«Я всегда мечтала учиться в Вышке»
В этом году состоялся первый выпуск магистерской программы «Международный спортивный менеджмент и маркетинг». Открывшаяся в Высшей школе юриспруденции НИУ ВШЭ в 2018 году, МП готовит спортивных менеджеров, способных как принимать эффективные управленческие решения, так и организовывать работу спортивных организаций. Первые выпускники программы рассказали новостной службе портала, как в разных сферах деятельности они применяют полученные знания и навыки.
Георгий Катин, менеджер и тренер студенческой хоккейной команды «Авиаторы МАИ»
Я окончил Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма по специальности «тренер-преподаватель по хоккею». Всю свою жизнь я в хоккее: сначала как игрок (я профессионально играл с 7 до 19 лет: в хоккейных школах «Крылья Советов», «Динамо» и «Витязь», два года — в Польше), с 2016-го работаю тренером. Поэтому мне хотелось получить образование в сфере спортивного менеджмента: перед поступлением в магистратуру я искал не университет, а программу, которая была бы связана с этой сферой. Так я и поступил в Высшую школу экономики в 2018-м. В этом году я уже окончил магистратуру и могу сказать: мои ожидания более чем оправдались.
Это были прекрасные два года, в течении которых я не только получил знания и опыт, но и обрел новых друзей. До НИУ ВШЭ я плохо разбирался в менеджменте и маркетинге.
За два года в Вышке я проделал путь от человека, который ничего не знает в сфере менеджмента и маркетинга, до специалиста с красным дипломом
Во время обучения я получил множество знаний, улучшил навыки работы в команде, развил умение делать презентации и управленческие компетенции. Но самое важное — благодаря Вышке я решился на совмещение двух должностей: сейчас я работаю менеджером и тренером студенческой хоккейный команды «Авиаторы МАИ». Я долго отказывался от этого, так как не был уверен в своих силах. Но со временем понял, что обладаю достаточными знаниями и опытом, которые мы получали на вышкинских практических занятиях, и согласился на совмещение.
Наталия Шашина, заместитель руководителя Центра инновационной журналистики МИА «Россия сегодня»
Я всегда мечтала учиться в Вышке. Мне удалось поступить сюда благодаря олимпиаде «Я — профессионал»: в 2018 году я стала серебряным медалистом по направлению «Журналистика», учеба в НИУ ВШЭ была призом. Тогда как раз открылась магистерская программа «Международный спортивный менеджмент и маркетинг», и я решила: буду учиться именно здесь. Я давно работаю в медиа, но всегда интересовалась сферой спорта (выступала на любительских соревнованиях по фитнесу), мне хотелось узнать отрасль глубже и понять, как она работает изнутри. Мои ожидания от учебы оправдались: например, научным консультантом моей диссертации стала глава Ассоциации операторов фитнес-индустрии и руководитель сети фитнес-клубов World Gym в России Ольга Киселева, которая уделяла максимум времени, чтобы объяснить мне нюансы экономики клубов. Она, а также наш академический руководитель Елена Истягина-Елисеева, помогли мне связаться с представителями фитнес-клубов из разных регионов. Благодаря им диссертация, которую я писала в разгар пандемии, когда спортивные центры были вынужденно закрыты, получилась максимально объективной.
Конечно, я одна из немногих студентов, кто пришел на программу именно ради изучения сферы фитнеса. Но здорово, что курсы, которые у нас были — по международному спортивному маркетингу, менеджменту, брендингу и коммуникациям — дают знания, применимые в разных сегментах: и в профессиональном спорте, и в массовом. Могу сказать, что все знания и навыки, полученные на этих курсах, я применяю уже сейчас, работая в сфере медиа.
Больше всего на меня повлиял курс Вадима Маршева, преподававшего «Стратегии в менеджменте»: после его лекций начинаешь просто иначе мыслить. Хорошую базу в маркетинге дала Татьяна Комиссарова, я даже пересматривала после занятий ее лекции в интернете. Отличный опыт в организации спортивных мероприятий я получила благодаря занятиям Сергея Алтухова. Наша группа провела подготовку международного турнира по регби, и я, конечно, вызвалась работать в пресс-центре, было интересно. Жаль, что сам турнир не состоялся из-за пандемии.
Студенты магистерской программы «Международный спортивный менеджмент и маркетинг» изучают современную теорию и практику спортивного менеджмента, основы международного и российского спортивного права, осваивают правила построения коммуникаций в сфере спорта и особенности финансового менеджмента. МП готовит специалистов, способных работать в российских и иностранных спортивных клубах, лигах, федерациях, осуществлять управленческие и маркетинговые функции и заниматься образовательной и научной деятельностью в сфере спорта.
В начале второго года обучения в магистратуре я перешла с журналистской на более «менеджерскую» работу: сейчас я заместитель руководителя Центра инновационной журналистики МИА «Россия сегодня». По совпадению, когда я проходила собеседования и адаптировалась на новом месте, профессор Дмитрий Кузнецов как раз вел лекции по управлению человеческим капиталом. И все, что он говорил, очень перекликалось с тем, что происходило со мной: как должен проходить прием сотрудника, как строится его мотивация, как развиваются конфликты. Это помогало мне определять собственные действия, где как поступать. Но главное, что я стала гораздо лучше понимать сферу фитнеса, это дает мне мотивацию и дальше развиваться в этом направлении, придумывать проекты на стыке спорта и медиа.
Вадим Веревкин, директор по работе с телеканалами и вещателями Федерации компьютерного спорта города Москвы
У меня вышкинский бэкграунд. Я окончил бакалавриат по направлению «Политология» и понимал, что наш университет — лучший в стране: его магистерские программы были для меня приоритетными. При этом я всегда интересовался темой спорта и тем, как в этой сфере работает менеджмент. И даже учась на политолога, старался совмещать темы политологические и спортивные, например, пропаганда в спорте или отмывание денег в спорте. Поэтому такая классная программа «Международный спортивный менеджмент и маркетинг» с известными спикерами меня сразу привлекла. Ожидал, что буду вовлечен в спортивную сферу, буду в ней работать, и это ожидание оправдалось. Я сотрудничаю с Федерацией компьютерного спорта Москвы: проходил здесь практику и остался заниматься вопросами бродкастинга и продвижения турниров на цифровых платформах и телеканалах. Также я работаю в качестве руководителя направления продажи медиа прав в компании Match Business Consulting, оказывающей комплекс услуг по спонсорству и продажам спортивного контента.
Сейчас я работаю менеджером по продажам в AFL Productions — компании, которая занимается производством и продажей телевизионного контента: я реализую телепрограммы, который зрители видят на ТВ и онлайн-площадках. С точки зрения области продаж, обучение на МП «Международный спортивный менеджмент и маркетинг» не принесло мне каких-то навыков и знаний. Однако благодаря ей я стал обращать внимание на спортивный контент. Наша компания профилизируется на производстве сериалов и фильмов, и спорт всегда оставался за скобками. Но сейчас я все больше и больше понимаю, как делается спортивный контент, что должно стоить больше, потому что продакшн был дороже и т.д. В этом большая заслуга программы.
Компетенции и навыки, которые я получил во время учебы в Вышке, не связаны с моей профессиональной деятельностью напрямую, но на МП мне удалось намного больше узнать о любимом спорте не с точки зрения наблюдателя, а с точки зрения вовлеченного человека, с точки зрения управленца. Главное достижение магистратуры для меня — я стал ближе к киберспорту. Настолько, насколько хотел, и даже, наверное, больше. Мои курсовая и магистерские работы были связаны с киберспортом, с системой управления в нем в Китае и России. Буквально в этом году мне удалось совместно с Московской федерацией киберспорта провести несколько турниров. Я помог им с организацией состязаний и смог реализовать свой профессиональный трек, связанный с продвижением контента.
В будущем я хотел бы развиваться в сфере управления киберспортом и активно двигаюсь к своей цели. Сейчас, например, к печати готовится наша совместная с профессором Сергеем Витальевичем Алтуховым статья в журнале «Управленческие науки» о системе управления киберспортом в Китае.
Магистерская программа «Международный спортивный менеджмент и маркетинг» до 31 июля проводит прием абитуриентов. На МП открыто 25 платных мест. Для поступления на программу необходимо предоставить портфолио. Иностранные граждане также могут принять участие в общем конкурсе. Подробную информацию о траектории поступления на МП можно найти здесь.