«Мы являемся частью глобального академического рынка»
28 мая состоялось очередное заседание Ученого совета ГУ-ВШЭ. Одной из главных тем в повестке дня стало развитие и реформирование университетской аспирантуры.
Утвердив Правила приема в аспирантуру ГУ-ВШЭ в 2010 году (вступительные экзамены пройдут в октябре), а также контрольные цифры приема в аспирантуру в 2011 году (планируемое количество вновь зачисленных аспирантов вырастет с 300 до 320 человек), члены Ученого совета приступили к обсуждению концепции нового типа аспирантуры Вышки — аспирантуры полного дня.
Представлявший концепцию проректор ГУ-ВШЭ Сергей Рощин обратил внимание коллег на ключевую проблему, связанную с полноценным развитием аспирантуры в российских вузах: чрезвычайно слабое ресурсное обеспечение не позволяет аспирантам заниматься лишь научной работой, значительную часть своего времени они вынуждены тратить на получение заработка. Одним из следствий этого является слабость «обучающего элемента» в российской аспирантуре, особенно по сравнению с программами PhD, существующими в лучших английских и американских университетах.
Для усиления обучающей составляющей в аспирантуре полного дня предлагается выделение трех типов курсов — базовых, курсов по развитию академических навыков и спецкурсов. Причем курсы могут предлагаться как Вышкой самостоятельно, так и совместно с другими вузами (соответствующие переговоры уже ведутся). Представлять результаты своей работы аспиранты будут как на регулярно организуемых специальных семинарах, так и на уже существующих внутри Вышки площадках (например, семинарах научно-учебных лабораторий). Значительную часть времени аспиранты будут проводить на стажировках в зарубежных университетах. Дальнейшая интернационализация аспирантуры будет стимулироваться требованиями по привлечению к проводимым исследованиям иностранных коллег. Кроме того, одним из научных руководителей аспиранта должен являться зарубежный исследователь. Аттестация аспирантов будет проводиться каждые полгода, при этом «запасного аэродрома» в виде обычной аспирантуры у аспирантов-«полнодневников» не будет.
Первый набор в аспирантуру полного дня пройдет нынешней осенью и составит 25 человек по экономическому и социологическому направлениям. Помимо успешного прохождения экзаменов по специальной дисциплине, иностранному языку и философии, кандидат на обучение в аспирантуре полного дня должен будет предоставить портфолио, включающее копии опубликованных научных работ или результатов исследований, а также рекомендации своего научного руководителя. Конечный отбор аспирантов проводится Комиссией Программы. Ежемесячные стипендии аспирантов полного дня составят 25 тысяч рублей с возможностью получения дополнительного заработка в качестве научного сотрудника или преподавателя ГУ-ВШЭ. А вот на совмещение обучения в аспирантуре с трудовой деятельностью за пределами Вышки налагается табу, отметил Сергей Рощин.
Свое мнение относительно предложенной концепции и будущего вышкинской аспирантуры в целом высказали многие члены Ученого совета. Так, декан факультета социологии Александр Чепуренко предложил в перспективе выделить в Вышке место под единую аспирантскую площадку, что способствовало бы налаживанию и междисциплинарных, и неформальных связей между аспирантами. Директор по академическому развитию ГУ-ВШЭ Мария Юдкевич поинтересовалась, какие качественные требования будут предъявляться к финальным публикациям аспирантов полного дня. Сергей Рощин отметил, что, хотя стремиться к тому, чтобы исследовательские работы аспирантов публиковались в ведущих реферируемых журналах, необходимо, подобное требование на нынешнем этапе развития аспирантуры может оказаться «неподъемным» для многих аспирантов.
Заместитель научного руководителя ГУ-ВШЭ Лев Любимов поставил вопрос о целевых задачах новой аспирантуры — должны ли будут аспиранты «поработать на благо университета», прежде чем пускаться в «свободное плавание»? По мнению Сергея Рощина, ставить такие условия было бы некорректно — новая аспирантура создается не столько для укрепления кадрового резерва, сколько в репутационных целях. «Мы подаем сигнал, что за свой счет можем готовить аспирантов качественно другого уровня и что сами готовы выйти на более высокий уровень», — подчеркнул он.
А научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин особо отметил то обстоятельство, что создаваемая аспирантура позволит молодым исследователям полностью посвящать себя науке. «Если аспирантура приносит вам доход в полторы-две тысячи, жить невозможно и учиться невозможно, и люди обрекаются на заячью жизнь — скакать с места на место, — сказал Евгений Ясин. — На те деньги, которые мы предлагаем сейчас, те, кому нравится наука, жить смогут. По-моему, это гигантский шаг вперед».
