Город Солнца и правовое государство
С 5 по 9 января в подмосковном интернате МИДа России работала первая Всероссийская историко-правовая (ВИП) школа, которую организовали дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися, сотрудники и студенты факультета права, факультета истории и Института гуманитарных историко-теоретических исследований ВШЭ. ВИП-школа задумывалась как педагогический эксперимент. О его результатах рассказывают организаторы, руководители и участники Зимней школы.
В работе школы участвовали старшеклассники из самых разных городов России: Москвы, Кирова, Вологды, Брянска и многих других. Школьники трудились над проектом «Город Солнца», основной целью которого было создание идеального государства со своей историей и законодательством, а затем представляли свои работы на суд жюри. Кроме того, в рамках проекта «Реализация принципов правового государства в современной России» участники Зимней школы разрабатывали меры по внедрению этих принципов в жизнь.
Евгений Салыгин |
— Я считаю, что в целом нам удалось добиться намеченных целей. Общей организацией Зимней школы занималась дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ, которая четко и профессионально организовала это серьезное мероприятие. Важную роль в успехе школы сыграло то, что преподавателями стали сотрудники кафедры теории права и сравнительного правоведения – Дмитрий Мазаев, Александр Сердюков, Иван Шаповалов, которые имеют большой успешный опыт организации подобных игр со студентами. Преподаватели кафедры охотно откликнулись на мое предложение поработать со старшеклассниками в качестве лекторов, консультантов и игротехников. Студенты-вожатые – Борис Афанасьев, Эльза Горбунова, Вероника Надершина, Майя Саблина и Александр Шадрин – сумели найти общий язык со школьниками и стали их наставниками. Благодаря совместным усилиям вожатых и преподавателей, нам удалось преодолеть изначальную робость школьников и «включить» их в работу. Дети не только не обманули, но и превзошли наши ожидания, хотя учебная и творческая части программы требовали немалых усилий. Мы увидели ярких, одаренных ребят, среди которых многие демонстрировали настоящие лидерские качества и способность эффективно работать над достижением поставленной цели. Для ребят это был важный, а во многих случаях и первый опыт, который поможет им как в процессе дальнейшего образования, так и в будущей практической деятельности.
Игровой формат для зимних школ представляется нам оптимальным, поскольку позволяет не просто выйти за рамки традиционной модели обучения как сообщения готового знания, а заинтересовать и мотивировать школьников. Кстати, на факультете права обучающие игры по теории и истории права являются обязательным элементом преподавания. Смысл проведения организационно-обучающих игр в ВИП-школе – в том, чтобы научить ребят не только правильной постановке проблемы, но и поиску оптимальных способов ее решения: формулировать конкретные меры, придумывать схемы, модели. Эта стратегия принесла свои плоды. В ходе работы над проектами участники школы сумели на доступном им уровне – порой неожиданно высоком – структурировать поставленную задачу: от общего осмысления проблем правового государства перейти к рассмотрению наиболее актуальных частных вопросов, почувствовать себя гражданами своей страны и, одновременно, представителями юридической профессии, увидеть свое место в политико-правовом контексте и попытаться конкретными мерами – законопроектами, программами, «дорожными картами» мероприятий – эти проблемы разрешить.
Юлия Иванова |
— У нас, сотрудников ИГИТИ, очень большой опыт работы с молодежью. Студенты Вышки и других университетов с первого курса участвуют в наших научных проектах. Мне самой приходилось проводить весеннюю школу для студентов и аспирантов в Варшаве в 2009 году. Однако опыта проведения школ для старшеклассников у нас еще не было. Удивительно, как быстро и легко мы нашли «общий язык» и сработались с коллегами факультета права. В течение первых двух дней работы школы дети должны были написать историю некоего фантастического, идеального государства и составить его законодательство. Для подготовки к этому мы с Павлом Соколовым, стажером-исследователем ИГИТИ, прочитали лекцию по истории утопий и по устройству древних законодательств, а Александр Сердюков рассказал о современном законотворчестве. После того как дети представили нам истории и законодательства своих утопических государств, мы вместе придумали кейсы, которые командам надо было решить и разыграть в форме спектакля. Иван Шаповалов и Александр Сердюков выступили экспертами законодательств идеальных государств. А историки – Павел Соколов и я – руководили групповой проектной работой по формированию правовой культуры у современной российской молодежи. Между прочим, мы вместе с ребятами написали проект, в котором предлагали организовать международный молодежный форум и даже детально разработали его программу. Мне кажется, что главный результат такой совместной работы – приобретение новых знаний и компетенций не только детьми, но и нами, преподавателями.
Павел Соколов |
— Мне кажется, одна из главных задач ВИП-школы – дать школьникам представление о настоящей, «взрослой» работе. Я преподавал в средней школе и убедился в том, что представления о смысле, содержании и стиле научной (да и практической) деятельности, формируемые в средних учебных заведениях, сильно расходятся с тем, к чему я привык в Вышке. Первокурснику вуза это расхождение дает о себе знать. По сути, первый год обучения в университете становится для вчерашних школьников периодом тяжелой адаптации, когда они вдруг открывают для себя, что их работа оценивается по жестким и объективным критериям, что существует конкуренция и так далее. Зимняя школа позволила им в игровой форме – ненадолго и «понарошку» – заглянуть в мир взрослых, управляемый законами трудовой этики и требующий высокой компетентности, ответственности и устойчивости к критике, которая иногда может быть сокрушительной.
Александр Сердюков |
— Замечательно, что Зимняя школа – новое начинание, как для ее организаторов, так и для участников, – прошла на достаточно высоком уровне. В самом деле: никто из школьников не сбежал домой, испугавшись нагрузки, наоборот, все остались довольны, а некоторые даже плакали, прощаясь на последнем вечернем «огоньке». Меня радует то, что два факультета – права и истории – сумели организовать эффективное сотрудничество и создать слаженную преподавательскую команду. Содержательным условием продуктивности нашей совместной работы стала государственно-правовая проблематика программы школы. Мы не ограничивались рамками своих дисциплин, а обучали школьников общей методологии исторической и правоведческой работы. Отрадно, что в правовой части игры ребята продемонстрировали высокий уровень понимания юридических проблем и хорошую технику их решения. Программа школы получилась цельной, хотя в то время, когда мы ее только придумывали, было ощущение, что она отчетливо распадается на «историческую» и «правовую» части.
Иван Шаповалов |
— Меня удивил высокий уровень мотивации как преподавателей, так и школьников: в зимние каникулы взрослые и дети почти целую неделю посвятили учебе и преподаванию, да еще и в таком сумасшедшем ритме. Ведь наша программа, по сути, превратилась в интенсивный тренинг, а ее результаты искренне порадовали. Мы ставили перед детьми сложные вопросы, на которые обычно отвечают профессионалы-правоведы, и хотя у школьников еще недостаточно знаний и опыта, чтобы ответить на эти вопросы, у них есть одно преимущество – они пока не знают неправильных ответов на эти вопросы.
Мне кажется, ролевая игра – это очень эффективный способ обучения: люди раздумывают о научных или практических проблемах не отстраненно, не извне, а изнутри заданной ситуации, обмениваясь идеями и обсуждая самые удачные и интересные из них. Ролевая игра – трудоемкое дело, потому что каждая игра уникальна, а предыдущий опыт скорее мешает, чем помогает. Если цель лекций и семинаров – ознакомить учащихся с материалом, то в игре отрабатываются способы обращения с этим материалом. Работа в игровом формате позволяет уйти от рутинной формы докладов, когда основная масса группы остается пассивной. Игра позволяет всем включиться в работу. Кроме того, это еще и проверка компетенции преподавателей, потому что нужно уметь быстро перестраиваться и оперативно реагировать на изменения игровой ситуации. Наконец, игра предоставляет возможность преподавателю оценить качества потенциальных студентов.
Людмила Борисова, сотрудник дирекции по работе по профориентации и работе с одаренными учащимися ГУ-ВШЭ:
— Я подключилась к проекту в конце ноября, когда многое уже было сделано – рождена идея, найдены ее сторонники, получена поддержка ректората и двух факультетов, которые объединились для реализации этой идеи. Затем началась работа по составлению программы, созданию инфраструктуры школы, взаимодействию с подразделениями университета, школой-интернатом МИДа, где работала школа. Самым трудным был отбор участников: на 48 мест претендовали 70 школьников.
Наша дирекция – структура молодая, а ее название говорит само за себя – мы занимаемся профессиональной ориентацией школьников. Одним из факторов удачной работы Зимней школы я считаю эффективное взаимодействие факультетов и дирекции. Нас всех объединило желание сделать выездное мероприятие для школьников продолжением лучших традиций Вышки, а опыт школы – стартовым для создания новых проектов. Несомненной удачей Зимней школы был подбор студентов-вожатых, которые поддержали идею создания ассоциации волонтеров – вожатых зимних и летних школ. Сейчас мы обсуждаем возможности создания специальных курсов для подготовки вожатых. И, конечно, мы приглашаем факультеты Вышки к сотрудничеству: надеемся, что школы, подобные нынешней, станут доброй традицией!
