Для публикации нефинансовой отчетности необходим перелом в бизнес-сознании
Компании могут получить выгоды от публикации нефинансовой отчетности, но лишь немногие из них в настоящее время готовы это делать. О том, почему так происходит, и каким стандартам должна соответствовать такая отчетность, чтобы вызывать доверие, шла речь на сетевом семинаре «Измерения для нефинансовой отчетности», организованном Департаментом финансов факультета экономических наук НИУ ВШЭ.
Состоявшийся 19 апреля первый семинар станет началом серии экспертных дискуссий, посвященных проблемам нефинансовой отчетности, в том числе вопросам её подготовки, анализа и использования при оценке стоимости компаний. «В настоящее время эти вопросы очень актуальны, — сказала, открывая семинар, руководитель Департамента финансов ВШЭ Ирина Ивашковская. — Министерство экономического развития РФ обсудило новую концепцию нефинансовой отчетности, и отдельные компании начинают готовиться к ее внедрению. Экспертное сообщество также должно проводить соответствующие обсуждения, поскольку это та сфера, в которой трудно проводить исследования в одиночку — необходимо сотрудничество».
Участниками семинара стали специалисты московского, пермского, нижегородского и санкт-петербургского кампусов ВШЭ, а также Финансового университета, МИФИ, Южно-Уральского государственного университета, Тюменского государственного университета и других ведущих российских вузов.
Нефинансовые показатели в отчетности
Как отметил разработчик программы сетевого семинара доцент Департамента финансов ВШЭ Сергей Кузубов, интерес и потребность в отчетности, которая бы учитывала не только жестко измеряемые финансовые показатели, возникали по мере становления «новой экономики», где главными составляющими являются не традиционные факторы производства, а интеллектуальные ресурсы. Тогда же появились первые предложения по измерению интеллектуального капитала — публикации на эту тему росли «лавинообразно» начиная с 2000 года, но вот их качество часто «оставляет желать лучшего». По результатам анализа базы данных журналов, включенных в международный индекс Scopus, выявлено, что лидером по публикационной активности по данной теме являются США. Активность российских исследователей в этом отношении на порядок ниже.
Сергей Кузубов отметил и следующий парадокс. С одной стороны, информация об интеллектуальном капитале, безусловно, многое может рассказать о состоянии дел и потенциале развития компании. С другой стороны, наблюдается исчезновение из годовых отчетов компаний упоминаний об интеллектуальном капитале. В России, например, только около 50 компаний публикуют такого рода отчетность, соответствующую международным стандартам GRI. Это объясняется во многом трудностями с адекватным измерением такого капитала и систематизацией результатов таких измерений. Данные об интеллектуальном капитале не воспринимаются руководством компаний и другими стейкхолдерами как надежный источник информации при принятии решений.
На изменение этой ситуации направлено появление новых инициатив. Так, в 2010 году при участии Global Reporting Initiative (GRI) был создан Международный Совет по интегрированной отчетности. (Интегрированная отчетность сводит вместе финансовую и нефинансовую информацию, что лучше отражает потенциал компании по созданию и сохранению своей рыночной стоимости.) Совет подготовил Международные Стандарты интегрированной отчетности (IR). Появилась также Всемирная инициатива по интеллектуальному капиталу (WICI) — организация исследователей и финансовых аналитиков, которая уже приступила к разработке системы показателей разных компонентов интеллектуального капитала.
О многообразии платформ, которые определяют требования к нефинансовой отчетности, говорила на семинаре и профессор Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Ефимова. В то же время она указала на нехватку практических кейсов, которые бы демонстрировали лучшие образцы такой отчетности. В результате у компаний возникает соблазн раскрывать только те данные которые выставляют их бизнес в хорошем свете. Тем не менее Ольга Ефимова отметила преимущества имеющихся стандартов. Так, стандарт GRI «хорошо комбинируется с другими системами отчетности и удовлетворяет интересы широкого круга стейкхолдеров». А интегрированная отчетность (IR) ориентирована, прежде всего, на «провайдеров финансового капитала».
В ходе дискуссии Ольга Ефимова отметила, что, несмотря на то, что возможностей по искажению нефинансовой информации у компаний намного больше, чем возможностей по искажению финансовой, нефинансовая отчетность способна обеспечить стейкхолдеров полезной для принятия решений информацией, и компаниям необходимо повышать качество раскрытия.
Как измерить нефинансовые показатели?
Об особенностях оценки интеллектуального и социально-репутационного (доверие стейкхолдеров) капитала компаний рассказала на семинаре заведующая кафедрой «Финансовый менеджмент» НИЯУ МИФИ Вера Когденко. Она отметила, что если интеллектуальная собственность (выражающаяся, например, в патентах) хорошо поддается оценке, то такие параметры, как организационный капитал, отражающий эффективность взаимодействия и принятия решений внутри фирмы, нельзя обнаружить в корпоративной отчетности.
Основой формирования интеллектуального капитала является процесс инноваций. «Поэтому для корректной оценки мы должны понимать, какие методы использует компания для генерации инноваций, какой заказ на них существует и какие инновации в итоге продуцируются», — отметила Вера Когденко. Она также подчеркнула, что такого рода ресурсы обеспечивают компаниям конкурентные преимущества, которые «позволяют генерировать рыночную капитализацию и даже получать сверхдоходы».
Но эти активы (например, репутацию компании) легко разрушить, и фирмы склонны недоинвестировать в их развитие. Ещё одна проблема заключается в том, что выгоды от некоторых компонентов интеллектуального капитала компании получают в долгосрочном периоде: в связи с этим, обостряется проблема недоинвестирования, связанная с нежеланием компаний вкладывать средства в то, что не способно принести выгоды уже сейчас.
О показателях интеллектуального капитала, предлагаемых российскими и зарубежными исследователями и организацией WICI, а также источниках информации для их расчетов, рассказала аспирантка НИУ ВШЭ Наталья Ферулева. В настоящее время остается открытым вопрос, связанный с тем, в какой мере и какие из предложенных показателей отражают состояние ключевых факторов создания стоимости бизнеса для компаний различных отраслей. Недостаточно исследований, которые направлены на выявление таких наборов показателей и их предсказательной силы с точки зрения формирования стоимости компании.
В рамках дискуссии участниками поставлена проблема надежности оценки и верификации данных показателей (часть из них должна оцениваться экспертно компаниями, подготавливающими нефинансовую отчетность). Поэтому в рамках семинара необходимо обсуждать как вопросы разработки методик, применимых при проведении аудита таких данных, так и развития методологии аудита нефинансовой отчетности в целом.
Какие компании заинтересованы в публикации нефинансовой отчетности?
Репутационными рисками озабочены, как правило, крупные компании, деятельность которых оказывает существенное влияние на условия проживания населения на территориях, где эти предприятия располагаются. В основном, это сырьевые добытчики или переработчики, чье производство ухудшает экологическую обстановку. Но большинство фирм, как показывают исследования, эти проблемы мало беспокоят, поэтому они не находят отражения в отчетности.
По результатам исследований, проведенных Международной лабораторией экономики нематериальных активов пермского кампуса ВШЭ на основании данных 1100 публичных компаний России, лидерами по индексу интеллектуального капитала являются энергетические компании. Исследование проводилось с применением разработанной пермским кампусом ВШЭ аналитической системы оценки интеллектуального капитала — мониторинга интеллектуальных ресурсов компаний. Он основан на анализе отчетности и другой информации, находящейся в открытом доступе. О проекте на семинаре рассказала старший научный сотрудник лаборатории Мария Молодчик.
По ее словам, мониторинг позволяет учитывать человеческие ресурсы (например, издержки на одного работника, инвестиции в обучение и т.п.), информационные и инновационные ресурсы компаний и даже «отношенческие». Примечательно, что один из отзывов, полученных авторами мониторинга, указывал на то, что о раскрытии такой информации и попадании в такого рода рейтинг задумываются «только очень продвинутые компании, заботящиеся о своем долгосрочном развитии».
Выгоды от публикации нефинансовой отчетности
Экспертное сообщество «должно работать в качестве просветителей с бизнесом, показывать выгоды данной отчетности, показывать каким образом она может увеличивать стоимость компаний», — уверен Сергей Кузубов. Но происходит ли в действительности такое увеличение? Зарубежные исследования на эту тему приносят противоречивые результаты. А исследование Сергея Кузубова и Марии Евдокимовой, проведенное среди компаний стран БРИКС, показало, что выпуск нефинансовой отчетности все же увеличивает рыночную стоимость компании. Наиболее чувствительными в этом плане оказались промышленные компании. В среднем выпуск отчетности повышал стоимость компаний на два процента.
«Такого рода исследования, а также публичные обсуждения с участием представителей предпринимательской среды должны, в конечном счете, привести к “перелому в общественном и бизнес — сознании”», — отметила, завершая семинар, Ирина Ивашковская.
С отзывами участников семинара вы можете ознакомиться здесь.
Ивашковская Ирина Васильевна
Руководитель департамента финансов
Кузубов Сергей Анатольевич
Доцент Департамента финансов
Молодчик Мария Анатольевна
Доцент Департамента экономики и финансов
Ферулева Наталья Валерьевна
Преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита (Нижний Новгород)
Вам также может быть интересно:
Корпоративная прозрачность как стимул развития
С 2014 года во многих странах мира, в том числе и в России, стали реализовываться различные инициативы, которые призывают, а где-то уже и обязывают компании раскрывать о себе информацию главным образом нефинансового характера. Речь идет прежде всего о тех сведениях, которые должны помочь разобраться, насколько компания ответственна в своих действиях с точки зрения устойчивого развития, управления своими активами и кадрами, формирования социальной политики, а также насколько она ответственно относится к сохранению и поддержанию благополучной окружающей среды.
Исследования интеллектуального капитала будут расширяться
В санкт-петербургском кампусе НИУ ВШЭ на минувшей неделе прошла XII ежегодная международная конференция «Intangibles, Intellectual Capital and Extra-Financial Information». Это мероприятие хорошо известно в Европе как в академической, так и в практической среде, так как собирает всех ключевых экспертов, занимающихся проблематикой интеллектуального капитала (ИК) и нематериальных активов.
На конференции в Санкт-Петербурге обсудят интеллектуальный капитал
22–23 сентября 2016 года на площадке Санкт-Петербургского кампуса НИУ ВШЭ пройдет 12-я ежегодная международная конференция «Intangibles, Intellectual Capital and Extra-Financial Information». Конференция организована Европейским институтом исследований в менеджменте (European Institute for Advanced Studies in Management) совместно с НИУ ВШЭ и Университетом города Феррара.
Интеллектуальный капитал становится осязаемым
В Высшей школе экономики введены выплаты за создание и коммерциализацию интеллектуальной собственности. Комментирует начальник отдела по вопросам интеллектуальной собственности управления инновационной деятельности ВШЭ Алия Ермакова.