Первое заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации
2 февраля ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в первом заседании Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Общественный совет был создан при министерстве в январе этого года. Помимо Ярослава Кузьминова, в его состав вошли другие известные представители образовательного сообщества, ученые, главные редакторы СМИ, руководители профессиональных ассоциаций - всего 21 человек.
Как отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, роль членов совета состоит в том, чтобы "посмотреть на работу его ведомства со стороны, критически и конструктивно".
Председателем Общественного совета был избран главный редактор журнала "Огонек" Виктор Лошак, его заместителем - член Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации Любовь Духанина.
В своем выступлении Я. Кузьминов обозначил ряд проблем, которые имеет смысл обсуждать на предстоящих заседаниях совета.
Во-первых, развитие профессиональных сообществ в сфере образования и науки. Речь идет не о Российском союзе ректоров, который объединяет высших менеджеров системы образования, а о сообществах ученых и педагогов (учителей математики, химии и проч.). По мнению ректора ГУ-ВШЭ, это необходимо для усиления гражданского контроля за качеством образования. Функция профессиональных сообществ состоит не только в том, чтобы добиваться от государства повышения зарплаты (что, конечно же, важно, поскольку образование сегодня отстает от здравоохранения по темпу роста зарплат, и очень скоро "врач будет получать в два раза больше, чем учитель"), но и "поднимать планку качества работы". Сегодня же люди зачастую не обращают внимания на то, что их коллеги "ведут себя неприемлемо".
Вторая проблема - поддержка талантливых детей и вообще талантливых людей. Я. Кузьминов отметил, что работа в этом направлении уже ведется Комиссией Общественной палаты РФ по вопросам интеллектуального потенциала нации. Тем не менее, работа с одаренными детьми должна быть базовым направлением деятельности Минобрнауки России.
Третья проблема - борьба с "обманом в образовании", который сегодня случается сплошь и рядом. "Мы чувствуем себя телезрителями эпохи компании "МММ", - сказал ректор ГУ-ВШЭ. - До одной четверти предложений в сфере обучения экономике, менеджменту и праву несостоятельны по набору преподавательских кадров и содержанию курсов". Деятельность Рособрнадзора по выявлению некачественных вузов недостаточна, а значит - к этой работе необходимо привлекать общественные организации.
Наконец, четвертая проблема - обучение детей с ограниченными возможностями. Я. Кузьминов напомнил, что в прошлом году было проведено заседание Российского общественного совета по развитию образования (РОСРО) на эту тему, однако никто из сотрудников Минобрнауки России не принял в нем участие. "Дело не в том, что министерство проигнорировало заседание, - отметил он. - Просто эта проблема не имеет достаточной организационной поддержки. Мне так и не удалось выяснить, кто отвечает в министерстве за ее решение". По словам ректора, в цивилизованных странах дети с ограниченными возможностями обучаются в обычных школах, и их сверстники "учатся состраданию и сочувствию".
Я. Кузьминов предложил внести коррективы в дальнейшую работу Общественного совета. В частности, предполагалось, что его члены будут рассматривать законопроекты, однако в этом случае совет будет выполнять те же функции, что и Общественная палата РФ. "Нужно перенести акцент на подзаконные акты - образовательные стандарты, программы, учебные планы и проч., - которые часто проходят мимо общественного обсуждения", - подчеркнул ректор ГУ-ВШЭ.
Борис Старцев, корр. новостной службы корпоративного портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Поддержка одаренных детей: найти и обеспечить
15 марта в Высшей школе экономики под председательством вице-премьера РФ Ольги Голодец состоялось заседание Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России.
Оценка науки и образования: когда хвост виляет собакой
В начале сентября в Монреале состоялась 17-я конференция «Science and Technology Indicators», посвященная библиометрическим индикаторам и методам оценки науки и образования. О конференции, о том, что нового происходит в сфере измерений эффективности вузовской деятельности, рассказывает заместитель директора библиотеки ВШЭ Владимир Писляков.