Экономика знаний — пока только пожелание, а не реальность
Университеты в России еще не стали драйверами регионального развития, а высшее образование остается «обслуживающей отраслью» экономики. 22 октября представлен доклад директора Института развития образования ВШЭ Ирины Абанкиной «Университеты в региональной экономике: новая конфигурация ресурсов».
Ирина Абанкина |
Образование в России «до сих пор умудряется работать в индустриальной логике», а на пути его перехода в креативную индустрию пока стоит «Берлинская стена», подчеркнула Ирина Абанкина. Экономика знаний, тем самым, оказывается для вузов, скорее, будущим, чем настоящим. По словам эксперта, в стране еще не созданы «институциональные условия для выхода университетов на новые рынки — глобального образования и региональной экономики». В итоге экономические успехи регионов стали скорее следствием их реиндустриализации, чем результатом развития системы высшего образования.
Образование поставляет кадры молодым отраслям экономики
Образование в стране оказалось единственной сферой экономической деятельности, которая не смогла преодолеть последствия финансового кризиса и воздействие демографического спада, отметила Абанкина. Численность занятых в этой сфере (включая высшее образование) ежегодно сокращается в среднем на 40 тысяч человек. Университеты и институты теряют в год 6,9 тысяч человек, общеобразовательные учреждения — 32,3 тысячи человек. Образование как отрасль не воспроизводится по численности занятых, имеющих вузовские дипломы, сделала вывод исследователь.
Образование в стране оказалось единственной сферой экономической деятельности, которая не смогла преодолеть последствия финансового кризиса и воздействие демографического спада.
Тем не менее, система высшего образования снабжает кадрами немало новых отраслей экономики и обеспечивает, так или иначе, развитие регионов.
По словам Ирины Абанкиной, среднегодовой приток работников с высшим образованием по всем видам профессиональной деятельности составляет примерно 526 тысяч человек. При этом наибольшие потоки специалистов, окончивших вуз, направились в такие новые ниши, как операции с недвижимостью, аренда и предоставление услуг (13,5%), а также в торговлю и ремонт автотранспортных средств (14,4%) и обрабатывающие производства (12,8%).
В системе образования потенциал занятых наибольший — 15,4%. Между тем, значения индексов физического объема валовой добавленной стоимости в сфере образования на протяжении четырех лет не имели положительной динамики и составляли в 2011 году 99,2%, отмечено в докладе. Ни увеличивающиеся инвестиции в основной капитал, ни возрастающий объем коммерческой деятельности учреждений не способствовали увеличению сальдированного финансового результата в сфере образования. В 2011 году он составил менее 50% относительно 2010 года.
Научная деятельность остается малодоходной
Одним из аспектов доклада стал вопрос внебюджетных доходов вузов. Большинство вузов «генерируют доходы, в первую очередь, за счет населения» и зарабатывают, таким образом, в основном за счет образовательной деятельности, подчеркнула Ирина Абанкина. Научная же деятельность приносит некоторый доход лишь техническим и технологическим вузам.
Ряд экспертов отметили сложности с коммерциализацией научных проектов вузов — сложности, которые во многом связаны с неразвитостью законодательной среды в сфере интеллектуальных разработок.
Большинство вузов «генерируют доходы, в первую очередь, за счет населения» и зарабатывают, таким образом, в основном за счет образовательной деятельности, подчеркнула Ирина Абанкина. Научная же деятельность приносит некоторый доход лишь техническим и технологическим вузам.
Также участники дискуссии констатировали инерционность экономики вузов в регионах, проблемы при переходе к новым моделям хозяйствования. Начальник департамента управления Президента РФ по научно-образовательной политике Александр Гордеев подчеркнул, что объединения вузов в регионах нередко настроены на лоббирование «предыдущих правил игры». Между тем, эти правила изменились.
По словам Гордеева, университеты не всегда успевают в развитии за регионами. «Раньше сильный регион продуцировал сильный университет», теперь эта логика работает не всегда, считает он. С другой стороны, и регионам нередко нужна «перезагрузка», сказал эксперт. Речь идет, прежде всего, о тех городах, жизнь в которых «не соответствует понятию нормальной». «Решать эти вопросы хотелось бы с площадки вузов», — добавил Гордеев.
Реконфигурация вузов будет непростой
Заместитель директора Института развития образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский отметил, что «ожидания экономической пользы от вузов есть, но они не сверхъестественные». Индустриализация «вела за собой университеты», и региональные вузы «сложились именно в такой модели», пояснил дискуссант.
Один из важных вопросов, по его мнению, — это предел инвестиционной емкости региональных университетов, развивающихся по индустриальному типу. Как считает Зиньковский, у этой модели может не быть особых перспектив. Так или иначе, нужны инструменты, которые позволят реконфигурировать модели региональных университетов. Однако преобразовать давно сложившиеся организации в любом случае непросто, добавил эксперт.
Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семенов полагает, что нужно обратить внимание на концентрацию социальных общеобразовательных функций в высшей школе. Социальное значение вузов, возможно, не всегда «обсчитывается» математическими методами, однако, тем не менее, подразумевает выполнение весьма важной задачи — поддержания общей культуры общества, заключил он.
Ольга Соболевская, специально для новостной службы портала ВШЭ
Зиньковский Кирилл Викторович
Николаенко Елена Александровна
Филатова Людмила Михайловна
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
«Достижение национальных целей требует участия в нацпроектах широкого круга университетов»
Роль региональных и отраслевых вузов в достижении целей национального развития должна возрасти, и ведущие вузы им помогут. К такому выводу пришли участники пленарного заседания, посвященного проблемам российского высшего образования, состоявшегося в рамках ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ.