Интеллектуальная игра «IQ»: присоединяйтесь!
До 10 декабря открыта регистрация школьных команд для участия в интеллектуальной игре «IQ-2012», которая состоится 23 декабря в Культурном центре ВШЭ. О том, как будет проходить игра в этом году, рассказывают декан факультета довузовской подготовки ВШЭ Светлана Квашонкина, проректор ВШЭ Григорий Канторович и председатель Ассоциации интеллектуальных игр ВШЭ Николай Крапиль.
— Как возникла идея проведения этой интеллектуальной игры для школьников? В чем ее особенность?
Светлана Квашонкина: — Традиционно с факультетом довузовской подготовки (ФДП) ассоциируется деятельность, связанная с подготовкой к поступлению в университет. Несколько лет назад у нас возникла идея найти новые формы общения с мотивированными учащимися 7-10 классов для привлечения их в довузовское образовательное пространство НИУ ВШЭ. Итогом этих размышлений стала организация интеллектуальной игры «IQ». Цель игры — дать ее участникам возможность проявить свои интеллектуальные и творческие способности, ощутить атмосферу и дух Вышки, познакомиться с нашими преподавателями, найти новых друзей.Светлана Квашонкина
В этом году мы впервые привлекли к организации и проведению игры студентов, нашим партнером стала Ассоциация интеллектуальных игр (АИК) ВШЭ. Представители АИК участвуют как в подготовке вопросов, так и в работе жюри. Надеемся, что совместными усилиями нам удастся создать условия для формирования команд под брендом факультета довузовской подготовки, которые в дальнейшем смогут участвовать в межфакультетском турнире АИК и интеллектуальном чемпионате ВШЭ. Также впервые для популяризации интеллектуальной игры «IQ» в московские и подмосковные школы в этом году отправились волонтеры из числа студентов разных факультетов, недавних выпускников ФДП.
Одной из особенностей этой игры, на мой взгляд, является ее камерность. Здесь нет никаких режиссированных аплодисментов, как на телевидении, у нас болельщики хлопают, когда им действительно нравится игра.
Григорий Канторович: — Игра «IQ» — одна из немногих на сегодня командных интеллектуальных игр для школьников без прагматической цели, это игра ради игры. По моим наблюдениям, а я являюсь членом жюри третий год подряд, ребята играют с большим энтузиазмом и интересом. Одной из особенностей этой игры, на мой взгляд, является ее камерность. Здесь нет никаких режиссированных аплодисментов, как на телевидении, у нас болельщики хлопают, когда им действительно нравится игра. Бонусы от участия в ней находятся скорее в психологической плоскости — повышение самооценки, знакомство с университетским миром, опыт работы в команде, сильные эмоции. Школьники всегда очень переживают во время игры, у них на лицах все написано. И мы стараемся соответствовать ожиданиям ребят, в частности максимально прозрачно и объективно оценивать ответы.
— В этом году АИК впервые стала партнером интеллектуальной игры для школьников. Зачем студенческой организации участвовать в организации игры школьников?
Николай Крапиль: — Для нашей ассоциации игра «IQ» — редкая возможность встретиться с нашими будущими игроками до того, как они таковыми станут. Мы всегда исходим из того, что любой человек, который к нам приходит, мог до этого никогда не играть ни в какие интеллектуальные игры — все мероприятия делаются таким образом, чтобы никакого «входного барьера» на них не было. Но все же те первокурсники, кто до этого пробовали играть в «Что? Где? Когда?» или любую подобную ей игру, уже имеют некоторое преимущество, им проще «войти в игру», понять ее основные принципы. Поэтому те первокурсники, кто имеют опыт игры в школьные годы, для нас всегда особенно ценны.
Это то, что касается наших долгосрочных ожиданий. Ну а непосредственно на игре больше всего хочется увидеть тот пресловутый «огонек в глазах», который появляется от проснувшегося игрового азарта, от внезапного осознания, что интеллектуальные игры могут быть интересными и захватывающими, от классического: «Аааа, это же так просто и логично, как же я не догадался!» после оглашения правильного ответа. По большому счету, ради этого «огонька» мы всем этим и занимаемся.
— В этом году часть вопросов впервые готовит АИК, каковы основные принципы и механизмы подбора вопросов для игры?
Николай Крапиль: — Вопрос — главный элемент любой интеллектуальной игры, главное блюдо. Можно сколь угодно красиво накрыть стол, расставить посуду и пригласить лучших официантов, но, если еда невкусная, то и обед не удастся. Так и в интеллектуальных играх — если вопросы кажутся неинтересными, нелогичными или скучными, то и весь турнир едва ли оставит хорошее впечатление.Григорий Канторович
Наши игроки довольно часто сами пишут вопросы, а даже те, которые этого не делают, все равно отыграли уже в своей жизни столько вопросов, что хорошо знают, каким должен быть вопрос, чтобы он не доставил неприятных эмоций. Мы ценим, что в этом организаторы игры показали, что доверяют нам, и очень надеемся, что та часть вопросов, которую готовим мы, игрокам понравится.
Впрочем, у турнира «IQ» уже есть своя история и свои традиции. Одной из таких традиций всегда было неизменное участие преподавателей ФДП в подготовке вопросов для турнира, и эту традицию мы не нарушаем — заметную часть итогового пакета вопросов для игры готовят именно преподаватели. Хотя и в этой части мы постарались внести какие-то правки, избежать потенциально спорных моментов, где-то упростить или, наоборот, усложнить вопросы.
— Часто ли ребята-выпускники ФДП становятся активными игроками в студенческие годы?
Николай Крапиль: — Честно говоря, мы никогда не вели статистику о том, кто из наших игроков — выпускник ФДП. Мы стараемся отслеживать данные о курсах и факультетах (и гордимся тем, что у нас играли представители всех без исключения факультетов и курсов). Мне кажется, что выпускники ФДП — это в среднем люди, которые заранее больше ориентированы именно на Вышку. А потому и в студенческой жизни они зачастую оказываются более активными. Наверно, это в какой-то степени касается и интеллектуальных игр.
Что я знаю наверняка, это то, что я сам — выпускник ФДП. И тут я могу быть уверен, что если бы не ФДП, то я едва ли поступил бы в Вышку, а значит, и Ассоциацию интеллектуальных игр в Вышке бы сейчас возглавлял кто-то другой.
— Есть ли разница между интеллектуальными играми для взрослых (студентов) и играми для школьников?
Сам тип размышлений, который предполагают интеллектуальные игры, одинаков для любой аудитории, поэтому, как мне кажется, такие игры действительно могут быть в равной степени интересны людям любого возраста, пола или рода занятий
Николай Крапиль: — На самом деле эта разница гораздо меньше, чем можно было бы предположить. Да, есть небольшие различия в том, требование каких знаний считается допустимым, или в том, какое количество логических ходов надо проделать. Но в целом все главные элементы интеллектуальных игр остаются неизменными, для кого бы ни проводилась игра — для школьников, студентов или взрослых бородатых дядек. Сам тип размышлений, который предполагают интеллектуальные игры, одинаков для любой аудитории, поэтому, как мне кажется, такие игры действительно могут быть в равной степени интересны людям любого возраста, пола или рода занятий.
— Светлана Васильевна, насколько популярна игра среди школьников? Какова «география» участников интеллектуальной игры «IQ»?
Светлана Квашонкина: — За прошедшие два года в игре приняло участие около ста команд. В этом году мы ожидаем не менее пятидесяти команд-участников плюс болельщики (больше просто Культурный центр ВШЭ не вместит). Сейчас уже зарегистрировались более 20 команд. В игре принимают участие не только и не столько слушатели факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ или наших базовых школ, сколько учащиеся любых школ Москвы и Московской области. Приятная неожиданность этого года — уже есть заявки от трех команд из Казахстана. К сожалению, пока у нас нет возможности предоставить региональным командам финансовую помощь, поэтому расходы на проезд и проживание участники команд берут на себя. Говорят: «Лиха беда — начало»! Надеемся, что интеллектуальный дух Вышки притянет к себе многих любопытных, легких на подъем, творческих ребят, готовых проявить себя в любых интеллектуальных состязаниях уже на уровне 7-8 классов, пока еще можно не слишком задумываться о ГИА, ЕГЭ и вступительных испытаниях в вуз.
— Каковы условия участия в игре?
Светлана Квашонкина: — В игре может принять участие любая команда школьников старших классов. Численность команды должна быть не менее пяти и не более семи человек, если набирается большее количество единомышленников, некоторые ребята могут стать либо запасными игроками, либо болельщиками команды, для которых предусмотрены отдельные туры.Николай Крапиль
Для участия в игре необходимо до 10 декабря зарегистрироваться http://fdp.hse.ru/iq/expresspolls/poll/65013273.html на портале и подготовить домашнее задание.
В прошлом году игра была посвящена Году Италии в России, и в качестве домашнего задания участники игры готовили «фотожабы», творчески перерабатывая произведения итальянских художников Возрождения. Так как в этом году Высшая школа экономики отмечает свой 20-летний юбилей, то в качестве домашнего задания команды должны подготовить видео ролик на одну-две минуты «Поздравь Вышку». Видеоматериалы будут оцениваться с точки зрения оригинальности исполнения (стиль, «озвучка», спецэффекты) и юмористичности. Лучшие ролики будут размещены на портале ВШЭ.
— Это домашнее задание. А какова будет тема самой игры?
