«Экономика стала для меня сферой, где можно объединить математику с реальным миром»
В этом году Анна Денисенко окончит бакалаврскую программу «Экономика», а затем продолжит обучение на программе PhD в Нью-Йоркском университете, на которую она уже поступила. О том, что было необходимо для поступления, об учебе в Вышке и об ожиданиях от учебы в Нью-Йорке она рассказала новостной службе ВШЭ.
Как математики выбирают экономику
В старшей школе я поступила в хорошую математическую школу, у нас был замечательный классный руководитель и отличная команда преподавателей. Мне нравилась математика, нравилось ходить на олимпиады и решать задачки. Что самое приятное — у меня это хорошо получалось. С одноклассниками мы спорили о том, что лучше: мехмат, матфак, ВМК или физтех. Нетехнических специальностей для нас не существовало. А в начале одиннадцатого класса я попала на лекции по экономике в Политехническом музее от Высшей школы экономики. И экономика стала для меня сферой, где можно объединить математику с реальным миром.
Я выбирала между экономическим факультетом МГУ и Вышкой, и меня больше заинтересовала программа Высшей школы экономики. Мое мнение пристрастно: мне кажется, что в ВШЭ у студентов больше возможностей для самореализации. Постоянно проводятся конференции и научные семинары. ВШЭ каждый год подписывает новые соглашения об обменных программах с университетами по всему миру. Есть лаборатории, в которых работают молодые ученые. ВШЭ приглашает иностранных профессоров. Можно и нужно брать курсы на других факультетах и даже в других вузах.
Почему полезно быть вольным слушателем
Я пришла на экономический факультет, практически ничего не зная об экономике. Зато у меня была очень сильная математическая база, которой с избытком хватило на математические курсы первого года. Ни линейная алгебра, ни математический анализ не вызывали проблем, типичных для студентов факультета экономических наук. На втором курсе я попала на исследовательский поток — около 40 человек, отобранных по результатам успеваемости после первого года.
Считается, что у студентов исследовательского потока программа несколько сложнее, чем у студентов базового потока. Это справедливо лишь отчасти. Экзамены едины для всех студентов. Но у тех, кто учится на исследовательском потоке, более напряжённая подготовка, выше требования преподавателей. Зато нам, например, могли рассказывать про совместное распределение, пока мы сидели на лавочках во дворе.
Помимо обязательных предметов у студентов со второго курса есть курсы по выбору. Как я уже упоминала, необязательно брать курсы на своем факультете. Я слушала топологию в совместном бакалавриате ВШЭ и РЭШ и ходила вольнослушателем на математический анализ в Независимый московский университет. Выбор широк, и, как мне кажется, каждый сможет найти для себя что-то интересное.
Отчего российская экономика становится западной политологией
В начале второго курса, после курса по дискретной математике, я пришла работать стажером-исследователем в Международную научно-учебную лабораторию анализа и выбора решений. Я работала совместно с Владимиром Ивановичем Вольским и Фуадом Тагиевичем Алескеровым над статьей, посвященной обобщению разных функций выбора. Также посещала семинары лаборатории, на которых обсуждались работы других участников. Мне интересно выслушивать чужие идеи, нравится разбираться в совершенно незнакомом и непонятном.
Сейчас я посещаю научно-исследовательский семинар по политической экономике, на котором докладчики рассказывают о проделанной работе, так или иначе связанной с политологией. Недавно рассказывали об исследовании, посвященном влиянию средств массовой информации на выбор населения. В политологии вообще очень много различных тем для размышлений и возможностей для исследований.
Начиная со второго курса я работала учебным ассистентом, сначала по математическому анализу, потом по теории вероятности, сейчас по теории игр в департаменте политической науки. В этом году я стала победителем конкурса НИРС по экономике. Хотя на самом деле то, что мы все еще считаем экономикой — теория игр, теория выбора — во многих университетах считается политологией. Так, несмотря на то, что моя работа победила в конкурсе по экономике, в США ее считают политологической. Кстати, поэтому и в Нью-Йорке я подала заявку в департамент политологии.
Как правильно выбрать программу PhD
Еще в школе я очень часто ездила в математические лагеря ассистентом и помогала проводить олимпиады. Мне нравилось рассказывать и объяснять. После бакалавриата я хотела поступить в магистратуру РЭШ, а затем либо преподавать, либо учиться в аспирантуре — российской или зарубежной. После первого курса я съездила на месяц на летнюю школу в Техас. Там были ребята из совместного бакалавриата и с экономического факультета. Мы очень часто обсуждали PhD, и то, что я считала чем-то совершенно нереальным, оказалось достижимым. Мы даже решали какие-то задачки для GMAT (хотя на самом деле для поступления на PhD необходим GRE general).
Всего я подавала на 11 программ: 10 заявлений на PhD в США и одно на программу MPhil в Европе в университете, в который я ездила по обмену.
Я свела все университеты в таблицу, в которой объединила различные рейтинги (ideas.repec.org, topuniversities.com, usnews.com), а также включила субъективные критерии, важные для меня (размер города, возможность перемещаться без машины, длительность перелета). По совокупности, Нью-Йоркский университет (NYU) стоял в моем списке на первом месте. Однако я постоянно боялась переоценить себя и подавала в NYU с мыслью о бренности бытия и бессмысленно потерянных долларах.
Программа в NYU очень гибкая, есть несколько обязательных для всех математических курсов, но, если они кажутся слишком простыми, легко «перескочить» на следующий уровень. Также NYU предлагает своим студентам не сдавать «госы», а вместо этого писать каждый год курсовые работы. К третьему году обучения у студентов есть наработки для диссертации. NYU с легкостью оплачивает зарубежные конференции и часто выплачивает студентам дополнительные гранты. Одним из наиболее приятных моментов является то, что грант на обучение не зависит от преподавания. Во многих университетах студенты получают деньги, лишь если ведут семинары или работают research assistant у профессоров. В NYU работа research assistant или teaching assistant дополнительно оплачивается.
Чем ценно доброе слово
Я была очень счастлива получить предложение от NYU и долгое время не могла в это поверить. Думаю, что наибольший вклад в мое успешное поступление внесли рекомендации. Особенное внимание стоит уделить именно им. Если рекомендатель известен за границей, комиссии будет проще принять свое решение. Но при этом искренняя рекомендация от менее известного профессора — это все равно лучше, чем формальные слова от кого-то знаменитого.
В моем департаменте в NYU есть, наверное, шесть профессоров, с которыми я хотела бы сотрудничать. К сожалению, профессор, к которому я хотела попасть больше всего, следующий год проведет в другом университете. Но у меня есть множество идей для дальнейших исследований, и я думаю, что среди них мне помогут выбрать что-нибудь стоящее.
Через пять-шесть лет я уже буду искать должность в каком-нибудь хорошем университете — я собираюсь преподавать и публиковать работы. Я верю, что проблем с трудоустройством у меня не возникнет.
Алескеров Фуад Тагиевич
Заведующий Международной научно-учебной лабораторией анализа и выбора решений
Вольский Владимир Иванович
Доцент Департамента математики
Вам также может быть интересно:
Вышка приняла участие в московском Дне экономиста для студентов
Около 300 учащихся экономических специальностей 13 ведущих московских вузов приняли участие в Дне экономиста для студентов. В открытом диалоге об экономике и ее будущем принял участие ректор НИУ ВШЭ, а команда студентов Вышки заняла третье место в интеллектуальной командной викторине «Игры разума».
«Надо комбинировать собственные разработки и импортозамещение»
В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества состоялся круглый стол кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ «Адаптация российской экономики к новым вызовам». Эксперты обсудили задачи, которые стоят перед государством и бизнесом в текущих условиях.
Не хуже, чем у других: зависть как драйвер экономического роста
Классическая экономическая теория предполагает, что все экономические агенты полностью эгоистичны и рациональны в максимизации собственного материального благополучия, на них не влияют внешние факторы. Следовательно, экстерналии никак не учитываются при построении экономических моделей. Однако ряд социологов настаивает на пересмотре современной экономической теории и учете моральных аспектов поведения экономических агентов. Наблюдениями и успехами в создании собственной экономической модели с учетом зависти на XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции поделился профессор факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Кирилл Борисов.
В Вышке обсудили структурную трансформацию и драйверы устойчивого роста российской экономики
Российская экономика продемонстрировала высокую устойчивость к беспрецедентному внешнему давлению и сумела в значительной степени адаптироваться к новым условиям. Уже в этом году она может перейти от спада к росту. О том, где найти для этого драйверы и ресурсы, шла речь на пленарной сессии «Экономика России под санкциями: от адаптации к устойчивому росту» XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции, которая проводится в НИУ ВШЭ в рамках Десятилетия науки и технологий. Участие в ее работе принял министр экономического развития РФ Максим Решетников.
От устойчивости к развитию в эпоху перманентных кризисов
Как глобальные кризисы влияют на процессы принятия решений? Какие проблемы приобрели повышенную значимость в прикладной экономической науке в последнее десятилетие? Об актуальных темах современных финансовых исследований в рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции рассказал в своем докладе ординарный профессор НИУ ВШЭ, доктор экономических наук Александр Карминский.
Распределение доходов и стоимости жизни по типам поселений оказались схожими в России и США
В Научно-учебной лаборатории измерения благосостояния факультета экономических наук НИУ ВШЭ проанализировали данные о доходах и стоимости жизни на местном уровне в России (муниципалитеты) и США (округа). Исследование показало, что для России характерны более существенные территориальные различия в стоимости жизни, чем в США. При этом распределения общего объёма доходов между поселениями разного размера в обеих странах довольно близки. Статья опубликована в «Экономическом журнале Высшей школы экономики».
«Деньги — это уникальный социально-экономический феномен, сравнимый по значимости с феноменом использования огня, колеса или языка»
Деньги тесно взаимодействуют с материальным и интеллектуальным богатством общества, нарушение этого взаимодействия чревато кризисами. Профессор факультета экономических наук НИУ ВШЭ Александр Смирнов в интервью HSE Daily рассказал о природе денег, о необходимости инвестиций, в том числе в долговые инструменты, а также о работе с иностранными учеными в советское время, о своем видении научного и образовательного пространства и участии в создании Вышки.
«Образование — это формирование кругозора и экономического мышления»
Каковы современные тренды в экономическом образовании и как они внедряются в Вышке? Зачем экономистам машинное обучение и искусственный интеллект? Нужно ли ходить на лекции и как взять от бакалаврского образования максимум? Насколько радикально меняются экономические законы в последние годы? Это и многое другое с деканом факультета экономических наук (ФЭН) ВШЭ Сергеем Пекарским обсудили стажеры Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики.
Образованная семья и спецшкола могут принести школьнику до 11 дополнительных баллов на ЕГЭ
Хотя равенство возможностей и доступа к высшему образованию было основной целью введения ЕГЭ, эта реформа не решила всех проблем. Российские регионы развиты неравномерно, и многие социально-экономические показатели сильно разнятся, а вместе с ними — и шансы подростков получить качественное образование. Как выяснили сотрудники факультета экономических наук ВШЭ, помимо результатов ЕГЭ, возможность поступить в вуз зависит от образования родителей, специализации школы, достатка семьи и ряда других факторов. Результаты исследования опубликованы в British Journal of Sociology of Education.
«Мы решаем не просто задачу импортозамещения, мы создаем промышленность будущего»
Отечественная политика импортозамещения действует с начала 2000-х годов и достигла существенных успехов: доля импорта в России ниже, чем во многих развитых экономиках. При этом речь идет не просто о замене импорта на свою продукцию, а о создании конкурентоспособных высокотехнологичных производств. НИУ ВШЭ представил в МИА «Россия сегодня» подготовленный при участии РСПП и ВЭБ.РФ аналитический доклад «Импортозамещение в России: вчера и завтра».