями отрасли: как будет работать Институт кино ВШЭ
Альтернатива признанным киношколам, принципиально новый подход к кинообразованию, актерское мастерство «без мастерских», лучшие преподаватели индустрии — так представили Институт кино ВШЭ его основатели на презентации 22 ноября. В мероприятии приняли участие известные российские кинопродюсеры, актеры и другие кинодеятели, от имени НИУ ВШЭ всех приветствовал ректор университета Никита Анисимов.
«Родители запрещали мне смотреть телевизор, а теперь я работаю в киноиндустрии»
Медиаиндустрия — одна из самых динамичных областей. Экономия на скачивании бесплатного кино уступила там лени честного пользователя, который смотрит фильм онлайн за 30 рублей. В рубрике «Конструктор успеха» управляющий директор компании «Двадцатый Век Фокс» Андрей Громковский рассказал, чем опасны и привлекательны вложения в медиа-продукт, существуют ли средства манипуляции людьми через ТВ и что в кино важнее — искусство или бизнес.