Реформируя российскую школу, нужно опираться на то, что диктуется развитием общества
3 февраля в ГУ-ВШЭ прошло организованное Российским общественным советом по развитию образования (РОСРО) заседание Круглого стола на тему "Конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как индикатор качества школьного образования".
В заседании приняли участие Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, представители Российской Академии образования, образовательного сообщества.
Главной темой обсуждения были результаты тестирования, проведенного среди российских школьников в рамках последних международных образовательных исследований PISA (2003 г.) и TIMMS. Обсуждались также пути построения независимой системы оценки качества российского образования, вопросы, связанные с кадровым потенциалом российской школы как фактором, определяющим конкурентоспособность образования и др.
Сами результаты и их анализ были представлены в докладах заведующей Центром оценки качества общего образования Государственного научного учреждения Института содержания и методов обучения Российской академии образования Галиной Ковалевой и деканом факультета "Менеджмент образования" Московской высшей школы социальных и экономических наук Анатолием Каспржаком.
По результатам тестирования российские школьники оказались в нижней части списка, пропустив вперед своих сверстников из Скандинавских стран и стран Азиатско-Тихоокеанского региона. По итогам международного тестирования по литературе подростков 15-ти лет, в котором приняли участие 250 тысяч человек из 41 страны, Россия заняла 32-34 места. Высокие результаты тестов по математике и естествознанию смогли показать лишь 6% российских восьмиклассников, тогда как в лидирующих странах (Сингапур, Тайвань, Япония) его выполнили от 24 до 44% детей.
Как подчеркнул, открывая заседание, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, можно по-разному относиться к качеству методик, используемых в ходе тестирования в рамках PISA и TIMMS, по итогам которого выявляется негативная тенденция: российские школьники оказались в нижней части списка, - но эти исследования дают возможность "посмотреть на себя в зеркало".
С необходимостью внешней оценки качества образования согласились все участники заседания. Как отметил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Болотов, внешняя оценка поможет нам понять, "что мы имеем, чтобы двигаться дальше".
Основным вопросом, на который предложила ответить собравшимся Г.Ковалева, был "Что делать?" Предложений было много, но большинство мнений сходилось в том, что необходимо дать школе "нормальное" финансирование и изменить систему подготовки образовательных кадров. По словам руководителя рабочей группы, директора школы №1060, директора Центра социально-экономического развития школы ИРО ГУ-ВШЭ Анатолия Пинского, в России "функционирует совершенно неэффективная школьная модель, включая систему финансирования, дестимулирующую систему оплаты труда учителей и советскую псевдовертикаль управления".
Общее мнение собравшихся относительно существующей образовательной модели выразил присутствовавший на заседании Андрей Фурсенко. Сейчас в России либо изо всех сил пытаются защитить советскую модель, либо полностью ее отвергают. Министр, а с ним и большинство участников заседания, считают это неверным. России нужно опираться на те разработки, которые есть в образовании, и достраивать то, что диктуется развитием общества. Как отмечалось на заседании, для своего времени советская модель была, по словам А.Каспржака", "гениальна", и она прекрасно выполнила свою функцию. Сейчас нужно двигаться дальше, следуя запросам времени.
Участники заседания высказывались за более широкое привлечение общественности к обсуждению реформы системы образования. Предлагалось провести съезд представителей общественности по вопросам образования. С этой точкой зрения согласился присутствовавший на заседании Андрей Фурсенко. Министерство, по его словам, должно интегрировать предложения образовательного сообщества, выработанные с учетом и мнения общества, а не быть "законодателем мод" в этой сфере.
Подводя итог обсуждению, Я.Кузьминов сказал, что России не следует менять образовательную модель, путь России - не в копировании зарубежных моделей образования, поскольку компенсировать ресурсное отставание страны возможно будет не ранее, чем через 10 лет. Нужно "напитать школу ресурсами", сформировать группы профессионалов, которые будут разрабатывать образовательные стандарты нового поколения с учетом опыта стран, показавших высокие результаты в ходе международных исследований. И затем, не отказываясь от существующей российской школы, исправлять ее недостатки и развивать сильные стороны.Вам также может быть интересно:
В Вышке пройдут летние очные смены для школьников
Центр взаимодействия с регионами и проект «Академия школьников» НИУ ВШЭ проведут две летние смены для учеников 6–8-х классов. Старшеклассники смогут познакомиться с университетом, почувствовать себя студентами и оценить, какие направления наиболее интересны для изучения.
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Прием заявок от школьников на участие в выездной биологической сессии продлится до 5 марта
Выездная сессия для учеников 6-10 классов, интересующихся биологией, пройдет с 26 марта по 5 апреля в подмосковном Пущино. Ее организует Дирекция общего образования НИУ ВШЭ в рамках проекта «Академия школьников».