RSSLE-2011: новый уровень экономических исследований
С 3 по 9 июля в Подмосковье проходила пятая Российская летняя школа по экономике труда (RSSLE-2011), организованная Лабораторией исследований рынка труда ВШЭ и кафедрой экономики труда и народонаселения ВШЭ.
Летняя школа, отмечавшая в нынешнем году свой первый юбилей, собрала около двадцати человек, представляющих исследовательские центры и университеты Екатеринбурга, Перми, Нижнего Новгорода, Самары, Саратова, Вологды, Тюмени, Улан-Удэ, Уфы, Иркутска, других городов России, а также Минска и Баку. Отбор участников, как и в предыдущие годы, был достаточно жестким: до подмосковного санатория «Липки», где в течение недели проходила школа, добрался лишь каждый третий из первоначальных заявителей. А оценивать исследовательские проекты, подготовленные участниками RSSLE-2011, и, конечно, выступать с лекциями и мастер-классами предстояло команде из шести экспертов, среди которых были, например, директор Центра трудовых исследований (ЦеТИ) НИУ ВШЭ Владимир Гимпельсон, заместитель директора ЦеТИ Ростислав Капелюшников, профессор Российской экономической школы Ирина Денисова.
«Для команды, которая проводит RSSLE, каждая школа — юбилейная, потому что она всякий раз требует отдельных интеллектуальных и организационных усилий, — рассказал руководитель, лектор и эксперт школы RSSLE-2011, проректор ВШЭ Сергей Рощин. — С одной стороны мы рады, что выработали определенный формат проведения школы, который доказывает свою эффективность — это сочетание лекций и мастер-классов ведущих экспертов в области экономики труда и обсуждения проектов участников и методологии исследований. Мы традиционно сохраняем и такой элемент работы, как групповые задания для участников школы, выполнение которых позволяет достаточно быстро отработать те методологические рекомендации и советы, которые были высказаны экспертами. Но есть в организации нынешней школы и существенное отличие: впервые всю неделю на школе провели эксперты, наши коллеги, работающие не в России, речь идет о профессоре экономики Университета Париж-1 Пантеон Сорбонна Михаиле Андреевиче Соллогубе и Александре Муравьеве, который уже около десяти лет работает в Бонне в Институте исследований труда (IZA) — независимой организации, международная исследовательская сеть которой включает ведущих специалистов по рынку труда из разных стран. В рамках IZA он является одним из руководителей программы "Рынки труда в переходных и развивающихся экономиках"».
Александр Муравьев |
Помимо оценки проектов, в ходе школы Александр Муравьев представил свою работу о функционировании институтов рынка труда в переходных экономиках и их влиянии на занятость, написанную совместно с Хартмутом Леманном. Другая лекция, прочитанная им на RSSLE-2011, была посвящена законодательству о защите занятости и его влиянию на рынки труда.
По мнению А.Муравьева, российский рынок труда по способу своего функционирования и регуляции серьезно отличается от европейского, однако не является абсолютно уникальным. Так, после кризиса 2008 года на рынке труда Германии использовались похожие на российские формы поддержания занятости. Другое дело, что применение этих механизмов (сокращение зарплат и рабочего времени вместо массовых увольнений) достигает в российской практике значительно больших масштабов.
Сергей Рощин |
«Проблема заключается еще и в том, что в России под экономикой труда обычно понимается совсем не то же самое, что в других странах, — добавляет С.Рощин. — Если в labor economics при изучении рынка труда и трудовых отношений используется современная экономическая методология, то большинство российских коллег под экономикой труда понимает в основном менеджерские проблемы: управление персоналом, нормирование и организация труда и так далее. В России курсы labor economics читаются буквально в трех городах. И тем более не хватает аналитики, связанной с прикладными исследованиями, которые необходимы, в том числе, для выработки национальной и региональной политики на рынке труда».
Михаил Соллогуб |
«Я хотел показать российским коллегам, как ведется исследовательская работа на международном уровне, каким критериям она должна отвечать, — продолжил Михаил Соллогуб. — Кроме того, я каждый день в качестве эксперта общался с участниками школы, рассматривая их проекты, что-то критикуя, что-то советуя. Главной задачей было направить их усилия в верную сторону. Проекты были разнообразные — от исследований региональных рынков труда до проблемы «утечки мозгов». Но и их авторы также представляли достаточно любопытный «срез» исследователей: на школу приехали не только экономисты, но и социологи и даже менеджеры. Уровень российских экономических исследований растет, его уже невозможно сравнить с тем, что я видел здесь в середине девяностых годов, когда проведение подобной школы нельзя было себе даже представить.
Но некоторые принципиальные проблемы остаются. Российским исследователям не хватает времени. Исследование, вообще говоря, очень затратный во временном отношении процесс: нужно полностью погрузиться в его методику, в анализ данных, отключившись от посторонних вещей. Американские и французские коллеги имеют такую возможность, им платят именно за проведение исследовательской работы, отсюда и соответствующие результаты. К сожалению, в России я такой практики не наблюдаю, а ведь это важно еще и для возникновения общей научной среды, в которой исследователи говорили бы на понятном друг другу методологическом языке. Этот диалог мы и пытались наладить на летней школе».
Своими впечатлениями от работы на RSSLE-2011 поделились и некоторые участники летней школы.
Добавим, что, как подтвердил Сергей Рощин, очередная, шестая по счету, Российская летняя школа по экономике труда состоится в 2012 году.
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Василия Бегаля
Вам также может быть интересно:
От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике
С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).
Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»
Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.
Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей
В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.
Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР
24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.
«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки
Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.
В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ
Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.
«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»
Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.
«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства
Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.
«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа
Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.
Завершила работу I Летняя школа для студентов, аспирантов и молодых ученых «Религия и право»
В начале июля в Высшей школе экономики состоялась летняя школа для молодых исследователей по религии и праву. Мероприятие было организовано Научно-образовательной теологической ассоциацией (НОТА), НИУ ВШЭ, Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (ОЦАД) и Московской духовной академией (МДА). Участниками стали представители 15 вузов из 14 регионов.