• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поддержка одаренных детей: найти и обеспечить

15 марта в Высшей школе экономики под председательством вице-премьера РФ Ольги Голодец состоялось заседание Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России.

Ярослав Кузьминов, Ольга Голодец и Игорь Реморенко
Ярослав Кузьминов, Ольга Голодец и Игорь Реморенко
Встреча была на редкость представительной, в подобном составе эксперты сферы образования собираются нечасто. И хотя в аудитории доминировали ректоры — Виктор Садовничий, Михаил Стриханов, Николай Кудрявцев, Виталий Рубцов, Анатолий Александров, Ярослав Кузьминов и другие, были и депутаты Госдумы (Александр Дегтярев, Олег Смолин, Ирина Роднина), и руководители общественных организаций. Минобрнауки представлял замминистра Игорь Реморенко, курирующий школьное образование и молодежную политику.

В самом начале заседания Ольга Голодец напомнила, что весной прошлого года был принят Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, однако многие поставленные задачи до сих пор не решены — например, не разработаны требования к программам предпрофессионального образования в области искусств. Впрочем, на заседании Национального координационного совета акцент был сделан на других вопросах: что нужно предпринять в масштабах страны для выявления одаренных детей, в том числе как совершенствовать систему интеллектуальных состязаний школьников и студентов.

 

Дети из богатых семей — самые одаренные?

На заседании были представлены результаты первого всероссийского исследования отношения граждан к талантам — по инициативе ВШЭ полевые работы провел Фонд «Общественное мнение». Результаты, по словам управляющего директора фонда Елены Петренко, оказались удивительными даже для социологов.

В числе основных выводов — конец мифа об «уравнительном сознании». На вопрос, согласны ли вы с тем, что культуру развивают лишь немногие, наиболее талантливые люди, 56% опрошенных ответили утвердительно. «Это значит, что общество вышло из советской шинели, с уравнительными ценностями мы практически расстались, — считает Елена Петренко. — Наше сознание не является уравнительным». А 36% опрошенных согласны с тем, что рост экономики (и в конечном счете благосостояние каждого из нас) определяется вкладом 3-5% талантливых и энергичных людей.

Следующий раздел опроса — кто же должен платить за развитие способностей одаренных детей, в какой мере необходимы соплатежи родителей. Менее трети опрошенных в выборке «население» и четверть в выборке «родители» уверены, что развитием талантов ребенка должна заниматься семья, а не государство. О важности роли государства в развитии талантов говорят 67% в выборке «население» и 73% в выборке «родители». Однако родители могут брать на себя максимум ответственности: 75% опрошенных готовы отказаться от важных для них жизненных благ ради развития таланта ребенка.

На вопрос, готовы ли вы платить за дополнительное образование, развивающее способности вашего ребенка, 33% наиболее обеспеченной части населения (верхний из пяти квинтилей) отвечают «да, уже платим», такой же ответ дают 37% чуть менее обеспеченной части (второй квинтиль). По мнению ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, это важный показатель: представители первого квинтиля платят меньше, чем представители второго. То есть социальные блага достаются обладателям больших доходов — в бесплатный сектор поддержки талантов попадают в большей степени дети очень обеспеченных родителей.

Еще один сюжет, который рассматривался в рамках исследования, — в какой школе нужно учиться для развития одаренности. Большая часть опрошенных говорит о необходимости расширения возможностей общеобразовательной школы, меньше трети — о развитии сети специализированных школ и обеспечения прозрачной системы отбора в них. Налицо противоречие: большинство хочет, чтобы дети учились в обычной школе, но скептически оценивает ее возможности по развитию одаренности. И, как заметила Елена Петренко, ответы респондентов отражают сложившуюся на сегодня практику. Чем выше уровень дохода респондентов, тем чаще они утверждают, что для одаренных детей необходимы специальные школы.

Впрочем, на вопрос о том, как набирают детей в такие школы, большинство опрошенных отвечает, что туда можно попасть не только благодаря способностям, но и за плату, по знакомству. В верхнем квинтиле 14% утверждают, что в спецшколы отбирают преимущественно по способностям, и это означает, что дети из таких семей реально учатся. Чем состоятельнее семья, тем чаще дети учатся в лицеях и гимназиях — и строго наоборот: чем ниже уровень семейного дохода, тем реже ребенок там оказывается.

 

Университеты и олимпиады

С содокладами о совершенствовании системы интеллектуальных состязаний для выявления одаренных школьников и студентов выступили Ярослав Кузьминов и ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

Ярослав Кузьминов говорил о сфере ответственности университетов в вопросах поиска и выращивания талантов в научной и профессиональной сфере (за рамками обсуждения остались спорт и искусство). Здесь есть несколько проблем: школа ориентирована на освоение программы общего образования и не стимулирует к получению дополнительных знаний, олимпиады проводятся только по школьным предметам, и у детей нет возможности примерить к себе профессиональные роли. На факультеты психологии, социологии или почвоведения от трети до половины студентов, пусть даже сильных, приходят случайно — соответствующих предметов они в школе не изучали.

Вузы заинтересованы в сильных студентах, и этот интерес будет стимулировать конкуренция за госзадание по показателям качества приема, которую с этого года вводит Минобрнауки. Новый закон «Об образовании в РФ» впервые разрешил вузам заниматься общим образованием — открывать свои лицеи и лицейские классы. Однако система работы со школьниками в конкретных вузах в большей степени ориентирована на подготовку абитуриентов для себя (преимущественно на платных подготовительных курсах), нежели на поиск талантливых школьников. И для эффективной работы с одаренными детьми у вузов нет ни базы, ни умений, ни стимулов, ни ресурсов. «Такую модель поведения вузов мы должны попытаться изменить», — считает ректор ВШЭ.

Работа вузов с одаренными школьниками — это отбор «готовых» талантов и «выращивание» талантов, причем главной формой этой работы на сегодняшний день являются олимпиады. Однако в олимпиадном движении есть проблемы: общество сомневается в объективности проведения олимпиад (об этом свидетельствуют регулярные обращения в Общественную палату), но в то же время само стремится использовать олимпиады как способ внеконкурсного поступления в вуз. Этому нужно противопоставить другие действия, обеспечив заинтересованность участия в олимпиадах, начиная с младших классов.

Каковы направления развития олимпиадного движения?

Нужно совершенствовать систему олимпиад: усиливать контроль, обеспечивать прозрачность, вырабатывать единые правила, которые не стесняли бы инициативу. Необходимо расширять практику конкурсов проектов по прикладным направлениям — аналоги всероссийского конкурса «Шаг в будущее», который организует Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (МГТУ). Конкурсы проектов можно проводить и в других сферах — сельском хозяйстве, социальной работе, менеджменте. Точно так же олимпиады можно проводить по предпрофильным предметам — от философии до медицины (на сегодняшний день представлены только инженерия, экономика и право), причем «стаж» новых олимпиад и конкурсов, позволяющий победителям получать льготы при поступлении в вузы, должен быть сокращен до одного года.

Охват школьников олимпиадными состязаниями должен быть намного больше — привлекать детей младшего возраста, с ограниченными возможностями здоровья, из малодоходных семей, отдаленных местностей. Самый очевидный способ — ввести квоты для разных категорий детей, вовлекая в контроль за их использованием общественные палаты регионов. Что касается Всероссийской олимпиады школьников, то в ее проведении могли бы участвовать ведущие вузы — на сегодняшний день целый ряд направлений «всероса» организованы не очень удачно: так, на региональный этап иногда попадают дети, не участвовавшие в школьном этапе. Общественный и методический контроль со стороны университетов помог бы решить многие проблемы.

Что касается олимпиад, которые проводит Российский совет олимпиад школьников, то за последние три года в три раза увеличилась доля их участников из невыпускных классов. Нужно и дальше увеличивать эту долю, также увеличивая количество школьников из разных регионов. Одно из радикальных предложений — публиковать в интернете работы всех победителей олимпиад: несмотря на то, что эту информацию можно счесть персональной, человек на ее основе претендует на бюджетное место в вузе и поэтому вряд ли будет возражать против ее раскрытия.

В 2014 году будут отработаны практики финансирования и методического контроля лицея и лицейских классов при столичных вузах. Правительство Москвы будет перечислять вузам норматив на одного ученика, а остальные расходы вузы будут нести сами. В эксперименте будут участвовать МГУ, ВШЭ и Российский университет дружбы народов (РУДН), и это будет попытка создания альтернативы элитным школам. Важно, чтобы лицеи в составе ведущих университетов оставались бесплатными, чтобы там выделялись квоты для детей из малодоходных семей и семей с низким уровнем образования родителей. Таким образом, будет осуществляться социальное перемешивание — функция, которую образование выполняет в обществе.

 

«Избежать конкурентного индивидуализма»

Виктор Садовничий, в свою очередь, выступил с докладом о вузовских олимпиадах и других интеллектуальных состязаниях. Однако, по его собственной оценке, эта задача оказалось более сложной, потому что системы сопровождения талантливых людей в вузах фактически нет, и сейчас мы стоим у истоков ее формирования. Нужна траектория поддержки талантов, начиная от школы и заканчивая работой, а для ее создания — «системная интеграция школы, вуза и работодателя». Есть примеры участия в поддержке талантов общественных организаций — таких, как фонд «Русский мир» или Русское географическое общество.

Есть разные формы работы с одаренными студентами — фестиваль науки (в последнем участвовало 400 тысяч молодых людей), олимпиады, универсиады, научные конференции, летние и зимние школы и прочие, у вузов здесь безграничное поле для работы. Однако мотивация для участия в таких мероприятиях у студентов «затухает» к пятому курсу, потому что они думают о работе. Хотя, например, в международных студенческих олимпиадах по программированию наши команды постоянно занимают призовые места. Есть и множество других примеров, однако их нельзя считать системной работой. Даже грантовой поддержки участия молодых людей в олимпиадах нет — все ограничивается дипломами и разовыми премиями. «Мы провели исследование успешных практик внутривузовского сопровождения одаренной молодежи. Картинка меня не радует», — заявил Виктор Садовничий.

В ходе обсуждения докладов были высказаны различные точки зрения и предложения.

Так, Анатолий Александров, ректор МГТУ имени Баумана, заявил, что если олимпиады и вызывают нарекания, то лишь у людей, которые в них не участвовали и участвовать не могут в силу ограниченности интеллектуальных возможностей. Благодаря конкурсу «Шаг в будущее» удается находить ребят с особенным складом ума, и дальше их нужно сопровождать, разрабатывать для них индивидуальные карты развития, отправлять на практику в лучшие вузы России и за рубеж.

Председатель Комитета по образованию Госдумы Александр Дегтярев предложил обсудить проблему конкурсного отбора в старшие классы школ. В высшем образовании выделена группа ведущих вузов, почему же нельзя выделить элитные школы в общем образовании? Законом школе дано право создания лицейских, гимназических классов, но вопрос отбора в эти классы не оговорен, да и это прерогатива не закона, а нормативных актов органов управления образованием. И если набор в первый класс, конечно, должен проводиться на общих основаниях, то в 10-11 классы вполне можно отбирать по конкурсу, то есть «ранжировать детей по степени одаренности». И такие классы точно станут поставщиками абитуриентов в ведущие университеты страны.

Первый заместитель председателя Комитета по образованию Олег Смолин акцентировал внимание на том, что в погоне за достижениями дети зачастую становятся жертвами так называемого «конкурентного индивидуализма», когда «человек испытывает радость от собственного успеха, связанного с поражением другого». Депутат считает, что социальная солидарность для развития таланта и творчества не менее важна, чем стремление человека к достижениям: «Рискну утверждать, что опыт СССР, Японии, Южной Кореи, Финляндии показывает, что общий высокий уровень образования населения не менее, а, может быть, даже более важен для модернизации страны, чем отдельные выдающиеся достижения». Конечно, нужно отбирать талантливых людей и создавать им хорошие условия, но в рамках этой стратегии нужно добиваться равенства возможностей — в частности, путем выделения квот на участие в олимпиадах или обучения в бесплатных гимназиях при ведущих университетах. Олег Смолин предложил распространять на максимальное количество школ передовой опыт работы с одаренными детьми — например, посвятить одно из следующих заседаний Координационного совета достижениям творческой педагогики, пригласив на него таких известных педагогов-новаторов, как Ямбург или Щетинин.

Олега Смолина поддержал ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов, также предложивший распространять опыт лучших учителей и школ: «Наши педагоги не умеют работать с одаренными детьми, не знают, как создавать им условия. Технологии и методы работы с одаренностью в России поставлены слабо». А Ярослав Кузьминов согласился с тем, что необходима программа преодоления «болезни конкурентного индивидуализма и одиночества»: «Это очень важно, и мне приятно, что мы с моим традиционным оппонентом Олегом Смолиным думаем одинаково. Я бы пошел дальше и предложил конкретные инструменты и мероприятия — не только распространение опыта творческой педагогики, но и другие шаги: например, легитимизировать конкурсы команд и коллективных проектов, которые сейчас отрицаются всей нормативной системой поощрения и оценки результатов, конкурсы социальных проектов, развитие школьного самоуправления. Молодежь не имеет навыков координации, решения задач за других или в пользу других — давайте об этом тоже подумаем, это укладывается в рамки нашей деятельности по выявлению талантов. Нам нужны таланты не только инженеров, но и социальных организаторов».

 

«Нужно в принципе менять систему образования»

Итоги заседания подвела Ольга Голодец, заявившая, что для выявления талантов и одаренности у детей нам нужно в принципе менять систему образования. Некоторые виды одаренности «мы просто пропускаем, мы их не видим». Вице-премьер рассказала, что недавно она с большой делегацией ездила в Финляндию — «думала, что у нас большой разрыв, но не думала, что он настолько велик». Чтобы обеспечить качество жизни своей нации, люди по-другому относятся к системе образования, не стесняются в старших классах поставить трехгодичный курс домоводства или курс музыки, когда обязательной дисциплиной является игра в вокально-инструментальном ансамбле. Ведь если человек ни разу не играл на музыкальном инструменте, если мама его не привела, мы не знаем, талантлив он или нет. Поэтому ребенок, обучаясь в школе, должен на хорошем уровне попробовать себя и в музыке, и в спорте, и во многом другом, после чего сказать, что ему нравится то или это.

Понятно, что дети могут быть талантливы в чем-то, но таланты иногда сочетаются неожиданным образом. Стив Джобс был не только талантливым инженером, но и дизайнером. Однако если у человека обнаружился талант инженера и он учится в соответствующей школе, то он не сможет проявить свои дизайнерские способности — и наоборот. А ведь именно уникальное сочетание талантов может дать креативный всплеск. В таких случаях нужно не только не мешать в развитии разных талантов, но и уметь выделять способности, которые ребенок, может быть, сам в себе не осознает.

Ольга Голодец предложила перейти от слов к делу в решении вопроса о географической и социальной доступности — в частности, уже в этом году дать поручение федеральным министерствам, являющимся учредителями вузов, обеспечить доступность поступления для талантливых детей из глубинки. Каждое учреждение должно показать, что оно предприняло все усилия, чтобы собрать детей со всех регионов России: что представители этих учреждений поехали в регионы, посмотрели детей, увидели лучших и их пригласили. Вице-премьер считает, что ресурсы у вузов для организации такой работы есть.

Еще один вывод — о необходимости организации взаимодействия работодателей с талантливыми студентами, о чем говорил Виктор Садовничий. Есть примеры, когда работодатели пытаются вовлечь студентов в свои исследования и разработки. Нужно создать банк данных такого взаимодействия, выявить работодателей, оказывающих талантливым студентам системную поддержку, и включить мероприятия, которые они проводят, в зону внимания Национального координационного совета.

 

Борис Старцев, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Лифт в будущее

Четверо студентов ВШЭ стали стипендиатами программы «Лифт в будущее».

Для пишущих, любопытных, настойчивых

Портал Высшей школы экономики приглашает к сотрудничеству коллег по университету, имеющих склонность и способности к журналистике.

Не упустившие свой шанс

15-16 октября в Высшей школе экономики состоялся третий, заключительный, тур отбора стипендиатов программы «Альфа-шанс». Победители конкурса определены.

Совет по поддержке молодых талантов

Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов назначен заместителем председателя Национального координационного совета по поддержке молодых талантов.

Распределение талантов и качество институтов

5 июня на научном семинаре Лаборатории исследований рынка труда ВШЭ с докладом, посвященным анализу взаимосвязи качества институтов и выбора абитуриентами вузов различных специальностей, выступили сотрудники Института институциональных исследований ВШЭ Тимур Натхов и Леонид Полищук.

Олимпиады: расширить список, обеспечить прозрачность

18 октября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в заседании Российского совета олимпиад школьников, которое проходило в Интеллектуальном центре — Фундаментальной библиотеке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

«Альфа-шанс»: победители уже известны

17 октября завершился финальный этап конкурса «Альфа-шанс», названы имена двадцати победителей 2011 года. Партнерство Высшей школы экономики и Альфа-банка реализуется с 2008 года, ОАО «Альфа-Банк» предоставляет двадцати студентам ВШЭ именную стипендию в размере 10 000 рублей ежемесячно сроком на два учебных года.

Первое заседание Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации

2 февраля ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в первом заседании Общественного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации.