«Уметь писать код уже недостаточно»
Кому и зачем нужны хакатоны
Основная задача клуба — давать ребятам организационную поддержку, в том числе готовить их к турнирам. Вуз приглашает на большое количество хакатонов, и мы помогаем определиться, на какие стоит идти, а на какие нет. Многие ребята хотят участвовать, но одних останавливает необходимость иметь свою команду, у других проблема с идеями. Есть потребность в сообществе, где можно найти единомышленников, команду. Снимая блоки у студентов, мы увеличиваем число участников и повышаем результативность. Также мы регулярно устраиваем мастер-классы, в том числе перед хакатонами, например, в преддверии Hack.Moscow v3.0. провели тренинг по мобильной разработке.
Клуб хакатонщиков существует на факультете компьютерных наук второй год. Сначала его целью была исключительно подготовка студентов к соревнованиям, но теперь клуб планирует устраивать собственные мероприятия. Первый хакатон, организованный ВШЭ совместно с компанией SAS, пройдет в конце ноября в культурном центре на Покровке. Зарегистрироваться можно здесь.
К нам в Вышку приезжал один из организаторов Hack.Moscow v3.0. Майк Свифт — основатель Международной Лиги хакатонов Major League Hacking. Его команда делает крупнейшие турниры в Америке и Европе. Он поделился с нами опытом работы с американскими вузами и рассказал, как сделать соревнование на базе университета. Вуз может стать площадкой, либо предоставить экспертов, а может производить контент — концепцию, программу мастер-классов. Ведь, в отличие от олимпиад с их жестко прописанным регламентом, хакатон — простор для фантазии.
Кто их проводит
На самом деле большинство участников уже друг друга знают. Есть постоянные команды, увидеть которые можно почти на каждом хакатоне. Другие, наоборот, специализируются на виртуальной реальности, а на блокчейн никогда не пойдут. Нет цели, чтобы команда бесконечно участвовала в соревнованиях. В идеале она должна превратиться в стартап. Но когда хакатон организует компания, у нее другие задачи. Например, рекрутинг сотрудников.
Если задачу для хакатона сформулировала компания, важно, чтобы в жюри присутствовали ее представители. Обычно во время соревнования устраивают менторские обходы участников. В начале хакатона менторы стараются помочь, направить, а ближе к концу — понять, что ты успел сделать. Обходы нужны, ведь если организатор скажет: «Вот эксперты, пожалуйста, задавайте свои вопросы» — никто не подойдет. Но тут тоже все тонко. Если к тебе подойдет пятнадцать человек, это психологически будет давить на команду из пяти человек. Мне ближе дружелюбный формат, когда ментор подходит один, садится в кресло рядом и спрашивает: какие у вас проблемы, какая идея. То есть он направляет, консультирует — это гораздо лучше воспринимается.
Хакатоны пришли именно из индустрии, у истоков стояли такие компании как Microsoft, IBM, Google. В них участвовали молодые специалисты и компании могли найти талантливых сотрудников под свои задачи.
У нас в стране несколько лет назад хакатоны стали делать все, кому не лень, вообще не понимая, что это такое и как это должно выглядеть. Называли хакатоном конкурс, который проводился онлайн и длился полгода. Сейчас этот хайп начинает сходить, и на рынке остаются организации, которые делают действительно качественные хакатоны, например, Russian Hackers, Американский культурный центр. Russian Hackers — это выпускники Вышки и МФТИ, которые свои первые соревнования организовывали будучи студентами.
Майк Свифт и Russian Hackers: Алексей Фролов,Мария Андреева, Александр Просолкин, Дьяков Максим, Александр Малышев
На хакатоны этих организаций можно не бояться идти: даже если участвуешь в первый раз, у тебя сложится правильное впечатление. Зачастую именно от него зависит, будет студент дальше участвовать или нет.
Причем здесь вузы
Хакатон — междисциплинарное соревнование. Желательно, чтобы команда была разношерстная. Например, в турнире по программированию игр, если у тебя нет в команде дизайнеров или художников, ты не сможешь делать 3D-модели, рисовать. Смешанные команды, в которых, кроме программистов есть дизайнеры, гуманитарии, маркетологи, психологи — самые лучшие, они обычно достигают большего успеха. Плюс университетской среды в том, что можно подключать участников с разных факультетов.
Чтобы организовывать хакатоны, одного опыта недостаточно. У компаний и университетов есть для этого ресурсы. У вуза изначально имеется помещение — кампус и участники — студенты. Но у многих университетов нет понимания, для чего им это нужно. Олимпиады строятся подобно учебному процессу — есть задачи и нужно найти решение. Они одобрены всеми ведомствами, но это академический трек, который ориентирован на подготовку будущих исследователей.
Хакатон — запрос от индустрии на конкретные компетенции здесь и сейчас
Как отметил Майк Свифт, студенты, участвуя в хакатоне, наполняют свое портфолио. Ты еще не можешь работать, но к окончанию вуза должен иметь несколько проектов, чтобы показать работодателю. Победа в хакатоне — это не только деньги, но и отличная строчка в резюме, по которой работодатель поймет, что человек умеет работать в команде в режиме дедлайна. Это важный навык, которые очень ценят компании. Кроме того, ВШЭ и МФТИ готовы рассмотреть победу в хакатоне как преимущество для абитуриентов профильных программ магистратуры.
Хакатоны — олимпиады для двоечников?
На первом собрании клуба в этом году первокурсники спросили, можно ли оказаться бесполезным для команды. Так вот, такого быть не может.
Даже если у тебя нет нужных знаний, присоединяйся к команде и начинай с ними гуглить — уже польза
Некоторые, кто только начинает, приходят на хакатоны именно учиться. Во-первых, там проходят разные мастер-классы. Понятно, что за несколько часов ты ничему не научишься, но кроме тех экспертов, которые их проводят, есть еще менторы на площадке: ты послушал, начал делать, получил обратную связь. Мне кажется, на первые хакатоны ходят не для победы, а для того, чтобы научиться самой технологии соревнований.
Хакатон не может заменить учебный процесс, но может его дополнить. В отличие от обычного формата, обучающий процесс в команде нескучный. Ребята получают от этого удовольствие: они не просто вместе работают над задачей, а реализуют идею проекта, которой горят.
Если на хакатоне ты придумал фишку, которой надо заниматься неделю, а у тебя есть только 48 часов, отправь ее в долгий ящик и начни делать то, что можешь сделать прямо сейчас. На этом многие прогорают — упираются в задачу, над которой недельку нужно посидеть. Здесь участник должен быть гибким.
Это похоже на олимпиадное программирование. Есть задачи, так называемые «гробы», которые вообще никто не решает за всю олимпиаду. Будь ты хоть многократный чемпион мира по программированию или академик, ты не сможешь их решить, по крайней мере, за несколько часов. Успеть сделать 20% задуманного, которые тем не менее можно показать жюри как полноценный этап работы, считается нормальным.
Плед, беруши и системный блок
Я участвовал в турнирах на протяжении пяти лет, потом занимался организацией хакатонов Microsoft Imagine Cup. Но и я не сразу начал выигрывать. Зато через два-три года у меня была команда, с которой мы побеждали на всех хакатонах. Все дело в опыте. Когда у тебя есть команда, в которой все понимают друг друга с полуслова, с полувзгляда — не нужно объяснять, кто что должен делать, задачи решаются динамически.
Ездить с одного хакатона на другой тоже не стоит. Обычно часть соревнования проходит ночью. Ты спишь реально часа три, положив голову на стол (хотя некоторые студенты могут спать в позе тетриса на стуле и ничего). Именно по этой причине после пяти лет участия, я сказал команде, что мы будем брать не больше хакатона в месяц, иначе это вредно для здоровья.
Ночью ощущение, что время бесконечно. Работает кондиционер, чтобы было проще сохранять концентрацию, тихо, на диванах и пуфиках лежат спящие тела. Это надо учитывать, поэтому помимо ноутбука и зарядки я советую участникам захватить с собой плед, беруши и маску для сна — чтобы свет не мешал. Раньше еще брал с собой второй монитор, чтобы удобнее было работать. Некоторые команды привозили с собой и ПК. Как-то на хакатон по разработке видеоигр ребята взяли настоящий игровой компьютер с мониторами. Их никто не дисквалифицировал за это, наоборот, — улыбались, фотографировались с ними.
На хакатоне неформальная обстановка, большой простор для креатива, что дает почву для стартапов. В этом виде соревнований необходимы софт скиллс, нужно уметь работать в команде и выступать перед публикой. Просто писать код недостаточно.
Вам также может быть интересно:
Исследователи из Вышки рассказали школьникам, какой будет IT-сфера через 10 лет
Как управлять спутниками и дистанционно зондировать поверхность планеты, московским школьникам в этом учебном году объясняют исследователи из Вышки, а также других вузов. На базе 36 школ столицы реализуется проект правительства Москвы «IT-класс в московской школе». Вышка — один из восьми образовательных партнеров профориентационной программы наряду с МФТИ и МГТУ им. Баумана.
Студенты Вышки заняли третье место на международном хакатоне Junction
В этом году в масштабном мероприятии приняли участие 1500 участников из 100 стран. Команда студентов второго курса факультета компьютерных наук (Тимофей Смирнов, Игорь Зверев, Айнур Нуриев и Алдар Данилов) под руководством студента факультета бизнеса и менеджмента Максима Дьякова (1 курс магистерской программы «Электронный бизнес») представила проект умного освещения.
В первом data science–хакатоне Вышки приняли участие 8 команд
В Культурном центре на Покровке прошел хакатон по анализу данных SAS Data Hack Platypus. Команды соревновались в решении кейса онлайн-гипермаркета «Утконос». Топ-5 финалистов получили в подарок гаджеты от партнеров.
Студентки МИЭМ придумали «умное МРТ-одеяло»
Разработка была представлена в Научно-технологическом университете «Сириус» в Сочи и заняла первое место на хакатоне по современным проблемам физической науки и индустрии. Соревнование проходило в формате кейс-чемпионата: в течение дня 15 студенческих команд должны были выбрать тему, изучить рынок, разработать концепцию и предложить прототип своего электронного прибора.
Вышка стала соорганизатором Hack.Moscow v3.0
Ежегодный хакатон Hack.Moscow v3.0. собрал 764 участника — около двухсот команд. Победители разделили миллион рублей от спонсоров и получили возможность претендовать на льготы при поступлении в магистратуру ВШЭ — партнера хакатона.
«Умение быстро искать альтернативные варианты и работать в сжатые сроки — ключевые навыки студентов Вышки»
Студенты ВШЭ приняли участие в ежегодном международном бизнес-хакатоне Creation Lab, который проходит в рамках форума World Business Dialogue в Кельне. Лучшие из предложенных ими решений компании-партнеры форума, представляющие образовательный, энергетический сектор и ритейл, будут внедрять в свои бизнес-процессы.
Ежегодный хакатон, организованный студентами ВШЭ, стал масштабнее
В конце октября студенты образовательной программы «Бизнес-информатика» провели в Москве второе мероприятие Международной лиги студенческих хакатонов (MLH). Участники хакатона — студенты и выпускники российских и зарубежных вузов — разработали IT-решения для российских компаний.
Студенты Вышки организовали первый в России хакатон MLH
Международная лига студенческих хакатонов (MLH) проводит свои мероприятия по всему миру, но российская площадка MLH Local Hack Day появилась впервые — благодаря инициативе студентов ВШЭ. Участники организованного ими хакатона разработали IT-решения для крупных российских компаний.
Команда ВШЭ придумала игру с нейрокомпьютерным интерфейсом и выиграла международный хакатон
Изобретением команды аспирантов и научных сотрудников Центра нейроэкономики и когнитивных исследований стала многопользовательская BCI-игра. Побеждает в ней тот, кто лучше всего управляет роботом силой мысли.