Каковы перспективы движения наблюдателей на выборах?
Юлия Скокова, Ирина Мерсиянова |
С докладом на эту тему выступила младший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Юлия Скокова. По ее словам, как отмечается в литературе, впервые международное наблюдение на выборах зафиксировано в 1857 году, когда Европейская комиссия в лице представителей из Австрии, Британии, Франции, России и других стран наблюдала за выборами, проходившими на спорной территории Молдавии и Валахии (ныне юг Румынии). До середины XX века участие наблюдателей не было активным. Рост произошел в 1989-1990 годах, к 2004 году процент выборов, проходивших с участием международных наблюдателей, достиг 85%.
Первые национальные наблюдатели на выборах появились в 1984 году на Филиппинах. Тогда к наблюдениям удалось привлечь более 200 тысяч жителей архипелага.
В России в 1990-е годы введено понятие «наблюдателя на выборах», в 2000-е годы появились организации непартийного наблюдения, в частности Ассоциация «Голос». Однако уже в 2005 году выборное законодательство было скорректировано и общественные организации лишились возможности назначать своих наблюдателей на выборах федерального уровня.
Таким образом, участие граждан в выборах в качестве наблюдателей не стало новым событием для нашей страны, новым оказался масштаб: в марте 2012 года на выборах президента наблюдателями стали сотни тысяч человек. Это привело к возникновению новых организаций наблюдателей и оформлению тенденции к долгосрочному наблюдению, что проявилось, к примеру, в создании «Карты нарушений» на выборах.
Несмотря на массовость, деятельность наблюдателей не была хаотичной. Включение граждан в движение наблюдателей координировалось возникшими снизу новыми общественными организациями. Они распространяли агитационные видеоролики, направленные на привлечение граждан к добровольной и безвозмездной деятельности по наблюдению за выборами; проводили обучение правовым основам деятельности наблюдателей; разрабатывали методические инструкции по нормам избирательного законодательства. Были созданы «мобильные группы» помощи и «горячая» телефонная линия, впервые в России была применена технология параллельного подсчета голосов.
Впоследствии движение наблюдателей на выборах начало трансформироваться: каждое из существующих общественных объединений наблюдателей («Голос», «Гражданин Наблюдатель», «СОНАР», «РосВыборы») приобрело свои уникальные функции; появилось территориальное деление ответственности среди участников движения.
Такая динамичность и организованность движения наблюдателей способствовала привлечению людей. Расширился и репертуар действий активистов. В частности, получила распространение практика «электорального туризма». Кроме того, многие общественные наблюдатели в период формирования избиркомов вошли в их состав. В целом, констатировала Юлия Скокова, в России созданы весьма благоприятные условия для участия граждан в выборах в качестве наблюдателей.
По мнению докладчика, такая деятельность граждан может рассматриваться в качестве общественного движения: в нем участвует значительное число людей, оно хорошо организовано, его деятельность связана с попыткой повлиять на некоторые аспекты жизни общества.
В докладе были представлены результаты опросов наблюдателей на выборах, проведенных Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ в 2012-2013 года. Опрос был проведен в онлайн режиме с предварительной консультацией с наблюдателями по содержанию анкеты.
Юлия Скокова |
Характерно и то, что 47% опрошенных наблюдателей не являются членами или сторонниками каких-либо политических партий. В этом смысле интересно, что де-юре общественных наблюдателей нет с 2005 года, но де-факто они есть: организации договариваются с партиями и получают от них направления на участки.
Наблюдатели в высокой степени информированы и принимают участие в деятельности различных институтов гражданского общества. Чаще всего они участвуют в деятельности благотворительных организаций (21%), ТСЖ/ЖСК (16%), различных клубов по интересам (15%), природоохранных организаций (10%) и других. Значительная часть опрошенных за последний год принимала участие в добровольческой деятельности (85%) и благотворительности (82%).
Не чужды им и гражданские чувства: 88% опрошенных ощущают себя гражданами страны, при этом 50% чувствуют обиду за то, что в стране происходит. По всей видимости, именно это и комбинация высокого чувства ответственности за то, что происходит в стране (62%) и достаточно низкого чувства возможности в ней что-то изменить (30%), повлияло на формирование у 44% наблюдателей желания уехать из страны: 21% хотели бы уехать из страны в ближайшее время, 18% — в отделенном будущем.
Как рассказала Юлия Скокова, опрошенные решили стать наблюдателями по разным причинам, но основная — несогласие с результатами голосования на предыдущих выборах (69%). Высоко также и желание убедиться в том, что выборы проходят честно (64%) и чувство гражданского долга — предотвратить нарушение на выборах (58%). Причем желание убедиться, что выборы проходят честно и противоположный вариант — предотвратить нарушение закона — у 36% наблюдателей совпадает. Малочисленны те, кто впервые стал наблюдателем за компанию с кем-либо.
Что касается перспектив участия граждан в деятельности по наблюдению за выборами, то 68% участников опроса при любых условиях готовы вновь стать наблюдателями. «Важно сохранить это желание. Однако чтобы это сделать, надо искать ответы на довольно сложные вопросы: Как привлечь наблюдателей в регионах? Как сохранить интерес к такой деятельности? Как сделать наблюдение эффективным?», — подчеркнула автор доклада.
Общественная значимость движения наблюдателей заключается в том, что повышается честность процедуры выборов, развивается демократия и гражданское общество, развиваются навыки общественной самоорганизации, растет правовая грамотность населения, а у процедуры выборов формируется положительный имидж, уверена Юлия Скокова.
После доклада на семинаре состоялась дискуссия о перспективах развития движения наблюдателей. Отвечая на вопрос Елены Петренко, директора по исследованиям Фонда «Общественное мнение», о том, возможно ли оформление данной практики в социальный институт, Юлия Скокова обратилась к зарубежному опыту. По ее словам, как правило, движения наблюдателей постепенно трансформировались в институты. И в случае с Россией речь идет, по всей видимости, о начальном этапе институционализации.
Ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Владимир Беневоленский обратил внимание на то обстоятельство, что во многих странах так называемой развитой демократии нет движений наблюдателей. «На карте распространения движений не отмечены ни Франция, ни Великобритания, ни многие другие страны. О чем это может говорить?», — задался вопросом исследователь. По мнению автора доклада, практики внутреннего (национального) наблюдения на выборах широко распространены именно в развивающихся странах. Об этом свидетельствует и литература по данной проблематике. Возможно, граждане в развитых странах больше доверяют системе выборов. Правда, именно развитые страны поддерживали движения наблюдателей в странах становления демократии.
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Ирина Мерсиянова предположила, что со временем в силу разных причин может возникнуть разрыв между рядовыми наблюдателями и организаторами наблюдений, как это часто происходит в добровольческих организациях. Однако, по мнению присутствовавших на семинаре представителей движения наблюдателей, «каста профессиональных наблюдателей» не выделилась, по-прежнему большой объем работы выполняется исключительно на общественных началах.
Представитель межрегионального общественного движения наблюдателей «СОНАР» Дмитрий Нестеров высказал опасение, что движение наблюдателей (как массовое) может сойти на нет из-за потери изначально определяющей протестной мотивации. «Исчезнет она, постепенно сведется к минимуму и активность граждан в вопросах наблюдения на выборах», — считает он. По мнению Елены Петренко, движение наблюдателей — «одно из проявлений развивающегося гражданского общества»; подобно тому, как люди самоорганизовывались для борьбы с пожарами и ликвидации последствий наводнений, россияне стали участвовать в наблюдении на выборах. Что будет с движением наблюдателей дальше, покажет время.
Владимир Иванов, специально для новостной службы портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Беневоленский Владимир Борисович
Петренко Елена Серафимовна
Скокова Юлия Аркадиевна
Вам также может быть интересно:
«Задача государства — дать возможность избирателю проголосовать удобным для него способом»
В НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Избиратель эпохи Digital, или политика не вставая с дивана», на котором председатель Московской городской думы Алексей Шапошников обсудил со студентами и сотрудниками Вышки перспективы и возможности электронного голосования, а также внедрение цифровых участков.
«Выборное законодательство должно быть простым и понятным для избирателей»
24 апреля в рамках общеуниверситетского факультатива кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти состоялся мастер-класс председателя Центральной избирательной комиссии РФ Эллы Памфиловой. Новостная служба ВШЭ обобщила основные тезисы ее выступления.
Ученые выяснили, какие правила принятия решений наиболее устойчивы к манипуляциям
Исследователи из Высшей школы экономики с помощью компьютерного моделирования доказали, что процедуры принятия решений отличаются по уровню подверженности манипулированию и назвали наиболее устойчивые к искажениям правила. Результаты работы опубликованы в статье «Manipulability of majority relation-based collective decision rules».
Выборы президента США: почему сложно прогнозировать, кто победит
Удивительные особенности американской системы выборов — в книге Александра Беленького «Как выбирают президента США».
Графа «Против всех» сделает общественные настроения и недовольства наглядными и измеряемыми
17 января Госдума начала рассмотрение законопроекта о возвращении в избирательные бюллетени графы «Против всех». Доцент кафедры теории политики и политического анализа ВШЭ Алексей Титков считает, что возвращение графы может принести временную тактическую выгоду правящей партии, но в перспективе скорее приведет к усилению позиции альтернативных партийных проектов.
Тренды – 2014 во внутренней политике
Цикл наших предновогодних материалов о том, какими могут быть главные тренды 2014 года в экономике, социальной сфере, культуре, продолжает заведующий кафедрой общей политологии ВШЭ Леонид Поляков. Он рассказывает о возможных векторах развития общественно-политической ситуации в стране.
Избранные и назначенные — разница только в деталях
Среди назначенных губернаторов чаще встречаются технократы, чем среди избранных, «назначенцы» чаще приходят из федеральных органов власти. Среди них больше «варягов», не имеющих связей с регионом. Исследование Ноя Бакли, Гузели Гарифуллиной, Джона Рейтера и Тимоти Фрая.
«Гибкая» оппозиция стабилизирует власть
В регионах успех на выборах кандидатов от оппозиции мало зависит от социально-экономических факторов. Ситуацию в большей степени определяет политическая расстановка сил в регионе. В случае успеха оппозиция часто оказывается инкорпорированной во власть и способствует воспроизводству и укреплению правящего режима. Исследование Ростислава Туровского и Ольги Хлоповских.
Рабочие места под прессом избирательных технологий
Традиционно под фальсификацией выборов подразумевается практика вброса фальшивых бюллетеней. Т. Фрай, О. Дж. Рейтер и Д. Жакони проанализировали другой механизм, который может быть использован для искажения процесса выборов: давление на работодателей и работников.
Голосуют ценностями
Общественные изменения в развитых странах постепенно меняют модели электорального поведения. Значимые ценности начинают влиять на политические предпочтения. Исследование Кирилла Жиркова.