Интернет, AIDA и период полураспада
13 октября в Высшей школе бизнес-информатики ГУ-ВШЭ состоялась лекция директора по маркетингу сервисов Яндекса, главного редактора журнала «Интернет-маркетинг» Андрея Себранта.
На заданный в теме лекции — «Почему интернет-маркетинга не существует?» — вопрос, Андрей Себрант постарался ответить в самом начале выступления. Маркетинг везде остается маркетингом: он призван решать конкретные бизнес-задачи, тактические и стратегические, изучая предпочтения людей и работая с ними. В последнее время мы наблюдаем эволюцию терминов: хиты/хосты стали посетителями, трафик — аудиторией, глубина просмотра сменилась вовлеченностью. Но это не меняет сути, интернет-маркетинга не существует. «А что же тогда есть?» — задался вопросом Андрей Себрант. И ответил: «Есть Интернет и вся интерактивная цифровая среда».
В каждой среде маркетинговые коммуникации имеют свою специфику. Есть она и в Интернете. В результате конвергенции все сливается и превращается в сплошной интерактивный маркетинг. Существует интернет-инструментарий в общем промо-миксе и в маркетинговых исследованиях.
Маркетинг — экспериментальная наука, важнейшая задача которой — познание потребителя и параметров его счастья. Гипотезы для эксперимента строятся на основе интуиции, опыта и здравого смысла. По словам Андрея Себранта, необходимо жестко соблюдать методологию эксперимента. «Задача должна быть сформулирована предельно конкретно. В эксперименте должен учитываться только один экспериментальный фактор. Контрольная группа должна быть идентична эксперименту», — эти и некоторые другие постулаты становятся особенно важными для интернет-среды.
Как известно, люди ведут себя на самом деле не так, как об этом рассказывают. Отсюда вывод: надо не только опрашивать людей, но и наблюдать за ними. А в Интернете наблюдать просто. К примеру, по типу запроса можно довольно легко и с большой долей вероятности определить пол человека.
Еще один аспект маркетинговой деятельности, затронутый в лекции — конечный продукт, предлагаемый потребителю. Продукт — главное в маркетинге. Особенно если продукт бесплатный. Тогда на первый план выходит качество продукта, и за него разворачивается конкурентная борьба. Ее цель — не столько получить как можно больше пользователей, сколько удержать их. По наблюдениям Андрея Себранта, отток пользователей сервиса можно сравнить с периодом полураспада изотопа: за каждую последующую единицу времени количество пользователей сокращается наполовину.
«Стремительный рост числа пользователей сравним с атомным взрывом, — очередная аллегория лектора — выпускника Московского физико-технического института. — Так было, например, с Facebook некоторое время назад».
Продвижение должно быть связано с интерактивностью. У Интернета огромные возможности в этом плане. Интерактивность проникает даже в наружную рекламу. «Мне пришлось наблюдать такую картину: пожилая дама в центре Москвы ходила вокруг рекламного щита "Вискас", из которого доносилось жалобное мяуканье. В нем просто стоял датчик, который реагировал на приближающегося человека соответствующими звуками», — рассказал лектор.
В принципе, модель AIDA, сформулированная Элмо Льюисом еще в 1898 году, вполне применима для продвижения продукта в Интернете. Расшифровывается она как Attention, Interest, Desire, Action. Это поэтапный алгоритм привлечения внимания, вызова интереса, желания (или потребности) и последующего действия. Во-первых, предложение какого-то сервиса должно быть потребителем замечено. Во-вторых, потребитель должен понять, что это для него, и проявить к коммерческому предложению интерес. В-третьих, у потребителя должно возникнуть желание воспользоваться этим предложением. В-четвертых, он должен совершить конкретное действие. В данном случае воспользоваться предложенной услугой. На каждом из этих этапов часть потребителей теряется. Ясно, что заметят объявление не все, на кого оно рассчитано. Заинтересуются не все из тех, кто заметил, желание воспользоваться новым сервисом тоже возникнет не у всех (в силу, например, сформировавшихся привычек). Поэтому при нарастании активности пользователей необходимо расширять контекст, увеличивать количество предложений, чтобы число потребителей не терялось слишком быстро.
Для продвижения новых сервисов постоянно нужно находить новые формы. Так, баннер как жанр интернет-рекламы появился в США в 1994 году совершенно случайно: на странице было свободное место, дыра. А уже через 10 лет его «похоронили» при большом стечении рекламистов и журналистов, посчитав отжившим и неэффективным. В качестве одного из возможных вариантов продвижения используются связи с off-line-средой. Например, чтобы продолжить игру в Интернете, надо купить бутылку, на крышке которой есть промокод, дающий право на продолжение игры и возможность получения приза в виде очередного количества бутылок, на крышках которых есть код для продолжения игры…
Интернет меняется на глазах. Это, по мнению Андрея Себранта, означает непригодность многих маркетинговых решений в долгосрочной перспективе. Так же как и анекдот, рассказанный несколько раз, теряет свой комический эффект и вызывает лишь раздражение.
