«За последние 20 лет вычислительное моделирование стало важной частью когнитивной науки»
В рамках проекта «Цифровые профессора» Вышка приглашает международных преподавателей для работы со студентами в дистанционном режиме. Одним из участников программы стал научный сотрудник департамента экспериментальной психологии Университета Гента (Бельгия) Иван Иванчей. В Высшей школе экономики он провел курс по выбору «Введение в компьютерное моделирование когнитивных процессов».
— Что привело вас в психологию? Как вы выбрали именно это направление жизненного пути?
— Я учился на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета. К когнитивной психологии меня привлекли лекции по экспериментальной психологии, о которой я раньше ничего не знал. Там же, в СПбГУ, я в 2016 году защитил кандидатскую диссертацию. Она была посвящена имплицитному научению — как люди учатся без осознания. Сейчас я изучаю роль эмоций в познавательных процессах.
Иван Иванчей
Психология привлекла меня еще в старшей школе: мне показалось, что это интересная тема и что у меня есть к этому некоторая способность. Но тогда я плохо себе представлял, как выглядит научная психология.
На первых курсах факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета начались лекции по экспериментальной психологии. Их вел Виктор Михайлович Аллахвердов, а также сотрудники кафедры общей психологии. Благодаря этому я узнал, что психология может быть экспериментальной наукой. Это мне показалось намного интереснее психологии личности, которой я интересовался, когда поступал на факультет.
— В Вышке вы вели дисциплину «Введение в компьютерное моделирование когнитивных процессов». О чем этот курс?
— В рамках этой дисциплины студенты изучают способы формального моделирования когнитивных процессов. С широким распространением мощных компьютеров за последние 20 лет вычислительное моделирование стало важной частью когнитивной науки. Оно позволяет психологам и нейроученым формализовать свои гипотезы и проводить их точную проверку. Предполагаю, что в ближайшем будущем этот метод будет обязательным для серьезных исследований. На курсе студенты получают понимание того, зачем нужно вычислительное моделирование и как оно работает. Я стараюсь, чтобы на выходе у них были на руках инструменты, с которыми они уже могут работать самостоятельно.
— Вы преподавали для студентов ВШЭ. Что можете о них сказать?
— У студентов Высшей школы экономики очень высокий уровень, возможно, самый высокий в России. Действительно, отбор студентов происходит тщательно, даже на бакалаврские программы. Большинство из них знают, чего хотят, знают, что им нужно от курса. Это способствует большему прессингу на преподавателя, потому что студенты становятся въедливыми и интересуются применением методов. Но, с другой стороны, из-за этого осмысленность занятий намного выше.
— Как отразился онлайн-формат на включенности студентов?
— Я думаю, что конкретно для моего курса онлайн-формат не создает никаких проблем, потому что семинарские занятия, к примеру, требуют, чтобы студенты что-то делали вместе со мной на компьютерах. В этом смысле это довольно удобно.
Мой курс имеет прикладную направленность и основан на большом количество «ручной» работы. Мы осваиваем методы, которые можно применять в своей работе. Соответственно, студенты проделывают это самостоятельно, вручную, сами программируют модели, от этого идет максимальная польза курса, а не от лекций.
— Какие советы вы бы дали вашим студентам в плане изучения психологии?
— Психология очень и очень разнообразна. Поэтому мне кажется, что важно разобраться в своих интересах. Понять, насколько это вам интересно. И начать погружаться в эту область как можно раньше. Важно уточнить один момент, который, как мне кажется, сейчас недооценивают. Я как преподаватель более технической дисциплины, конечно же, считаю, что психологам нужно внимательно относиться к математическим методам. Потому что, какой бы областью люди ни занимались, это всегда очень полезный и конкурентный навык. Даже если вы решите сменить область деятельности, с навыками статистической обработки данных можно найти очень много других занятий после обучения.
Программа НИУ ВШЭ «Цифровые профессора» привлекает международных экспертов для онлайн-преподавания в университете. «Цифровые профессора» проводят онлайн-лекции для студентов и аспирантов, а также руководят курсовыми и дипломными работами.
Всего в программе приняли участие более 130 человек, представляющих около 110 университетов и других организаций в 30 странах. Пригласить «цифрового профессора» могут все кампусы НИУ ВШЭ. Среди привлеченных специалистов — ученые из ведущих университетов мира, а также практики, работающие в бизнесе и государственных структурах.
Подать заявку можно на этой странице. На вопросы ответят сотрудники Дирекции по интернационализации: digitalprofessors@hse.ru.
Вам также может быть интересно:
Психологи из НИУ ВШЭ узнали, как любовь к животным влияет на отношения с людьми
Ученые из НИУ ВШЭ выявили связь между привязанностью к домашним питомцам и отношением к природе и другим людям. Выяснилось, что чем сильнее радость от общения с питомцем, тем больше желания помогать людям, однако любовь к животным не всегда связана с заботой о природе. Результаты исследования опубликованы в журнале Social Psychology and Society.
Психологи научились измерять мечты россиян
Исследователи из НИУ ВШЭ изучили функции мечты в русском культурном пространстве и пришли к выводу, что конструктивное мечтание помогает людям осознать свой жизненный путь, способствует развитию личности и обретению смысла жизни, повышает психологическое благополучие, а также развивает сбалансированное ощущение времени. Результаты работы опубликованы в журнале «Культурно-историческая психология».
Трудоголизм помог молодым нарциссам основать успешные стартапы
Международная команда ученых при участии директора Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, профессора Галины Широковой и ее студентов изучила особенности влияния нарциссизма на успех молодых предпринимателей. Выяснилось, что трудоголизм усиливает связь между нарциссизмом основателя компании и показателями ее деятельности. Результаты исследования опубликованы в журнале Small Business Economics.
В НИУ ВШЭ состоялся первый выпуск слушателей программы ДПО по экстремальной психологии
В конце декабря Вышка приняла у себя коллег из Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток). Они прошли повышение квалификации и освоили программу «Экстремальная психология и основы психологии здоровья», которая была создана в НИУ ВШЭ специально для слушателей с Дальнего Востока и реализовывалась впервые.
Психологическая служба: «психологи — это не страшно и не стыдно»
Студенты ежедневно сталкиваются с высокими нагрузками, при поступлении в университет оказываются в новой среде и условиях, к которым необходимо приспосабливаться. Во времена пандемии, когда изменения в привычном образе жизни коснулись каждого, было принято решение создать университетские психологические службы. Сегодня такие центры работают почти в каждом университете, но студенты до сих пор зачастую стесняются обращаться в них за помощью. Между тем это могло бы решить многие проблемы и сделать их жизнь комфортнее.
Speed dating, мотивация и поиски оптимизма: как в Вышке провели День психолога
22 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре отметили День психолога. Все желающие могли познакомиться ближе с этой областью науки и узнать, чем психологи отличаются от других специалистов, занимающихся ментальным здоровьем и душевным благополучием человека. Организатором праздника выступил Центр психологического консультирования ВШЭ.
Женатые мужчины реже страдают от выгорания
Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».
Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ
15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля
Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.
Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»
Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».