Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ
В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».
Проект «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях» поддерживает инициативы сотрудников Высшей школы экономики, стремящихся использовать современные технологии для повышения качества образовательного процесса и научных исследований. Проект реализуется в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
Редизайн курса «Венчурный капитал» с помощью элементов ИИ
Александр Семенов, доцент Школы финансов факультета экономических наук, поделился опытом использования искусственного интеллекта для редизайна курса «Венчурный капитал». Одной из основных задач, решаемых с помощью ИИ, стало повышение информированности студентов о рынке финансовых инвестиций и инновационного бизнеса.
Александр Семенов
Для этого был разработан виртуальный ассистент на базе бота-психолога Анны, который взаимодействует со студентами, помогает отвечать на сложные вопросы и улучшать психологическую подготовку к взаимодействию с инвесторами. Использование ассистента позволило повысить качество подготовки студентов и предоставило новые инструменты для обсуждения психологических аспектов предпринимательства.
ИИ-симулякры для курса о фиджитал-искусстве
Евгения Евпак, стажер-исследователь Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ и приглашенный преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ, представила проект по внедрению ИИ-симулякров для курса о фиджитал-искусстве.
Евгения Евпак
Основная идея проекта заключалась в создании виртуальных аватаров исторических личностей, таких как Платон, Жан Бодрийяр и Вольфганг Амадей Моцарт, которые используются для образовательных диалогов со студентами. Эти аватары были созданы с помощью нейросетей Hedra и GigaChat, что позволило интегрировать элементы геймификации в образовательный процесс и получить интерактивную среду для изучения фиджитал-искусства и его теоретических основ. Такой подход не только позволит экономить время на создание обучающих видеоматериалов, но и сделает обучение более увлекательным для студентов.
ИИ-инструменты для обучения иностранным языкам
Наталья Ряпина, старший преподаватель департамента иностранных языков пермского кампуса НИУ ВШЭ, рассказала о своем опыте применения ИИ для обучения иностранным языкам.
Наталья Ряпина
Основной акцент был сделан на использовании мультимодальных ИИ-инструментов, таких как Gamma и EdrawMind, которые помогают адаптировать учебные материалы и улучшить их восприятие студентами. Генерация различных форматов контента (видео, аудио, текст) с помощью искусственного интеллекта удовлетворяет потребности учащихся с различными стилями обучения: они сильнее вовлекаются в образовательный процесс и глубже погружаются в материал.
Внедрение ИИ в образовательную деятельность
Ксения Фимина, старший преподаватель департамента прикладной математики НИУ ВШЭ, продемонстрировала, как искусственный интеллект может оптимизировать процесс создания образовательных материалов.
Ксения Фимина
В своей работе она использует такие ИИ-инструменты, как Narakeet и invideo AI, что позволяет сокращать время на создание видеоматериалов презентационного качества более чем в 10 раз. Инструменты ИИ предоставляют преподавателям широкий набор готовых шаблонов и идей для визуального представления лекционного материала, помогая делать образовательный процесс более наглядным и понятным для студентов. Также Ксения Фимина использует нейросетевые технологии в разработке цифрового помощника для врачей-исследователей в рамках проекта «Smart-Медицина».
Использование ИИ-технологий для изучения нарративной структуры текста
Маргарита Фабрикант, ведущий научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований массового сознания Экспертного института, представила результаты исследования по применению инструментов ИИ для анализа эмоциональной тональности текста и изучения нарративной структуры.
Маргарита Фабрикант
В рамках проекта был использован анализ эмоциональной динамики на основе библиотеки NLTK для изучения древнего эпоса о Гильгамеше. Исследование выявило закономерности в эмоциональной структуре текста, подтвердив гипотезы о нарастании и снижении эмоциональной интенсивности в ключевые моменты нарратива. Проект Маргариты Фабрикант демонстрирует возможности применения ИИ-технологий для объективного анализа сложных текстов, что имеет большое значение для проведения гуманитарных исследований.
Программу повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях» реализуют Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук ВШЭ и Центр повышения квалификации ВШЭ.
Вам также может быть интересно:
Динамику ESG в мире обсудили на международной конференции по вопросам устойчивого развития в Вышке
Участники форума «ESG Corporate Dynamics: the Challenges for Emerging Capital Markets» обсудили использование ИИ в сфере устойчивого развития, влияние климатической уязвимости на привлечение институциональных инвесторов, тренды ESG-политики в Южной Корее и Китае, разработку интегральной ESG-модели для оценки вероятности дефолта компаний и многие другие вопросы. В работе конференции, организованной факультетом экономических наук ВШЭ, приняли участие более 20 ученых из ведущих университетов Китая, Египта, Малайзии и других стран.
Исследователи из ВШЭ разработали Python-библиотеку для анализа данных движений глаз
Исследовательская группа из Высшей школы экономики разработала Python-библиотеку EyeFeatures, предназначенную для анализа и моделирования данных движений глаз. Инструмент призван облегчить работу ученых и разработчиков, предоставляя им возможность эффективно обрабатывать сложные данные и строить предсказательные модели.
Достижения Вышки в сфере ИИ представили на AIJ
На площадке международной конференции AI Journey состоялась сессия под руководством вице-премьера Дмитрия Чернышенко, посвященная достижениям российских исследовательских центров в области искусственного интеллекта. Руководитель Центра ИИ ВШЭ Алексей Масютин представил ключевые разработки исследователей центра.
Фантастика vs реальность: ВШЭ и Евразийский НОЦ обучили преподавателей Башкортостана работе с ИИ
В начале ноября в Уфе состоялось обучение по программе повышения квалификации «Искусственный интеллект и его применение в научных исследованиях» для преподавателей и ученых Республики Башкортостан. Организаторами программы выступили Центр непрерывного образования ФКН НИУ ВШЭ и Евразийский научно-образовательный центр. Обучение было реализовано в сетевой форме по трем направлениям: гуманитарному, естественно-научному и техническому.
Искусственная революция: как ИИ меняет образование
Искусственный интеллект стремительно ворвался в образовательное пространство и стал помощником и напарником студентов и преподавателей. Сегодня владение ИИ-инструментами становится универсальной компетенцией и требует от педагогов освоения новых навыков и подходов как к учебному процессу, так и к оцениванию успехов студентов.
Ученые НИУ ВШЭ признаны лидерами в сфере развития ИИ
В рамках международной конференции по искусственному интеллекту и машинному обучению AI Journey наградили победителей Национальной премии «Лидеры ИИ — 2024». Лауреатами стали Сергей Самсонов, научный сотрудник Международной лаборатории стохастических алгоритмов и анализа многомерных данных Института искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН ВШЭ, и Елена Тутубалина из Института искусственного интеллекта AIRI и Научно-учебной лаборатории моделей и методов вычислительной прагматики ФКН ВШЭ. Еще один ученый Вышки стал финалистом премии.
Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира
Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Названы ключевые тренды в образовании — 2025
Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.
Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»
В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.
«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании
Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.