Новая магистерская программа ВШЭ посвящена мусульманским мирам в России
В Институте классического Востока и античности ВШЭ впервые стартовал набор на магистерскую программу «Мусульманские миры в России (История и культура)». Ее студенты будут изучать, как мусульманские народы жили в Российской империи, в СССР и как они живут в современной России.
Новая магистерская программа является междисциплинарной. В ней сочетается базовое теоретическое гуманитарное образование, базовое исламоведческое образование, а также образование в области истории, историографии России и мусульманских сообществ в ее составе. Студенты буду изучать современные подходы к проблемам межконфессиональных и межкультурных (межцивилизационных) отношений, смогут ориентироваться в проблемах ислама и мусульман в современном мире.
Ольга Бессмертная, академический руководитель магистерской программы «Мусульманские миры в России (История и культура)», в онлайн-интервью подчеркивает, что ислам как область исследований востребован всегда, причем не только в нашей стране. Особенно важным является вопрос о том, как ислам вписывается в глобальный мир, и сегодня эта проблема стоит гораздо острее, чем в предыдущие столетия.
По мнению академического руководителя программы, в ее названии каждое слово имеет значение, а сочетание этих слов «институциализирует» уже существующую специальность. Особенно важно, что речь идет о мусульманских мирах во множественном числе.
Ольга Бессмертная, академический руководитель МП «Мусульманские миры в России (История и культура)»
В России много разных мусульманских сообществ. Они связаны с крупными мусульманскими цивилизациями и на протяжении своей истории ориентировались то на тюркский мир, то на иранский или арабский, и устанавливали связи между собой. Говоря о мусульманских мирах в России во множественном числе, мы исходим из неоднородности и разнообразия, к которым очень чувствительна современная историография. Благодаря такому подходу перед нами открывается больше возможностей для их изучения.
Студентам предстоит изучать не только ислам как религию и исламоведение в узком смысле этого слова, но и мусульманские общества, их представления о себе и о широком российском административно-культурном пространстве. Такой подход определяет структуру программу, подбор курсов и преподавателей.
Например, историю становления ислама как религии, его догматику, отношения с иными обществами, культурами и религиями будет читать Алексей Журавский (интервью с ним можно посмотреть здесь) – один из крупнейших специалистов по исламу в религиоведческом аспекте. Студенты будут изучать не только теологические и философские аспекты ислама как религии, но и правовые, потому что право невозможно отделить от ислама как религии.
На протяжении двух лет центральным будет курс «Мусульмане, общество и власть», акцент в котором делается на существовании мусульман «под иноверной властью». Его планируют преподавать самые известные, сложившиеся специалисты по мусульманским обществам в России – Владимир Бобровников, Сергей Абашин (интервью с ним можно посмотреть здесь), Илья Зайцев и Игорь Алексеев. Курсы по современному исламу и антропологии ислама прочтет Дмитрий Опарин – один из самых ярких молодых исследователей по этой тематике.
Все историко-культурные лекционные курсы подкрепляются научно-исследовательскими семинарами, где студенты под руководством тех же преподавателей будут работать с текстами. Эту работу в своей основе можно считать не только историко-культурной, но и филологической. Предусмотрены историографические курсы, критика классического востоковедения, а также языковые занятия в рамках научно-исследовательских семинаров, посвященные практической текстологии того или иного языка. На первом курсе предлагается арабский язык, на втором – персидский или турецкий, а также по выбору локальные языки – узбекский, татарский и другие. Языки будут преподавать на двух уровнях – элементарном или продвинутом в зависимости от стартовых возможностей студента.
Программа «Мусульманские миры в России (История и культура)» опирается на серьезный научный потенциал Института классического Востока и античности в самых разных областях востоковедения. Магистранты смогут участвовать в исследовательских проектах, семинарах, конференциях, лингвистических и археологических экспедициях института.
«Во время обучения мы будем ставить перед студентами сложные вопросы, и если они пройдут через эту школу, то им окажется значительно проще работать и в науке, и в практических сферах, – отмечает Ольга Бессмертная. – Изучая межкультурное взаимодействие, то, как люди учились жить друг рядом с другом, студенты получат представление о способах разрешения конфликтов. Все это очень пригодится после пандемии, когда во всем мире во весь рост снова встанут сложные международные проблемы, одна из которых – миграция».
Магистерская программа «Мусульманские миры в России (История и культура)» рассчитана на бакалавров и специалистов, прежде всего, в области гуманитарных и социальных наук (история, литературоведение, лингвистика, востоковедение, философия, религиоведение, социология, культурология и др.) со знанием русского и английского языков. Для поступления не требуется востоковедное образование. Его отсутствие компенсируется, в частности, изучением основ арабского, персидского, турецкого и региональных языков.
На программе предусмотрено 15 мест за счёт ВШЭ и 5 платных мест. Зачисление осуществляется по итогам конкурса портфолио, включающего собеседование, или по итогам олимпиады «Высшая лига».
Получив комплексные знания об истории мусульманских обществ в России и о современных процессах и конфликтах межкультурной коммуникации, выпускники смогут выбирать сферу дальнейшего профессионального развития. Одни продолжат изучение темы в научных исследованиях и будут преподавать, другие станут экспертами и консультантами в государственных и частных организациях, а кто-то пойдет в СМИ, в культурно-просветительские учреждения или издательства, займется научно-популяризаторской работой.
По мнению Ольги Бессмертной, основное место в профессиональных интересах выпускников наверняка займут культурно-антропологические проблемы, помещенные в плоскость острых вопросов современности. Если же это направление деятельности покажется слишком сложным и тягостным, нарушающим ваше внутреннее спокойствие, то можно заняться искусствоведением, изучать культурные явления, рассказывать людям, например, о том, как прекрасны татарские шамаили, и разъяснять феномен фильма «Зулейха открывает глаза» на высоком профессиональном уровне.
Интервью Ольги Бессмертной о том, какими полевыми исследованиями можно заниматься, изучая мусульманские культуры в России, какие исторические документы и литературные памятники в этой области ждут своего исследователя и в каких бизнес проектах сможет себя применить выпускник магистратуры, опубликовано здесь.