• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кортунов С. В. Современная внешняя политика России: стратегия избирательной вовлеченности. М.: ГУ-ВШЭ, 2009

Монография дает читателю целостное представление об основных проблемах внешней политики России в условиях противоречивых процессов глобализации, о состоянии и перспективах современной мировой политики и международных отношений.

Кортунов С. В. Современная внешняя политика России: стратегия избирательной вовлеченности. М.: ГУ-ВШЭ, 2009.

Настоящая монография дает читателю целостное представление об основных проблемах внешней политики России в условиях противоречивых процессов глобализации, о состоянии и перспективах современной мировой политики и международных отношений. Анализируется динамика становления нового мирового порядка, роль и место в нем России. Характеризуется оптимальная стратегия внешней политики Российской Федерации на нынешнем этапе. Формулируются основные параметры внешнеполитического измерения российской идентичности, обеспечивающие конкурентоспособность России в условиях постиндустриальной архитектуры современного мира.

Для политиков, государственных и общественных деятелей, специалистов по международному праву, а также преподавателей и студентов, изучающих вопросы мировой экономики и международных отношений.

Содержание, предисловие и первая глава

Оглавление

Введение

Раздел I. Концептуальные основы внешней политики

1. Общая характеристика состояния международной среды

2. Упадок международной системы и глобального управления

2.1. Основы Вестфальского мира
2.2. От Вестфалии до Ялты: эволюция, расцвет и упадок Вестфальской системы
2.3. Блеск и нищета однополярного мира
2.4. Крушение «однополярной полицентричности»
2.5. Кратковременная коалиция
2.6. Почему Америка не империя
2.7. Окончательный упадок Вестфальской системы: что дальше?

3. Кризис прежней системы безопасности

3.1. Рост региональной и глобальной нестабильности
3.2. Вызовы и угрозы в краткосрочной перспективе
3.3. Вызовы и угрозы к 2020 г.
3.4. Сценарии развития мира в прогнозах американского разведсообщества
3.5. Выводы и рекомендации для российской политики

4. Россия в тисках глобализации

4.1. Западня глобального мира
4.2. Битва идентичностей
4.3. Россия как «слоеный пирог»
4.4. Идентичность и ценности
4.5. Императив модернизации
4.6. Соблазн «особого пути»
4.7. Традиция и современность: поиски синтеза

5. Роль и место России в современном мире

5.1. Внешнеполитическое наследие 2000–2008 гг.
5.2. Причины кризиса
5.3. Прогноз для России: оптимистический сценарий
5.4. Россия в формирующемся новом мировом порядке

6. Ресурсы внешней политики

7. Основные приоритеты внешней России

7.1. Внешнеполитические интересы России: глобальное измерение
7.2. Основные внешнеполитические интересы России

8. Механизм принятия внешнеполитических решений

8.1. Что такое эффективный механизм внешней политики?
8.2. Успешный опыт: Совет национальной безопасности США
8.3. Как дело обстоит в России
8.4. Наследие 2000–2008 гг.
8.5. Что необходимо предпринять?
8.6. Алгоритм принятия решений
8.7. Необходимо стратегическое планирование
8.8. Нужен капитальный ремонт

Раздел II. Основные направления внешней политики

9. Союзники, партнеры, оппоненты

10. Россия и постсоветское пространство

11. Диаспоральная политика России

12. Россия в Большой Европе

12.1. Европейский вектор: неизбежность и пределы
12.2. Национальная модернизация и взаимодействие с Европейским Союзом
12.3. Отношения Россия — ЕС: необходим стратегический прорыв
12.4. Калининград как проблема российско-европейского партнерства

13. Российско-американские отношения

13.1. О «разрыве ценностей» между Россией и Америкой
13.2. Несостоявшийся союз
13.3. Экскурс в недавнее прошлое
13.4. Что такое партнерские отношения
13.5. Партнерство пока невозможно
13.6. Россия — по-прежнему проблема
13.7. Общие интересы
13.8. В чем интересы не совпадают?
13.9. Взаимодействие по ключевым направлениям
13.10. Пора делать выбор
13.11. Факторы сближения и факторы противодействия

14. Россия в АТР: основы региональной стратегии

14.1. Современная обстановка в АТР
14.2. Положение России в регионе военное, политическое и экономическое измерения
14.3. Основные региональные факторы и перспективы их отношений с Россией
14.4. Приоритеты национальных интересов России в АТР (возможные элементы региональной доктрины)
14.5. Евразийский проект для России XXI в.