О том, что создание аспирантуры полного дня может стать стимулом для развития аспирантуры в целом, говорил и ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов. «В стране убита аспирантура, — констатировал он. — Ключевой вопрос — для кого мы готовим аспирантов? Вообще говоря, мы являемся частью глобального академического рынка и готовим исследователей именно для него. И мне кажется, чем более интенсивным будет обмен между нашей аспирантурой и чужими аспирантурами, тем более плотной будет наша связь с ведущими университетами и тем больше они будут рассматривать Высшую школу экономики как часть глобальной академической среды, а Россию — как страну, реально представленную на этом пространстве. В этом наша миссия».
Ярослав Кузьминов также предложил сделать более плотным график занятий аспирантов, усилить их участие в обязательных семинарах и рассмотреть возможность создания некоторых учебных курсов на основе видеосеминаров «звездных» преподавателей со всего мира. Ректор согласился с мнениями нескольких коллег о необходимости приблизить требования по защите кандидатских диссертаций к требованиям по получению PhD в лучших университетах мира. По словам Ярослава Кузьминова, уже сейчас нужно планировать темпы расширения аспирантуры полного дня в Вышке и включения в нее других направлений обучения. «Это начало коренной перестройки академической культуры в ключевом для университета аспекте», — резюмировал ректор.
Члены Ученого совета приняли также несколько организационных решений. Было одобрено создание Центра внутреннего мониторинга ГУ-ВШЭ, который объединит уже проводящиеся внутри университета мониторинги («Портрет первокурсника», «Мониторинг преподавательской жизни» и другие), займется проведением специальных исследований и будет вести архив социологических исследований в ГУ-ВШЭ совместно с Единым архивом экономических и социологических данных. Научное руководство новым центром будет осуществлять первый проректор ГУ-ВШЭ Вадим Радаев.
На заседании был утвержден порядок приема в ГУ-ВШЭ победителей и призеров олимпиад школьников в 2010 году и одобрено выделение целевых мест по приему на первый курс бакалавриата.
А нынешние студенты Вышки получили новую представительскую структуру — вместо Студенческого совета в ГУ-ВШЭ создается Студенческая палата, основными функциями которой будут представление и защита интересов студентов Высшей школы экономики как на вузовском, так и на межвузовском и региональном уровне. Состав Палаты будет переизбираться ежегодно.
Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Аспирантам важна поддержка не только научного руководителя, но и других сотрудников подразделения
Для успешной защиты кандидатских диссертаций важна не только индивидуальная поддержка научного руководителя и близких, но и системная помощь со стороны структуры в университете, где аспирант пишет диссертацию. Однако существуют разные варианты такой поддержки, и каждый из них по-разному сказывается на уверенности аспиранта в успешной защите диссертации. К такому выводу пришли ученые НИУ ВШЭ. Результаты исследования опубликованы в журнале Higher Education Quarterly.
На семинаре в Институте образования Вышки обсудили проблемы российской аспирантуры
28 января на традиционном «вторничном» семинаре Института образования ВШЭ обсуждались перспективы российской аспирантуры. Тема особенно актуальна в связи с внесенным в Госдуму законопроектом, согласно которому обязательным результатом обучения должна быть не выпускная квалификационная работа, как сейчас, а полноценная диссертация.
Выпускники 13 аспирантских школ Вышки получили дипломы
Из 300 аспирантов только 126 подошли к финальному этапу — защите научной диссертации. Поздравить выпускников пришел проректор ВШЭ Вячеслав Башев. По его словам, такой отсев говорит о серьезности намерений получивших дипломы: «Многие из вас работают, но продолжают интеллектуально вкладываться в себя».
«Тема тебя не отпускает, если ты чувствуешь себя новатором»
До 14 сентября продолжается прием в аспирантские школы НИУ ВШЭ. О том, как устроено обучение в аспирантуре, своих полевых исследованиях и практическом применении научных результатов рассказывают действующие аспиранты Вышки. Их темы исследований — трудные подростки, профессиональная идентичность врачей и передача убеждений между людьми.
ВШЭ открывает новые международные лаборатории
28 февраля на заседании Ученого совета Высшей школы экономики одобрено создание в университете новых международных лабораторий.
Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году
6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.
Ученый совет подвел итоги приема в магистратуру ВШЭ в 2013 году
В этом году в ВШЭ зачислено наибольшее в истории университета количество магистрантов, но в следующем году под влиянием внешних факторов ситуация может серьезно измениться. 25 октября на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги приема в магистратуру.
В университете создан департамент иностранных языков
ВШЭ планирует единую для всего университета политику в сфере изучения и преподавания иностранных языков. Ученый совет ВШЭ одобрил создание департамента иностранных языков. Его возглавит Елена Соловова.
Ученый совет: последнее заседание учебного года
28 июня на заседании Ученого совета ВШЭ утверждены контрольные цифры и правила приема в аспирантуру, приняты решения о создании факультета дизайна и ряда кафедр, одобрены несколько положений и регламентов, а также проведен конкурс профессорско-преподавательского состава.