• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Сегодня сделать большую языковую модель — это гигантский труд»

«Сегодня сделать большую языковую модель — это гигантский труд»

Фото: wtcmoscow.ru

С 22 по 24 ноября проходит международная онлайн-конференция в сфере технологий искусственного интеллекта AI Journey 2023. В ее работе приняли участие эксперты НИУ ВШЭ. В фокусе обсуждения — языковые модели и методы, которые применяются сегодня для обучения искусственного интеллекта.

Научный сотрудник Международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Елизавета Гончарова выступила с докладом «Языковые модели. Что можно выучить, генерируя текст?». Она рассказала об истории развития процесса обработки естественного языка и больших языковых моделей как виртуальных ассистентов. По ее словам, начало этому направлению было положено еще в середине прошлого столетия, но применяемые тогда подходы главным образом были основаны на правилах, связанных с формальной грамматикой и регулярными выражениями. «Однако впоследствии нейросетевые подходы по обработке естественного языка и трансформерные модели взяли верх, и все большие и наиболее успешные примеры работ моделей по обработке естественного языка теперь связаны именно с архитектурой трансформеров», — отметила исследовательница.

Елизавета Гончарова

Елизавета Гончарова считает, что большие языковые модели очень мощные, поэтому, будучи предобученными на простой задаче языкового моделирования, они способны решать гораздо более сложные прикладные задачи даже без дальнейшего обучения. «Если заглянуть внутрь модели, то мы увидим, что каждая часть модели отвечает за кодирование и своей информации, и той информации, на которую мы посягаем как люди: лингвистической структуры текста, фактологии, понятий времени и пространства и даже визуальных концептов, в целом закодированных внутри модели, которую мы рассматриваем, — объяснила она. — Добавление на дообучение модели данных других модальностей позволяет лучше улавливать понятия, связанные с этими модальностями, как в случае цветов, так и в случае форм. Это намекает нам на то, что текстов недостаточно, чтобы модель получила все знания о мире. Возможно, расширение модальности позволит нам открыть новые формы моделей и перейти к более сложным и более умным моделям, которые мы будем использовать в будущем».

Об алгоритмах, которые применяются для создания языковых моделей, используемых искусственным интеллектом, рассказал Евгений Соколов, руководитель департамента больших данных и информационного поиска, доцент факультета компьютерных наук, научный руководитель Центра непрерывного образования НИУ ВШЭ. Тема его доклада — «Tехнологии и алгоритмы внутри больших языковых моделей, или Что сегодня понимают под ИИ?». Евгений Соколов отметил, что сегодня уже много информации об успехах ИИ, генеративных моделей, больших языковых моделей. Он предложил разобраться, как они работают, что находится внутри, какие алгоритмы делают возможными все эти результаты и за счет чего происходит рост качества в методах ИИ.

Евгений Соколов

«Сегодня сделать большую языковую модель — это гигантский труд. Да, математика, которая лежит в основе, очень простая: производные, градиенты, градиентный спуск. А дальше начинается много интересного, нужно придумать методы для извлечения информации из данных, — говорит Евгений Соколов. — Сейчас есть трансформеры, но, кто знает, может, завтра придумают что-то новое? Очень важны сегодня обучающие данные. Классическая парадигма — это когда мы берем обучающие данные и подкручиваем параметры какой-то модели, какого-то алгоритма, чтобы получилось получше. Но сейчас этого мало, недостаточно. Нам нужно как-то внедрить требования качества в эту модель. Для этого мы берем асессоров, собираем большую выборку, строим отдельную оценивающую модель, что требует тоже очень много времени, и на основе этого докручиваем параметры нашей большой языковой модели. Получается сложная схема, какой мы видим ее сегодня. И это то, как сейчас обучаются большие языковые модели».

Эксперт отметил, что в этой работе главную роль играет не решение задачи, чтобы модель как-то «догадалась», что разработчики в нее заложили какие-то глубокие понимания — например, понимание того, как устроен язык. В этой работе важны два момента — собрать качественные данные и взять модель побольше. По его мнению, последние годы исследований показали, что основной рост качества языковых моделей достигается за счет определения большего количества параметров, по которым в дальнейшем будет вестись разработка большой языковой модели.

Свои доклады на конференции также представили и другие исследователи из Вышки. Так, младший научный сотрудник Института искусственного интеллекта и цифровых наук Айбек Аланов выступил с докладом «Редактирование изображений с помощью диффузионных моделей». Сотрудник Института искусственного интеллекта и цифровых наук и Научно-учебной лаборатории методов анализа больших данных НИУ ВШЭ Виталий Поздняков представил доклад на тему «Генерация стрессовых данных для проверки устойчивости моделей». Доцент факультета компьютерных наук, сотрудник Международной лаборатории интеллектуальных систем и структурного анализа НИУ ВШЭ Дмитрий Ильвовский сделал сообщение на тему «Интерпретируемые подходы к дискурсивным, логическим и аргументативным структурам в тексте». А профессор НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Андрей Савченко представил исследование «Эффективные методы распознавания выражений лиц на видео».

В форсайт-сессии «ИИ для человека будущего» выступил Александр Чулок, директор Центра научно-технологического прогнозирования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

«Нам удалось провести настоящий хакатон, когда нет заранее понятного пайплайна, как получить решение»

С 13 по 20 октября в НИУ ВШЭ прошел хакатон “HSE AI Assistant Hack: Python”, организованный факультетом компьютерных наук и Центром искусственного интеллекта ВШЭ. За призовые места боролись 89 студенческих команд из ведущих вузов страны.

Ученые Вышки представили разработки, связанные с применением ИИ в медицине

Искусственный интеллект не заменит врача, но может стать ему отличным помощником. При этом здравоохранение нуждается в высокотехнологичных продуктах, которые способны быстро анализировать и контролировать состояние пациентов. Ученые Вышки применили ИИ для предоперационного планирования и постоперационной оценки результатов в спинальной хирургии и разработали автоматическую интеллектуальную систему для оценки биомеханики рук и ног.

Ученые Вышки представили проекты по этической экспертизе в сфере ИИ

Технологии искусственного интеллекта уже стали неотъемлемой частью повседневной жизни и активно применяются в различных отраслях экономики. Однако этические вопросы использования ИИ все еще требуют обсуждения и осмысления. Сегодня в России с участием ученых НИУ ВШЭ ведется работа над несколькими отраслевыми приложениями к национальному Кодексу этики в сфере ИИ, в которых будут конкретные рекомендации в помощь каждому, кто нуждается в понимании и анализе рисков и угроз со стороны ИИ.

Три команды ВШЭ стали победителями на всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв»

В конце сентября в Москве состоялся всероссийский хакатон «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». На соревнование собрались 314 команд и 1616 человек со всей страны. Они состязались в решении задач от партнеров хакатона — государственных организаций и компаний: «РЖД», «Росатома», Центра робототехники Сбера, «Сколтеха» и многих других. Три команды студентов факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ приняли участие в хакатоне и выиграли в двух кейсах.

С помощью ученых НИУ ВШЭ и Сбера преподаватели смогут повысить качество онлайн-обучения

Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка научились определять вовлеченность участников онлайн-мероприятий. Метод, основанный на анализе видео лица, помогает выявить, насколько слушатель заинтересован в материале. Научная статья о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной конференции по искусственному интеллекту в образовании — AIED 2024.

Вышка расширит сотрудничество с Агентством стратегических инициатив для разработки передовых решений

В Высшей школе экономики прошел День знакомства университета и Агентства стратегических инициатив (АСИ). Стороны представили свои исследовательские и аналитические проекты и наметили направления совместной работы. Задача ученых и экспертов — повысить эффективность и ускорить внедрение в практику прорывных научных разработок по широкому спектру направлений — от экономических прогнозов до нейропротезирования.

Исследователи НИУ ВШЭ и Сбера добавят эмоций искусственному интеллекту

Ученые Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и исследователи Лаборатории искусственного интеллекта Сбербанка разработали специальную систему, которая с помощью больших языковых моделей сделает искусственный интеллект (AI) более эмоциональным при общении с человеком. Синтезом AI-эмоций займутся набирающие популярность мультиагентные модели. Научная работа о проведенном исследовании опубликована в рамках Международной совместной конференции по искусственному интеллекту — IJCAI 2024.

Вышка и «Яндекс» научат преподавателей российских вузов ИИ-грамотности

«Яндекс Образование» и факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ (ФКН ВШЭ) создали совместный онлайн-гайд, посвященный промптингу — формулированию запросов к нейросетям. Он доступен всем на платформе «Яндекса» и в первую очередь будет полезен преподавателям, которые никогда не пользовались GPT в работе или только начинают применять ИИ-инструменты. Как правильно создать запрос к нейросети? Как грамотно использовать GPT-модели в образовательных целях? Какие задачи преподаватели могут решать с помощью искусственного интеллекта? Гайд отвечает на эти и другие вопросы по работе с нейросетями.

«Оставаться конкурентным специалистом без применения нейросетей может стать нелегкой задачей»

Цифровые технологии прочно вошли в нашу жизнь и продолжают стремительно развиваться. Неудивительно, что все чаще возникает вопрос, сможет ли однажды искусственный интеллект полностью заменить специалистов. О перспективах лингвистики в эпоху нейросетей рассуждает Даниил Осипов, кандидат филологических наук, доцент Школы иностранных языков НИУ ВШЭ.