Андрей Щербаков, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Полины Фроловой
В настоящее время идет прием документов на программу профессиональной переподготовки Высшей школы бизнес-информатики ГУ-ВШЭ «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов». Начало занятий 15 ноября 2010 года.
Вам также может быть интересно:
«Выпускники онлайн-магистратуры ВШЭ и “Яндекса” будут востребованы на горизонте многих лет»
Вышка открывает набор на совместную с “Яндексом” онлайн-магистратуру «Искусственный интеллект в маркетинге и управлении продуктом». Студенты будут изучать автоматизацию маркетинга, машинное обучение и ИИ, управление проектами и другие предметы. Академический руководитель онлайн-магистратуры, доцент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук ВШЭ Александр Тараканов, и академический руководитель со стороны “Яндекса”, эксперт в сфере маркетинговых образовательных технологий Дмитрий Еременко, рассказали, какие задачи ИИ помогает решать бизнесу и какие специалисты потребуются рынку в будущем.
Первая национальная конференция по маркетингу университетов SERP-2023 пройдет в питерской Вышке
31 августа на площадке НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге состоится Первая национальная конференция по маркетингу университетов SERP-2023. Более двадцати спикеров из ведущих университетов России представят лучшие маркетинговые практики и кейсы для высших учебных заведений. Мероприятие организовано Учебным центром подготовки руководителей питерской Вышки (Кочубей-центр) и консалтинговым агентством «Университеты и маркетинг».
«Восхищаюсь стремлением студентов НИУ ВШЭ учиться, обсуждать, расширять свои перспективы»
В рамках проекта «Цифровые профессора» Вышка приглашает международных преподавателей для работы со студентами в дистанционном режиме. Одним из участников программы в ноябре 2021 года стал доцент кафедры коммерции и маркетинга Познанского университета экономики и бизнеса Роберт Романовский. Он прочитал лекции по стратегическому брендингу для студентов Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ в рамках курса «Искусство и городские коммуникации».
Участие студентов в «живых» бизнес-проектах на магистерской программе «Маркетинг»
С 2018 года проектная деятельность на программах магистратуры предусмотрена образовательным стандартом НИУ ВШЭ. Она поможет студентам получать прикладные навыки для последующего трудоустройства и карьерного роста. Своим опытом организации проектной деятельности поделились представители магистерской программы «Маркетинг».
Две программы Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ признаны в Европе
Программа повышения квалификации «Маркетинг для профессионалов» и программа профессиональной переподготовки Master in Marketing аккредитованы Европейской маркетинговой конфедерацией. Теперь их выпускники, завершив учебу и сдав дополнительные экзамены, смогут получить сертификаты, признаваемые европейскими компаниями, в том числе представленными в России.
Новая маркетинговая реальность
Декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса ВШЭ Татьяна Комиссарова рассказала IQ HSE о том, как технологии помогают влиять на поведение покупателей.
Искусственный интеллект трансформирует маркетинг. Но людям работы все равно хватит
Как трансформируются функции маркетинга и изменятся компетенции маркетологов в связи со стремительным развитием искусственного интеллекта? Эти вопросы обсудили на дискуссионной площадке в Вышке, организованной Высшей школой маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.
Маркетинг становится технологической профессией
4 апреля 2017 года в Высшей школе маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ состоялось очередное мероприятие из серии «Маркетинг 2020: трансформация функции маркетинга». На этот раз перед аудиторией выступила Светлана Миронюк с мастер-классом «Новые роли и возможности маркетинга в эпоху BIGDATA, MachineLearning & AI». Модератором сессии стала Татьяна Комиссарова, декан ВШМиРБ НИУ ВШЭ.
Технологии меняют маркетинг
Какие тенденции определяют стиль жизни и мотивацию современного потребителя? Как изменятся в ближайшем будущем функции маркетинга и какие специалисты в этой области будут востребованы к 2025 году? Об этом рассказала в рамках проекта «Университет, открытый городу: Вышка в Парке Горького» декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ, профессор Института менеджмента и инноваций НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова.
Россияне мало доверяют отечественным брендам одежды
Несмотря на то, что в последние годы на рынке одежды появились новые отечественные бренды, россияне сохраняют верность зарубежным. При этом стратегия «маскировки» под иностранные бренды российским компаниям не помогает.