«У нас есть все предпосылки, чтобы попасть в топ глобального образования»
4 октября состоялось общее собрание ректоров 21 ведущего университета России — членов ассоциации «Глобальные университеты», призванной наладить сетевое взаимодействие вузов — участников Проекта 5-100. По прошествии четырех лет с начала проекта ректоры вузов встретились с вице-премьером Ольгой Голодец и министром образования и науки Ольгой Васильевой для подведения промежуточных итогов работы.
Результаты большинства основных международных рейтингов университетов за 2017 год уже опубликованы, и российские вузы — участники Проекта 5-100 достигли в них больших успехов: на этот раз в топ-100 предметных рейтингов QS вошли сразу пять российских университетов — МФТИ, МИСИС, НГУ, МИФИ и ВШЭ (сразу по трем предметам), предметных рейтингов ARWU — два университета-участника Проекта 5-100 (ВШЭ, МИСИС).
«У нас есть все предпосылки, чтобы попасть в топ глобального образования, — отметила заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец. — Наше население разделяет ценности образования, молодежь мотивирована на поступление в вузы. За нами серьезная школа российского и советского образования, есть несколько приоритетных направлений — космические исследования, атомная энергетика, в которых Россия была и остается ведущей державой в мире. Однако никто не предполагал, что за три года можно достичь столь весомых результатов. Мы заняли отличные позиции не только по математике и физике, что было ожидаемо, но и по социологии, экономики, политике, международным отношениям».
Министр образования и науки РФ Ольга Васильева подчеркнула, что Проект 5-100 — самый дорогой проект в сфере образования, за 5 лет объем господдержки вузов превысил 50 млрд рублей, в оставшиеся три года предстоит потратить еще почти 30 млрд рублей. Она предложила оставить в проекте 5-100 лишь 6 вузов — те, которым удалось добиться наиболее впечатляющих результатов, чтобы они вошли в топ-100 институциональных рейтингов, как это предполагалось изначально, а остальные вузы поддерживать в рамках других программ. Однако участники заседания не поддержали эту идею.
Ольга Голодец предложила «не делать резких движений, которые сведут на нет достижения прошлых лет». Заместитель начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Юлия Линская подчеркнула, что ныне действующее постановление Правительства РФ учитывает продвижение вузов во всех рейтингах — не только институциональных, но и предметных. В противном случае отраслевым вузам (например, медицинским) не было смысла участвовать в проекте. По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, шанс войти в топ-100 предметных рейтингов есть еще как минимум у 3-4 участников проекта 5-100. К тому же задача проекта — повышение качества работы российских вузов в целом, их вхождение в глобальную высшую школу, и шесть вузов, а также МГУ и СПбГУ с решением задачи глобального позиционирования не справятся. Ректор НИУ ВШЭ отметил, что анализ верхних строчек мировых рейтингов показал, что большинство вузов-лидеров институционального рейтинга входят в топ-100 списков примерно по 25 предметам. Поэтому российские вузы медленно продвигаются.
В прошлом году ректоры вузов — участников ассоциации предложили рассмотреть задачу вхождения к 2025 году в топ-100 международных рейтингов как минимум одного российского вуза по каждому предметному направлению, что потребует продления Проекта 5-100. Замысел ректоров состоит в том, что в стране не должно остаться «наук-аутсайдеров» — в каждом направлении Россия должна иметь конкурентоспособный университет. Спустя год с момента вынесения этого предложения можно увидеть, что количество вузов в предметных рейтингах выросло: сейчас Россия представлена в топ-100 предметных рейтингов QS по 19 предметам из 46 и предметных рейтингов ARWU по 5 предметам из 52.
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
«Ассоциация сфокусируется на повышении международной конкурентоспособности российского высшего образования»
В Белом зале Дома Дурасова НИУ ВШЭ состоялось заседание Ассоциации «Глобальные университеты». Участники встречи приветствовали новых членов объединения, подвели итоги работы за год и наметили цели на следующий. В мероприятии принял участие министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Количество позиций ВШЭ в топ-100 предметных рейтингов удвоилось за год
Сегодня публикацией предметного рейтинга «Искусство и гуманитарные науки» британского издания THE завершен годовой цикл публикаций трех основных мировых рейтингов ― THE, QS и ARWU. По сравнению с прошлым годом Высшая школа экономики увеличила количество позиций в топ-100 предметных рейтингов ТНЕ, QS и ARWU в два раза ― с 6 до 12.
ВШЭ вошла в топ-150 мировых вузов рейтинга THE Reputation
Высшая школа экономики улучшила результат прошлого года и вошла в диапазон 126–150 репутационного рейтинга Times Higher Education. Среди российских вузов ВШЭ разделила 2–4-е место с МФТИ и СПбГУ.
ВШЭ увеличила присутствие в рейтингах US News Best Global Universities до 6 предметов
В опубликованных сегодня предметных рейтингах университетов мира US News Best Global Universities НИУ ВШЭ представлен в шести предметах (в 2020 году — в четырех). Высшая школа экономики впервые вошла в предметные рейтинги «Искусство и гуманитарные науки» (позиция 207) и «Психология» (позиция 374), а также подтвердила свой лучший результат по предмету «Математика» (позиция 85), устойчиво сохраняя свою позицию в топ-100 лучших университетов мира по этому предмету и вторую среди российских университетов в этом рейтинге.