Болонский процесс — не повинность
17 октября во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ) открылся двухдневный международный семинар "Образование объединяет. Общие ценности — общее будущее".
17 октября во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы (ВГБИЛ) открылся двухдневный международный семинар "Образование объединяет. Общие ценности — общее будущее". О выступлении первого проректора ГУ-ВШЭ Льва Якобсона наш портал уже писал, теперь — о выступлениях других докладчиков.
Заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России Нелли Розина сообщила, что Болонский процесс в России (а именно он — наиболее зримое воплощение объединения как идеи, вынесенной в название семинара) — это не навязанная сверху повинность, а "итог взрыва интереса к международному образованию" у российских вузов. При этом "международное" в РФ чаще всего означает "европейское" — 90% международных проектов в области образования направлены именно на страны объединенной Европы. Но, несмотря на это, "в обществе идут дискуссии" — так дипломатично выразилась г-жа Розина по поводу многочисленных противников системы уровневого высшего образования. Еще один штрих добавил г-н Якобсон, предостерегший от того, чтобы скатываться к "особенно распространенному на международных встречах благостному тону", который может создать иллюзию отсутствия непонимания и противоречий в реализации болонских технологий.
Нелли Розина также подчеркнула, что российским вузам участвовать в международных программах гораздо легче, чем университетам большинства прочих стран — при заключении договоров с зарубежными образовательными партнерами никакого согласования с государством не требуется. Это, а также экономические и социальные реалии ведут к "лавинообразной" интеграции нашей высшей школы в мировую систему. Особенно легко нам находить общий язык с немцами, ведь российские классические университеты построены по зародившейся в Германии так называемой гумбольдтовской модели.
Что касается распространения нынешних европейских образовательных схем в России, тут также процесс, по оценке представительницы Минобрнауки России, идет довольно быстро. В Совете Федерации в ходе повторного голосования все-таки принят законопроект о введении уровневого образования, уже ратифицированный Госдумой, а в нижней палате Парламента готовится к обсуждению законодательная инициатива, которая позволит бизнесу участвовать в выработке образовательных стандартов и аттестации выпускников.
Глава представительства Еврокомиссии в России Марк Франко подчеркнул, что после распада СССР Европа "снова стала одним континентом", однако с начала 1990-х годов многое в жизни как Российской Федерации, так и ЕС изменилось. У России — "преуспевающая экономика", готовая присоединиться к ВТО, у Европы — общая валюта, Шенгенское соглашение, общий рынок. Но Европа не замыкается в себе, и сегодня одна из основных внешнеполитических целей — создание единого с другими соседями по континенту образовательного, научного и культурного пространства.
Но еще важнее культурных ценностей экономические достижения. А они в нынешнем мире напрямую зависят от инноваций. Инновации, в свою очередь, есть плод качественной науки и образования. Европа, по словам г-на Франко, в 1990-е гг. осознала, что сильно отстает от США и Японии в развитии экономики знаний, и только сегодня постепенно начинает исправлять положение. В России понимание важности инноваций пришло позднее, да и положение с хай-теком куда тяжелее. Поэтому накопленный Европой реформаторский опыт, в том числе в сфере образования, может быть для РФ весьма актуален.
Коснулся представитель Еврокомиссии и проблемы академической мобильности, вызывающей неизменные споры. Признав, что, по сути, пока студенты и молодые ученые едут в одном направлении — из стран бывшего СССР, он отметил, что настоящей интеграции не будет без привлечения западных европейцев на российскую землю, чтобы они, возвратившись в Европу, распространяли там более адекватное представление о России.
Ректор Российского университета дружбы народов, бывший министр образования и один из главных инициаторов Болонского процесса в нашей стране Владимир Филиппов еще раз раскритиковал противников интеграции: "Такие люди говорят: "Мы и сами с усами!". Однако, если, например, 150 лет назад все действительно были с усами, то теперь я в зале усатых почти не вижу, тут вообще половина — женщины".
Помимо "проблемы падения усатости" бывший министр коснулся и других важных вещей, особо акцентировав сложности с третьей ступенью высшего образования. Во всем мире ею служит Ph.D. ("доктор философии") и ее аналоги для медицины и юриспруденции. В России же есть и степень кандидата, и степень доктора наук, первая из которых, хоть и признается в большинстве стран аналогом Ph.D., по сути, свидетельствует о меньшей научной компетенции. Пока что Россия никаких реформ в этом вопросе не признает, за что в 2005 году заслужила всеобщее порицание на форуме участников Болонского процесса в Бергене. Владимир Филиппов предложил для исправления ситуации сократить число бюджетных мест в аспирантуре и увеличить ее продолжительность минимум на 1 год. Степени выше Ph.D., по его мнению, должны оставаться на усмотрение отдельных государств и не регулироваться международными соглашениями.
Руководитель отдела проектов в сфере высшего образования Национального фонда подготовки кадров Ирина Аржанова в своем выступлении подчеркнула, что к Болонскому процессу странам-участницам следует относиться как к набору хороших инструментов, которые надо применять, исходя в первую очередь из собственных потребностей. В России пока инициативу по введению магистратуры и бакалавриата поддерживают далеко не все, среди поступивших всего 20% — "бакалавры", а не "специалисты" (т.е. учащиеся по традиционной пятилетней схеме). По абсолютному числу внедряющих болонские инициативы вузов положение РФ "неплохое", но по относительному проценту мы сильно отстаем от большинства стран-участниц. Основная причина — огромная дифференциация вузов по уровню подготовки.
Г-жа Аржанова сказала, что Болонский процесс важен не как самоцель, а как комплекс современных модернизационных мер, которые должны применяться по мере необходимости. Так, переход ряда российских вузов к магистратуре связан с тем, что эта форма обучения лучше подходит для бизнес-образования и научной деятельности.
Завершая работу первой панели экспертов, заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ проректор Вышки Лев Любимов напомнил, что образование не сводится только к Болонскому процессу и проблемам вузов. По его словам, в мире сегодня основные сложности — с образованием начальным и средним, которое переживает кризис. Знаний для ребенка предлагается слишком много, в итоге, усвоив их кое-как, он приходит в вуз на позицию среднего троечника. Задушив "всеобучем" креативность, присущую русскому народу до революции, большевики поставили под вопрос и реализацию нынешних инновационных устремлений России — на пороге экономики знаний мы оказались почти без креативных людей.
Выход есть. Лев Любимов видит его в усилении роли университетов. Именно они могут и должны "радикально переподготовить управленческий и учительский корпус средних школ", разработать новые учебные планы и стандарты, направленные не на вбивание в голову устаревшего массива знаний, а на реализацию творческих способностей каждого конкретного школьника.
Иван Стерлигов, обозреватель экспертного канала ВШЭ — OPEC
Ссылки: