Окончательные выводы — впереди
8 апреля состоялась сессия «Рынки труда» XI Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества.
Ирина Денисова, профессор Российской экономической школы, представила доклад по теме «Социальная мобильность российских семей», в котором нашли отражение первые результаты ее исследования о межпоколенческой образовательной мобильности в России. Если в советский период социальная мобильность граждан была достаточно высока в силу предоставляемых государством более или менее равных возможностей в образовании, то значительное и постоянно возрастающее неравенство современного российского общества оказывает существенное влияние на выбор профессии, вуза и будущей работы, считает Ирина Денисова. Среди многочисленных вопросов, на которые необходимо ответить в ходе исследовательского проекта, она особо выделяет те, которые могут прояснить, как связан выбор образования детей и их родителей, какова вероятность получения детьми высшего или среднего профессионального образования в зависимости от образовательного уровня их родителей, есть ли существенные отличия между средними зарплатами детей и средними зарплатами их родителей.
Выступление научного сотрудника Центра трудовых исследований ГУ-ВШЭ Алексея Ощепкова было посвящено анализу экономической отдачи от образования в различных регионах России. Поскольку национальный рынок труда представляет собой совокупность локальных рынков, сильно отличающихся друг от друга из-за неравномерного социально-экономического развития регионов и низкого уровня межрегиональной мобильности, то и различия по уровню отдачи от образования весьма значительны. По мнению исследователя, наиболее высока отдача от образования в регионах Сибири — Хакассии, Алтае и республике Тыва.
Темой презентации Александра Муравьева, экономиста-исследователя Института трудовых исследований в Бонне, стали результаты его работы над проектом «Насколько важны институты трудовых исследований для рынка труда в переходных экономиках?» Задача этого исследования — выяснить, насколько существенно влияние различных институтов на формирование и функционирование рынка труда, как влияет государственная политика на регулирование рынка, как институты взаимодействуют друг с другом. Изучение ситуаций в развивающихся странах и экономиках переходного периода позволяет воспользоваться большой вариативностью траекторий развития рынков и взаимодействия институтов и предоставляет уникальную возможность изучить влияние реформ на рынок труда. Исследование Алексея Муравьева охватывает период с 1995 по 2008 год и анализирует рынки государств Восточной Европы и Центральной Азии.
Инна Мальцева, заместитель заведующего кафедрой экономики труда и народонаселения ГУ-ВШЭ, ведет научно-исследовательскую работу по внутрифирменной трудовой мобильности, критериями которой служат продвижение работников по карьерной лестнице и рост (или сокращение) заработной платы. Исследование построено на базе данных конкретного предприятия и анализирует стратегию заполнения и перемещения вакансий, степень привязки заработных плат к должностям, связь внутреннего рынка с внешним, шансы продвижения персонала по карьерной лестнице.
Окончательные выводы представленных исследований еще не сделаны, и работа продолжается. Что ж, тем и хороша конференция подобного масштаба — ее формат позволяет ученым не только поделиться с коллегами уже готовыми выводами исследований, но и привлечь внимание к своим планам, обменяться в «живом» общении советами и мнениями, найти заинтересованных для совместных работ.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Мальцева Инна Олеговна
Вам также может быть интересно:
В ВШЭ выяснили причины разрыва в зарплатах между выпускниками и выпускницами вузов России
Исследование Высшей школы экономики показывает: несмотря на одинаковое образование и начальные условия, разница в стартовых зарплатах между мужчинами и женщинами достигает 22%. Это связано одновременно с тем, что выпускницы учатся на менее доходных специальностях, и с тем, что идут работать в сектора с меньшими заработками, поскольку ищут более стабильные и безопасные условия труда.
Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников
Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
NEET-молодежь: что происходит, когда не хватает добросовестности, эмоциональной стабильности и упорства
Высшее образование становится более востребованным, когда развиваются технологии, замещающие рутинный труд, и ИТ-сектор сегодня уже формирует повышенный спрос на специалистов. При этом часть выпускников вузов не учится и не работает, а в целом в группе «свободной» молодежи около трети живет в бедности, как и их родители. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ, посвященной человеческому капиталу и заработной плате.
Владимир Гимпельсон рассказал о четырех must have для молодого специалиста
Рынок труда никогда не будет прежним, рассуждали эксперты и игроки рынка в разгар пандемии. Однако изменения оказались менее существенными, чем ожидалось. В чем уникальность сегодняшнего кризиса, почему уровень безработицы быстро вернулся к докарантинным значениям, стоит ли бояться роботизации, за что «штрафуют» старшие поколения и к чему готовиться молодым? На эти и другие вопросы YouTube-канала Вышки ответил Владимир Гимпельсон, профессор факультета экономических наук, директор Центра трудовых исследований ВШЭ.
Рынок труда и пандемия: как сработали меры поддержки
Подстройка рынка труда к кризису во многом оказалась эффективной, система смогла переварить новые вызовы. Однако круг получателей пособий мог быть шире, а главный недостаток мер поддержки занятости — отсутствие обязательств компаний перед работниками. Центр трудовых исследований (ЦеТИ) и Лаборатория исследований рынка труда ВШЭ провели совместный онлайн-семинар «Меры пассивной и активной политики на российском рынке труда».
Апрельская конференция пройдет в распределенном формате
11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.
Профессии в тренде: как Вышка отвечает на вызовы будущего
Рынок труда постоянно меняется. На кого учиться, чтобы выйти из вуза со знаниями и навыками, востребованными не только в современных реалиях, но и как минимум через четыре-шесть лет? Как определить, насколько та или иная профессия будет востребована в будущем? Что может послужить базой для создания списка профессий, которые продолжат быть востребованными и в России и в мире? В нашем спецпроекте эксперты ИСИЭЗ ВШЭ отвечают на эти вопросы через анализ глобальных трендов.
Правила успешного фриланса. Как побеждать в конкурсах на бирже удаленной работы
Шансы фрилансера получить конкурсный контракт могут снижаться до 0,1% и взлетать до 40%. Социологи ВШЭ изучили от чего это зависит. IQ.HSE переложил выводы ученых в инструкцию: как существовать на бирже, чтобы оказываться в выигрыше.
Тест: работа мечты существует? Какие трудовые условия соблазняют миллениалов
HR-специалисты охотятся за молодыми творческими работниками. А те меняют фирмы как денди — перчатки. Почему так происходит? Ольга Котомина из ВШЭ по итогам опроса креативщиков в возрасте 19–35 лет выделила пять характеристик идеального рабочего места. На их основе редакция IQ.HSE составила быстрый тест.
Ярослав Кузьминов — о развитии высшего образования в условиях цифровизации
В течение ближайших 10 — 15 лет рынок труда полностью изменится под воздействием цифровой революции. Чему и как нужно учиться в условиях быстрого обновления профессий и технологий на рынке квалификаций? Как выжить вузам в условиях распада традиционных методик преподавания? Когда ждать появления массовой индивидуализации образовательных траекторий? Ответы на эти и другие вопросы — в лекции ректора НИУ ВШЭ.