Вернуть сочинение и ввести профильный ЕГЭ
Разделить Единый государственный экзамен на два уровня: базовый и профильный — с таким предложением выступили участники круглого стола в Общественной палате, который состоялся 22 июля по итогам сдачи ЕГЭ 2013 года. Во встрече принял участие ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Как отметил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, с 2015 года ЕГЭ должен стать двухуровневым: чтобы получить аттестат, достаточно и базового уровня, а профильный экзамен позволит продемонстрировать высокий уровень освоения предмета и будет необходим для поступления в ведущие университеты. Вузы будут обязаны заранее информировать абитуриентов, экзамен какого уровня требуется для поступления. По мнению Ярослава Кузьминова, общеобразовательный уровень должен давать не более 70 или 80 баллов и включать нынешние три элемента.
«Профильный уровень — это не тесты, это самостоятельная письменная работа», — пояснил ректор НИУ ВШЭ. Профильный уровень ЕГЭ будет представлять собой решение задачи, эссе или сочинение. По сути, он будет соответствовать расширенной третьей части сегодняшнего ЕГЭ.
Профильный уровень позволит решить проблему ЕГЭ по русскому языку. «С каждым годом знание выпускниками российской и мировой литературы опасно снижается, многие школьники перестают читать, теряют способность убедительно излагать свои мысли», — отметил Ярослав Кузьминов. Ученики смогут выбрать один из двух обязательных ЕГЭ — русский и литературу или русский и историю (историческое эссе). Чтобы избежать субъективности в оценке творческих работ, ректор предложил создать жюри из журналистов и писателей, которые занимались бы разбором апелляций. Кроме того, проверка работ должна осуществляться не в том регионе, в котором ученик сдавал экзамен.
Чтобы защитить ЕГЭ от мошенничества, члены Общественной палаты предлагают расширить полномочия общественных наблюдателей и приглашать на экзамен представителей университетов, региональных общественных палат, НКО, СМИ
Участники слушаний в Общественной палате напомнили, что в этом году значительная часть заданий была «пиратски» опубликована в интернете, и борьба с утечкой контрольно-измерительных материалов (КИМ) стала одной из первоочередных задач. Однако несанкционированная публикация заданий станет бессмысленной, если официально открыть доступ к контрольно-измерительным материалам, отметили эксперты. «Мы предлагаем к лету 2015 года создать открытый федеральный банк КИМов, разработать технологию случайного выбора заданий для экзаменующихся по принципу лото, — подчеркнул ректор НИУ ВШЭ. — Когда у вас больше пяти тысяч вопросов, становится бессмысленно их зубрить, легче выучить школьный курс».
Министр образования и науки Дмитрий Ливанов согласился увеличить количество открытых заданий: «Такой банк надо сделать по всем предметам и разработать дополнительные варианты, которые можно использовать в качестве замены в каких-то форс-мажорных обстоятельствах», — сказал он.
Кроме того, чтобы защитить ЕГЭ от мошенничества, члены Общественной палаты предлагают расширить полномочия общественных наблюдателей и приглашать на экзамен представителей университетов, региональных общественных палат, НКО, СМИ. «Мы считаем целесообразным распространить опыт участия общественных наблюдателей на все этапы ЕГЭ, в том числе и на проверку», — отметила заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по развитию образования Любовь Духанина. Она предложила также создавать на базе авторитетных общественных организаций независимые тестирующие центры.
Чтобы повысить прозрачность ЕГЭ, эксперты предлагают пересмотреть значимость результатов олимпиад. Необходимо обязать всех олимпиадников сдавать профильный ЕГЭ, считают авторы предложений. Это позволит снизить коррупционные риски и при проведении олимпиад, и при поступлении в вузы по результатам ЕГЭ.
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов прокомментировал предложения экспертов Общественной палаты, предложив на выбор два варианта изменений. «Мы можем уйти от тестовых заданий с выбором ответа, как это уже сделано в математике, — сказал министр. — Либо мы делаем двухуровневую систему экзаменов, когда тесты есть в экзаменах базового уровня, а задания более творческие, креативные, остаются в варианте продвинутого уровня».
По итогам слушаний эксперты Общественной палаты подготовят рекомендации и направит их в профильные организации и Правительство РФ.
Екатерина Чекмарева, специально для новостной службы портала ВШЭ
_____________________________________________________
В СМИ по теме:
Открытый банк заданий ЕГЭ // ИА РБК, 22 июля 2013
Дмитрий Ливанов рассказал, как усовершенствовать ЕГЭ // Наука и технологии России (STRF.ru), 22 июля 2013
Вам также может быть интересно:
Сотрудники НИУ ВШЭ вошли в новый состав Общественной палаты Москвы
Мэр Москвы и Мосгордума утвердили списки членов нового созыва московской Общественной палаты. По их квоте в состав палаты вошли несколько сотрудников Высшей школы экономики.
В российском высшем образовании сложилась новая реальность
28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.
В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов
Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Сильных вузов стало больше
В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».
Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается
Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.
Преподаватель — это менеджер знаний
Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».
Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов
Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».
Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников
После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.
Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ
Занятия у репетиторов или на подготовительных курсах становятся для семей старшеклассников «мегапроектом», в который они вкладывают массу средств и сил. Однако для школьников с низкой успеваемостью эти инвестиции не окупаются: такие ребята нередко слабо ориентируются в качестве внешкольной подготовки и выбирают не тех поставщиков образовательных услуг. Замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрей Захаров и ведущий научный сотрудник этого института Прашант Лоялка провели исследование и развенчали миф об эффективности репетиторства.
В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло
3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.