За время карантина среди студентов сформировалась группа сторонников онлайна
Многие студенты приняли полностью дистанционный формат, но много оказалось и тех, кому осложняли учебу технические проблемы. Труднее всех адаптируются первокурсники, сложнее жизнь стала у малообеспеченных студентов. Таковы данные опроса, проведенного в рамках совместного проекта Института образования и Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ и Института дистанционного образования ТГУ.
Цель совместного опроса Томского госуниверситета и Вышки -- понять отношение студентов российских вузов к дистанционному формату обучения, выяснить, насколько реальность соответствовала ожиданиям, в чем были трудности адаптации, удовлетворяет ли качество организации такого обучения и его результат.
Опрос показал, что примерно трети респондентам дистанционный формат нравится больше очного. Это значит, что, хотя многие (65%) отметили падение эффективности обучения, сформировалась значительная доля сторонников онлайна. Авторы исследования обращают внимание на то, что вузам пришлось корректировать свои учебные планы за несколько дней, за считанные дни менять формат обучения.
Опрашивали студентов очного и очно-заочного обучения – бакалавриата, специалитета и магистратуры, как бюджетной, так и платной форм обучения.
Чтобы получить представление о настроениях в динамике, провели две волны опроса: в марте-апреле, то есть сразу после прекращения аудиторных занятий в соответствии с приказом Минобрнауки, затем в мае-июне. Министерство поддержало инициативу Вышки и ТГУ по проведению масштабного опроса – в каждой волне приняли участие студенты более чем 400 вузов, широко представленных в географическом разрезе. В ходе первой волны 24 марта—1 апреля опрошено 10, 938 тыс. студентов, во второй волне 24 мая—1 июня – 24, 428 тысячи.
Вопросы задавали в онлайн-формате – ссылку на анкету распространяли через ВКонтакте (поточная выборка) и с помощью руководства университетов.
Авторы опроса признают, что напрямую экстраполировать полученные результаты на все студенческое сообщество нужно осторожно, поскольку сравнивали разные массивы данных, то есть результаты опроса разных людей. Но собирали данные схожими способами.
Студентов спрашивали, насколько они удовлетворены организацией дистанционного обучения, как оценивают готовность к такому формату вуза и преподавателей. По опросу первой волны выяснилось, что сравнительно высокие оценки больше других давали те, кто изучает компьютерные и социальные науки, а также гуманитарии и экономисты. Среди будущих инженеров, медиков и студентов творческих профессий оказалось более 50% неудовлетворенных организацией дистанта. Во второй волне положительно ответивших медиков стало больше, а в творческой среде отношение к организации процесса стало еще хуже, чем было поначалу. Оценки магистрантов оказались выше, чем оценки бакалавров в обеих волнах.
А вот на вопрос об обеспечении информацией со стороны вуза о текущей ситуации, изменениях в образовательном процессе однозначно позитивных ответов во второй волне стало меньше -- 55% против 65%.
7 вопросов было задано по формату дистанционного обучения, например, это были преимущественно семинары и лекции онлайн по видеосвязи, но не редки случаи, когда преподаватель давал только список литературы и задачи для самостоятельной работы.
15 позиций было сформулировано для того, чтобы понять, с какими именно трудностями сталкивались студенты, проходя онлайн-обучение: от чисто технологических -- кому-то оказалось сложно разобраться с интерфейсом онлайн-курсов и дистанционных программ; до психологических – для кого-то наибольшую сложность представляет чувство одиночества, изолированности при удаленной форме обучения. Среди отмеченных проблем лидируют проблемы с интернетом, далее следует недостаток общения с одногруппниками – доля таких, по данным второй волны опроса, выросла. Выросла также число тех, кто говорит о нехватке дискуссий с преподавателями. Сложнее всего ситуация оказалась для первокурсников, то есть для тех, у кого мало опыта учебы в оффлайне. У них нет достаточного опыта самоорганизации, не вполне развита способность концентрироваться при самостоятельном изучении учебного материала.
Существенно увеличилась доля тех, у кого возникли технические проблемы и качество интернета. В целом наличие трудностей признали 75% опрошенных в первой волне, во второй волне опроса таких стало еще больше – 86%. Кроме того, все больше становилось тех, кому трудно учиться в домашней обстановке, найти удобное место для занятий в дистанционном формате.
Соотношение оптимизма/пессимизма в настроениях студентов также иллюстрируют ответы на вопрос, зависят ли, по их ожиданиям, оценки от формата обучения. Примерно половина считает, что не зависят, 15% полагают, что они будут ниже, а 3% даже рассчитывают на более высокий балл. Как поясняют авторы исследования, при проведении экзаменов дистанционно, студенты ожидали роста масштабов нечестного поведения. Так что решение Вышки внедрять прокторинг выглядит верным.
Иван Груздев, директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов НИУ ВШЭ
Опрос показал, что в мае студенты стали несколько критичнее относиться к дистанционному формату обучения по сравнению с мартом. Можно говорить о том, что накопилась некоторая усталость от онлайна. Вместе с тем сохраняется довольно большая доля сторонников дистанционного формата – таких около трети, и это придется учитывать в процессе возврата к традиционному формату обучения в аудиториях. Студенты разных направлений по-разному пережили переход на дистанционное обучение –в частности, в группе риска оказались студенты творческих специальностей. Сложно пришлось первокурсникам и студентам из малообеспеченных семей, которые чаще других сталкиваются с нехваткой техники и плохим интернетом.