Майя Саблина, вожатая школы, студентка 3-го курса факультета права ГУ-ВШЭ:
— Первое, что следует отметить, – это бешеный темп учебы и работы, который был задан в первый же день. Два учебных проекта за четыре дня – это само по себе тяжело, а ведь у нас были еще и развлекательные мероприятия. Мы старались все делать вместе с детьми – участвовать в проектной работе, готовить номера для вечерних мероприятий и подводить итоги прожитого дня. Первоначально в программе была расписана каждая минута с 8 утра до 11 вечера, но уже к концу второго дня стало понятно, что нагрузка получилась слишком большой. Надо отдать должное оргкомитету, который тут же отреагировал на это и позволил больше отдыхать. Результат не заставил себя долго ждать – ребята с новыми силами и интересом принялись за работу.
Эльза Горбунова, вожатая школы, студентка 3-го курса факультета права ГУ-ВШЭ:
— Мы старались учить детей слушать друг друга. Возможно, без нашей помощи им было бы труднее сплотиться за столь короткое время. В первый же день мы ввели в распорядок дня своеобразный ритуал: каждый вечер, поделившись на группы по 10-12 человек, мы рассказывали друг другу о впечатлениях истекшего дня. Такое общение очень помогает успокоиться после напряженной работы и способствует развитию открытых, искренних отношений в группе.
Илья Устюжанинов, ученик 11-го класса экономико-правового лицея города Кирова:
— Я собираюсь поступать в Вышку на факультет истории – зачисление на этот факультет я себе уже обеспечил тем, что выиграл региональную олимпиаду. В школе легко привыкаешь к тому, что история преподается «линейно»: курс включает в себя события из всех сфер человеческого существования с древнейших времен до наших дней. В программе Зимней школы меня и удивил, и порадовал сам принцип выделения определенной проблематики в лекциях – это была история утопических проектов, изложенная Юлией Владимировной Ивановой и Павлом Валерьевичем Соколовым. Я узнал несколько новых для меня авторов утопических сочинений.
Мне очень понравилось то, что преподаватели Вышки активно используют игры на своих занятиях. Теперь я думаю, что процесс обучения должен быть выстроен именно так. Соотношение – примерно 30 процентов времени на лекции и 70 – на игру, – мне кажется оптимальным для усвоения материала. Игра позволяет не пассивно воспринимать готовое знание, а работать самостоятельно и ответственно, дает возможность не только высказать собственное мнение, но и выслушать и учесть чужое.
Валерия Оганесян, ученица 10-го класса гимназии города Раменского:
— Я пока не определилась с выбором факультета, но в будущем хотела бы работать в области международных отношений или заниматься переводческой деятельностью. В работе ВИП-школы мне понравился хорошо продуманный график занятий и развлечений. Я полагаю, что смена видов деятельности делает работу более эффективной. Очень понравилась работа в группах и игровая форма занятий. Если бы мне предложили выбрать, как учиться – на лекциях или в процессе игр – я бы половину времени отвела лекциям, половину – играм. Игра дает возможность обменяться идеями, услышать критику товарищей и высказаться самой. И еще мне очень понравилась работа наших вожатых. Если я поступлю в Вышку, тоже буду ездить в качестве вожатой в такую школу.
Что не понравилось? Наверное, слишком въедливая и жесткая критика наших проектов со стороны преподавателей. Эксперты разбирали каждую строчку нашего проекта, и все вслух…
Владислав Земенков, ученик 11-го класса Центра образования № 1451 города Москвы:
— Мне очень понравилась программа школы – и учебная часть, и, разумеется, развлекательная. Я считаю, что в учебном процессе обязательно должен быть игровой компонент. Было бы, наверное, хорошо, если бы половину всего учебного времени занимали лекции, а остальное – семинары и игры. Большое преимущество игры перед другими формами закрепления изученного материала – в том, что каждый участник имеет возможность высказаться. Еще мне очень понравились лекции Евгения Николаевича Салыгина о принципах правового государства; Юлии Владимировны Ивановой и Павла Валерьевича Соколова – по истории утопий от эпохи Платона до XIX столетия; Александра Викторовича Сердюкова – о том, как нужно писать законы. Особую благодарность хочется выразить нашим вожатым, которые все эти дни делили с нами радости и огорчения и проявляли удивительную чуткость. Я надеюсь, что поступлю в Вышку, хотя пока еще не знаю, на какой факультет, и тогда буду участвовать в работе таких школ уже в качестве вожатого.Знаете, у меня много знакомых учатся в Вышке. Одни поступали, чтобы получить хорошую специальность и найти себя в какой-то профессии, другие были заинтересованы в прибыльных или престижных специальностях, а в Вышке они вдруг поняли, что их призвание – наука. Этому стремлению Вышка, видимо, как-то особенно способствует. Я думаю, за Вышкой – будущее.
Иванова Юлия Владимировна
Салыгин Евгений Николаевич
Сердюков Александр Викторович
Соколов Павел Валерьевич
Шаповалов Иван Александрович
Вам также может быть интересно:
«Зимняя школа стала для меня перезагрузкой, глотком свежего воздуха и точкой роста»
В Тюмени состоялась зимняя школа по проектированию решений в образовании («ПРО-школа»), организованная совместной магистерской программой Тюменского госуниверситета и НИУ ВШЭ «Управление образованием». В ней приняли участие более 100 человек, в числе которых не только студенты этой программы, но и работники системы образования Тюменской области и других регионов. Впервые в рамках зимней школы был реализован трек, посвященный управлению в высшем образовании.
На ФКН в третий раз прошла зимняя школа по программной инженерии
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ в третий раз провелзимнюю школу по программной инженерии, на которую в этом году зарегистрировалось более тысячи человек. Преподавателями школы стали представители ФКН и его компаний-партнеров — «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС.
«Зимняя школа по аналитике и Data Science предоставила возможность найти единомышленников»
В начале февраля в Центре культур Вышки прошла Зимняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ. В ней приняли участие более 400 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, МТС, «Дзена», «Авито», Альфа-Банка, Samokat.tech, Wildberries, Райффайзен Банка, а также сотрудники ФКН.
«Каждому, кто не верит в важность темы устойчивого развития, стоит побывать в Индии»
В январе в Университете UPES (Индия) прошла международная студенческая зимняя школа Business and Governance in India, в которой приняли участие представители НИУ ВШЭ из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода. В их числе были студентки магистерской программы Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ «Управление устойчивым развитием компании». Своими впечатлениями они поделились с новостной службой «Вышка.Главное».
ФКН ВШЭ проведет зимнюю школу по программной инженерии — 2024
26–29 февраля 2024 года факультет компьютерных наук ВШЭ в третий раз проведет зимнюю школу по программной инженерии. Она будет посвящена современным инструментам и методам разработки программного обеспечения. С 26 по 28 февраля школа будет проходить в онлайн-формате, 29 февраля — в московском кампусе Вышки на Покровском бульваре. Зарегистрироваться для участия можно до 22 февраля.
Задания олимпиады «Высшая проба» станут ближе к практике
До 8 ноября продолжается регистрация на олимпиаду «Высшая проба», которая входит в топ-5 крупнейших олимпиад школьников. Все ее 28 профилей включены в Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2023/24 учебный год. «Высшую пробу» поддерживают крупные российские работодатели и фонды. Рассказываем, в чем заключается их интерес и каковы особенности заданий, которые они предлагают школьникам.
На ФКН Вышки прошла вторая зимняя школа по программной инженерии
В этом году для участия во второй зимней школе по программной инженерии на факультете компьютерных наук ВШЭ было подано 625 заявок из 90 городов. Основными темами стали архитектура ПО, мобильная разработка, цифровые двойники, искусственный интеллект, разработка облачных сервисов, API, техдолг, QA, программные системы, Flutter, распределенные системы.
Тест-драйв бизнес-образования: в Высшей школе бизнеса ВШЭ прошла Зимняя школа для абитуриентов магистратуры
10 и 11 февраля в Высшей школе бизнеса прошла Зимняя школа — образовательный интенсив для поступающих в магистратуру от ведущих преподавателей Вышки и экспертов из бизнеса. Мероприятие состоялось при поддержке корпоративных партнеров магистерских программ — «Б1», «Яков и партнеры», Kept, «ЛитРес», Unilever, МТС, НЛМК, УГМК, NielsenIQ, Straumann Group, Aero, «Ростелекома» и АФК «Система».
Лаборатория медиакоммуникаций в образовании ВШЭ стала соорганизатором зимней школы «Плавучего университета»
«Плавучий университет» — федеральный проект, помогающий студентам и молодым ученым погрузиться в научные исследования, связанные с науками о Земле, и побывать в большой экспедиции на борту научно-исследовательского судна. Но прежде чем попасть на борт НИС, нужно пройти подготовку и профессиональный отбор. Для тех, кто мечтает отправиться в научный рейс, и проводится зимняя школа.
«Мы решили провести Зимнюю школу по аналитике и DS, чтобы участники зарядились от классных спикеров»
В конце января Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ была организована Зимняя школа по аналитике и Data Science. В ней приняли участие более 250 человек. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, МТС, Ozon, IVI и «Афиши» , а также сотрудники ФКН ВШЭ.