Светлана Квашонкина: — В этом году темой игры стали великие научные открытия от древности до наших дней. Мы надеемся, что эта тематика вызовет интерес у многих школьников, так как речь идет об открытиях в различных областях знаний, которые изменили мир. В выборе темы игры и подготовке вопросов самое активное участие принимали преподаватели факультета философии, сотрудничающие с ФДП. Игра не подразумевает проверку уровня подготовленности ребят по школьным предметам, и тем более мы не хотели бы «замыкать» их на предметах, которые они, возможно, будут сдавать в качестве вступительных испытаний в вуз (по результатам игры ребята не имеют никаких преференций в рамках поступления). Для нас важно отвлечь ребят от бесконечной подготовки к различным мониторингам знаний и репетиционным экзаменам, которые проводятся в школе, начиная с 9 класса, в большом количестве. Нам хотелось бы раскрепостить участников игры, сделать свободнее, заставить мыслить широко, подарить радость от общения и интеллектуального напряжения, достижения результата и публичного признания.
— Наверняка победителей игры ждут какие-то призы…
Светлана Квашонкина: — Победители получат из рук председателя жюри, проректора НИУ ВШЭ Григория Гельмутовича Канторовича, специально разработанный для игры хрустальный кубок «IQ». Также по результатам игры ребятам будут вручены сертификаты победителей и призеров игры, которые они смогут использовать в своих портфолио, а также их ждут призы от наших партнеров.
В этом году, кроме АИК, нашими партнерами стала компания «LingvaLeo» — один из ведущих онлайн сервисов по изучению иностранных языков на российском рынке. Команда победитель, получит от «LingvaLeo» годовые сертификаты на обучение иностранному языку, а лучшие волонтеры и болельщики — сертификаты на бесплатное обучение в течение 1 месяца. Также нас поддерживает учебный центр информационно-правовой системы «Гарант», они традиционно готовят полезные для школьников подарки.
Финальная игра состоится 23 декабря в Культурном центре НИУ ВШЭ, приглашаем всех желающих присоединиться в качестве зрителей к нашему интеллектуальному празднику.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ
Вам также может быть интересно:
«Интеллектуальная ворона» в 11-й раз собрала мастеров игры «Что? Где? Когда?»
26 апреля Ассоциация интеллектуальных клубов ВШЭ — одна из старейших студенческих организаций Высшей школы экономики — провела в университете ежегодный турнир по игре «Что? Где? Когда?» — «Интеллектуальная ворона-2015». Победу в турнире одержала команда Ильи Бера, в составе которой было трое игроков, всего за день до этого сражавшихся против телезрителей в прямом эфире на Первом канале.
«Интеллектуальная ворона» объединяет лучших знатоков
В Высшей школе экономики прошел десятый ежегодный турнир «Интеллектуальная ворона» — соревнование по игре «Что? Где? Когда?». За победу боролись 58 команд, а это почти 350 участников, представляющих разные города России и СНГ.
Интеллектуальная игра IQ для школьников-2013
15 декабря состоялась очередная, уже четвертая по счету ежегодная интеллектуальная Игра IQ для школьников Москвы и Подмосковья, организованная совместно факультетом довузовской подготовки и Ассоциацией интеллектуальных клубов ВШЭ.
Интеллектуальная ворона: 9-й ежегодный турнир
7 апреля в ВШЭ прошел открытый ежегодный турнир по «Что? Где? Когда?» «Интеллектуальная ворона».
«У нас учатся говорить и мыслить»
16 и 17 февраля в Высшей школе экономики прошел студенческий турнир по парламентским дебатам «Назад, к истокам». Главными организаторами турнира выступили студенты из Клуба парламентских дебатов НИУ ВШЭ.
Интеллектуальная игра IQ-2012: день «Сурков»
В конце декабря в Культурном центре Высшей школы экономики прошла, уже ставшая традиционной, открытая Интеллектуальная игра IQ для школьников Москвы и Подмосковья, организованная факультетом довузовской подготовки ВШЭ.
Победа студентов ВШЭ в Универсиаде по эконометрике
Победителями Универсиады по эконометрике, организованной Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, стали студенты Высшей школы экономики. Рассказывают заведующий кафедрой математической экономики и эконометрики ВШЭ Григорий Канторович и один из победителей универсиады Иван Станкевич, студент 4 курса факультета экономики ВШЭ.
Победа в чемпионате «Что? Где? Когда?»
24-25 марта в финале Открытого чемпионата вузов России по игре «Что? Где? Когда?» сборная команда ВШЭ заняла второе место.
GMC: 5-е место в суперфинале за командой ВШЭ
В Макао завершился международный чемпионат по управлению компаниями Global Management Challenge, в котором участвовали около тридцати победителей национальных отборочных первенств. Команда студентов ВШЭ заняла в финале пятое место. По возвращении из Макао участники команды поделились своими впечатлениями от турнира.
Главный приз IQ-игр ВШЭ нашел своего первого владельца
В конце февраля в Культурном центре Высшей школы экономики состоялся финал интеллектуальной игры IQ среди старшеклассников. Определились призеры и победитель – команда «Круг 2».
Канторович Григорий Гельмутович
проректор ВШЭ