Шесть шагов успеха: как проложить путь от исследования к продукту
Образование в области коммерциализации и трансфера технологий позволит университетам и бизнесу говорить на одном языке. Для этого они должны совместно создать эффективную вузовскую программу, в структуре которой будут и теоретические блоки, и их отработка на практических примерах.
Как использовать программы ДПО для стимулирования и развития кооперации между университетами и бизнесом? Этому вопросу была посвящена стратегическая сессия, проведенная Центром коммерциализации разработок и трансфера технологий НИУ ВШЭ (ЦКРТТ) совместно с Национальной ассоциацией трансфера технологий (НАТТ). В дискуссии приняли участие более 50 представителей университетских центров трансфера технологий (ЦТТ), а также отделов R&D (Research and Development — исследование и развитие) коммерческих компаний.
Участники обсудили возможные подходы к реализации программ повышения квалификации и формированию профессиональных компетенций сотрудников университетов и научных организаций в сфере коммерциализации и трансфера технологий. Это одна из приоритетных задач программы развития ЦТТ, которую поддерживает Минобрнауки. Программа реализуется на базе нескольких десятков отечественных вузов и предоставляет возможность получения методической и консультационной поддержки технологических проектов по кооперации между университетами и крупным бизнесом.
Эксперты ЦКРТТ представили участникам исследование, проведенное центром для оценки релевантности компетенций, формируемых в процессе обучения. Они изучили несколько десятков программ, реализуемых на базе организаций различных категорий и форм собственности (вузов, частных образовательных компаний, ассоциаций и пр.).
Успешность проектов определялась по шести факторам:
технологическая готовность;
потребительская готовность;
готовность бизнес-модели;
правовая и регуляторная готовность;
готовность команды проекта;
финансовое развитие проекта.
Исследование показало, что образовательные программы высшего профессионального образования дают слушателям теоретические знания, не формируя при этом компетенций проектного и продуктового менеджера. Программы ДПО подобные компетенции формируют, но они представлены на рынке в существенно меньшем количестве. Однако сделать вывод о глубине и качестве этих практических навыков зачастую невозможно.
Ольга Пятаева
«Образовательные программы, представленные на рынке, являются фрагментарными, не закрывают потребности слушателей в формировании необходимых компетенций и навыков. Вопрос о том, должна ли потенциально эффективная образовательная программа в данной сфере быть фокусной либо универсальной, является в полной мере дискуссионным», — считает координатор исследования, заместитель директора ЦКРТТ НИУ ВШЭ Ольга Пятаева.
По мнению участников дискуссии, эффективному взаимодействию университетов с бизнесом препятствует ряд барьеров.
«Компании приходят в университет за готовыми решениями и сразу уходят, если их нет», — констатирует директор Центра развития института интеллектуальной собственности ИТМО Андрей Николаев.
Руководитель программы инкубации IGTech Фонда «Сколково» Евгения Исаева отметила, что зачастую университету просто нечего предложить под текущий рыночный запрос, и тогда он пытается реализовать «то, что давным-давно лежит на полках». Для академической среды вузов характерно отсутствие предпринимательского духа, подчеркнула она. При этом руководители пытаются направить ученых на путь коммерциализации, не дав им дополнительных ресурсов.
В целом эксперты солидарны с тем, что в вузах почти нет технологий с высоким уровнем готовности (УГТ 8–9), а бизнес не хочет задействовать на это собственные средства. Выходом из сложившейся ситуации может стать систематизация и гармонизация KPI всех сторон процесса.
«Неправильно ученых переучивать в технологических предпринимателей. Ученые должны понимать, как работать с индустриальными партнерами», — считает директор ЦТТК НГУ Александр Квашнин.
Директор по образовательным продуктам и технологиям CUSTIS Илья Дубинский, напротив, рассказал о своем многолетнем успешном опыте работы с учеными-предпринимателями. К коммерциализации и трансферу технологий нужно относиться не как к транзакции, а как к процессу выстраивания долгосрочных отношений, отметил он.
Дискуссия с экспертами показала, что рынку необходима универсальная образовательная программа, позволяющая формировать практические компетенции для проектов по коммерциализации как у менеджеров по инновациям в компаниях-заказчиках, так и у руководителей проектов в научных коллективах вузов.
«Для НАТТ увеличение числа профессионалов в сфере трансфера технологий — один из приоритетов деятельности. Поэтому сегодняшняя дискуссия с разными участниками рынка образовательных услуг для нас очень важна. Мы бы хотели, чтобы таких программ становилось больше», — заявил исполнительный директор НАТТ Алексей Филимонов.
Алексей Филимонов
Между тем участники дискуссии высказали противоположные мнения о том, как может быть построена эффективная образовательная траектория участников проекта по коммерциализации. Одна часть экспертов считает необходимым создание специализированных фокусных программ по коммерциализации и трансферу технологий. Так, начальник Научно-образовательного центра ФИПС Денис Монастырский отметил, что в обучении основам коммерциализации нет системности. «Лишь 10% студентов имеют знания в этой области, поэтому необходимо разработать и внедрить в программы высшего образования специальный модуль по интеллектуальной собственности», — полагает он.
Другая часть дискуссантов считает целесообразным реализовать комплексную образовательную программу, в структуре которой могут содержаться и теоретические блоки, и их отработка на практических примерах.
Александр Швалев
«Вид программы не важен, важен факт ее наличия. Нам не хватает выпускников вузов, которые обладали бы знаниями в области коммерциализации и могли бы провести анализ рынка или заполнить заявку на получение финансовой поддержки», — резюмировал заместитель генерального директора по инновациям Иннохаба Росатома Александр Швалев.
Также на стратегической сессии анонсировали пилотный запуск программы «Шесть шагов от исследования к продукту», разработанной ЦКРТТ совместно с другими подразделениями НИУ ВШЭ. Она построена по уникальной авторской методике, которая позволяет комплексно развивать у сотрудников университетов и бизнес-структур компетенции и навыки по шести направлениям, определяющим эффективность кооперации в проектах по коммерциализации.
Вам также может быть интересно:
Продукты на базе результатов социальных и гуманитарных исследований: продать нельзя отдать
Сотрудники Центра трансфера технологий (ЦТТ) ВШЭ разработали и представили на экспертное обсуждение методику оценки проектов по коммерциализации, созданных на базе результатов исследований в социальных и гуманитарных науках. Мероприятие в формате круглого стола прошло в Высшей школе экономики в партнерстве с Национальной ассоциацией трансфера технологий в рамках реализации программы развития ЦТТ НИУ ВШЭ.
Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития
Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.
НИУ ВШЭ будет развивать сетевой Центр трансфера технологий
В Минобрнауки России подвели итоги конкурса по поддержке создания и развития центров трансфера технологий (ЦТТ). На конкурс было подано 58 заявок от вузов и НИИ. Поддержку получили 20 проектов, и среди них ЦТТ Высшей школы экономики. Благодаря этому университет планирует стать лидером в реализации кооперационной модели трансфера технологий.