Раздел III. Основные проблемы внешней политики России

15. Противодействие транснациональному терроризму

15.1. Каковы достижения?
15.2. Современный терроризм и его истоки
15.3. Возможные сценарии и их последствия
15.4. Политика России: достижения и упущенные возможности
15.5. Иракский капкан
15.6. Что же дальше?
15.7. О некоторых первоочередных мерах по противодействию транснациональному терроризму

  • Общие принципы
  • О создании сил быстрого реагирования в ЕС и НАТО
  • О предупреждении ядерного терроризма
  • О борьбе с химическим и биологическим терроризмом
  • О сотрудничестве в сфере внутренних дел и правосудия

16. Россия и мировой ислам

16.1. Реванш за унижение
16.2. Тоталитарная идеология нового поколения
16.3. Искаженный образ
16.4. Нищета политического ислама
16.5. Какая политика нужна России?

17. Нераспространение ОМУ и ракетного оружия

17.1. Упадок режима ядерного нераспространения
17.2. Активные и пассивные меры
17.3. Дипломатия и военная сила
17.4. Магистральные направления совместной работы
17.5. Меры по укреплению режима ядерного нераспространения

18. Ядерное сдерживание

18.1. Точка отсчета
18.2. Сближение подходов
18.3. О минимальном сдерживании
18.4. Сдерживание и нераспространение
18.5. Сдерживание и партнерство
18.6. Можно ли трансформировать сдерживание?
18.7. Доктрина «зазеркалья»
18.8. Можно ли выйти за пределы сдерживания?

19. Контроль над вооружениями

19.1. Сокращение ядерных вооружений
19.2. Разоружение: требуется новый подход
19.3. Приоритеты США
19.4. Российские национальные приоритеты
19.5. Договор ОВСЕ и региональная стабильность
19.6. Контроль над вооружениями и фактор военной силы
19.7. От сверхвооруженности к военно-стратегической стабильности

20. Россия в структурах международной безопасности

20.1.Россия и ООН

  • Кризис ООН и ее институтов
  • Необходимость реформы
  • Дилемма России
  • Генеральный секретарь и Генеральная Ассамблея ООН
  • Совет Безопасности ООН
  • Операции по поддержанию мира
  • Кто заинтересован в реформе ООН?

20.2. «Группа восьми»
20.3. Россия и НАТО
20.4. Россия и ОБСЕ
20.5. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)
20.6. Перспективы Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)

Вместо заключения. Россия в пятерке мировых лидеров?

Приложения

Приложение 1. Обзор официальных внешнеполитических документов

  1. Правовая база механизма принятия внешнеполитических решений
  2. Концептуальная база внешней политики Российской Федерации

Приложение 2. О механизме принятия внешнеполитических решений

  1. О действовавшем порядке принятия внешнеполитических решений в России, 1905–1917 гг. (справка по материалам МИД России)
  2. Об опыте координации в СССР деятельности государства по международным аспектам безопасности (по материалам печати и воспоминаниям участников)
  3. О зарубежном опыте по координации государством международной деятельности (на примере США)
  4. Из воспоминаний участников процесса принятия внешнеполитических решений (по материалам слушаний в парламенте, заседаний Экспертного совета Комитета Совета Федерации по международным делам, конференций и семинаров)

Вам также может быть интересно:

«Сербы не готовы забыть события 1999 года»: каковы долгосрочные последствия натовских бомбардировок

25 лет назад гражданская инфраструктура и мирные граждане Союзной Республики Югославия оказались под авиаударами НАТО. Эти события оказали огромное влияние на страну, и до сих пор сербское общество их не забыло. Несмотря на давление Запада, Сербия отказывается вводить антироссийские санкции, и Россия остается для страны одним из ключевых торговых партнеров.

«Антимонопольное право очень важно для понимания необузданной конкуренции в международных отношениях»

В рамках XXIV Ясинской (Апрельской) международной научной конференции НИУ ВШЭ Международный центр конкурентного права и политики БРИКС организовал трек мероприятий, посвященных антимонопольному регулированию в странах БРИКС+. Эксперты и представители госорганов отметили, в частности, необходимость налаженного сотрудничества и постоянного обмена информацией между антимонопольными ведомствами объединения.

Карин Кнайсль: «Нам нужно говорить друг с другом»

13–14 февраля экс-министр иностранных дел Австрии Карин Кнайсль прочла студентам Вышки курс истории нефтяного рынка. Ранее она выступила в НИУ ВШЭ с открытой лекцией на тему “Energy Is the Name of the Game: Geopolitics and Economics of the Energy Markets from 1911 to 2023”. HSE Daily публикует интервью Карин Кнайсль английской редакции портала ВШЭ, в котором она изложила свои взгляды на европейскую энергетическую политику, проблемы нейтралитета, кризис доверия, рассказала о личном опыте как публичной фигуры в глобальной политике и анонсировала свою новую книгу “Requiem for Europe”, которую планирует издать совместно с Вышкой.

«Любовь к Родине и преданность ей — основополагающие ценности в исламе»

В школе востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ состоялась лекция министра религиозных дел и вакфов Сирии, доктора шариатских наук Мухаммада Абдельсаттара ас-Сейида. Он рассказал студентам и экспертам Вышки о государственно-конфессиональных отношениях в республике.

ВЭФ-2022: санкции, экономические войны, суверенитет и новая глобализация

Антироссийские санкции радикально изменили глобальный мир, построенный на свободном перемещении между странами потоков товаров, финансов, инвестиций. Участники сессии Восточного экономического форума «Экономические войны как оружие подавления суверенитета», подготовленной НИУ ВШЭ, обсудили влияние санкций на политическую самостоятельность и социально-экономическую стабильность государств.

«На горизонте двух-трех лет мы ожидаем растущий запрос на то, чтобы лучше понимать Россию»

Чем занимаются специалисты-международники и где они могут работать? Какие компетенции и навыки востребованы в этой сфере сегодня? Почему важно изучать и Запад, и Восток? На эти и другие вопросы отвечает декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева в новом выпуске рубрики «Разговор с экспертом» YouTube-канала Вышки.

Системы образования России и Китая меняются под воздействием цифровых технологий

В Высшей школе экономики начала работу вторая российско-китайская конференция «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Исследователи двух стран обсудили, что меняется в национальных системах образования благодаря цифровой революции и что можно позаимствовать из опыта друг друга.

«Хотим, чтобы студенты умели воспринимать другое мнение, даже если они его не разделяют»

В конце февраля и начале марта факультет мировой экономики и мировой политики ВШЭ впервые провел учебный модуль Консорциума университетов — объединения ведущих вузов России, Европы и США, в рамках которого студенты и аспиранты занимаются изучением международных отношений.

Студенты программы двух дипломов по международным отношениям показали высокие результаты на экзаменах Лондонского университета

Доля студентов ВШЭ, успешно сдавших лондонские экзамены в 2018 году, намного превзошла средний показатель по другим вузам-участникам международной программы Лондонского университета. А сама Вышка получила статус Recognised Teaching Centre.

Зимняя школа помогает студентам подняться на уровень выше

В конце января – начале февраля Высшая школа экономики традиционно проводит зимние школы для поступающих в магистратуру. Некоторые тематически близкие школы объединяют свои усилия и часть занятий делают общими для всех студентов. Что из этого получается, показываем на примере экономической школы и школы по международным отношениям.