Открытые образовательные ресурсы — новая реальность для вузов
31 мая — 1 июня в Высшей школе экономики прошел Международный семинар «Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности».
Его организовали Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО), Бюро ЮНЕСКО в Москве и Сектор коммуникации и информации ЮНЕСКО при участии кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим правам интеллектуальной собственности НИУ ВШЭ.
Что такое открытые образовательные ресурсы?
Мелкие «хулиганские» действия некоего Института повышения эффективности из Иркутска, на сайте которого были перепечатаны программы учебных курсов Высшей школы экономики без ссылки на источник, породили дискуссию об открытом доступе к учебным ресурсам ВШЭ.
А между тем в международной практике открытые образовательные ресурсы (ООР) существуют уже около 10 лет. В России же и странах СНГ движение ООР пока не приобрело массовый характер. Хотя нельзя сказать, что таких ресурсов в наших странах нет. Например, Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ГосНИИ ИТТ) «Информика» по заказу Министерства образования и науки создал Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Или другой пример — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Есть и другие порталы для школьников. В России также существуют социальные педагогические сети.
С ресурсами для высшего образования несколько сложнее. Российские студенты в своем арсенале имеют прежде всего официальные сайты вузов, где наибольший интерес представляют открытые электронные библиотеки. Встречаются также тематические научные порталы, которые зачастую ограничиваются той же электронной библиотекой.
Интересно, что примерно такая же картина складывается и в странах СНГ. Там есть государственные ресурсы для школьников, есть некоторое количество университетских проектов. Впрочем, что касается высшего образования, то в основном делается акцент на дистанционном образовании, а ООР — более широкое понятие.
Итак, что же такое ООР? Движение к открытию образовательных ресурсов появилось в 1990-х годах, а в 2001 году приобрело всемирный масштаб, когда Массачусетский технологический институт (MIT) запустил проект OpenCourseWare, открыв свободный доступ к материалам своих учебных курсов.
ЮНЕСКО определяет ООР так: это обучающие, учебные или научные ресурсы, размещенные в свободном доступе, либо выпущенные под лицензией, разрешающей их свободное использование или переработку. Открытые образовательные ресурсы включают в себя полные курсы, учебные материалы, модули, учебники, видео, тексты, программное обеспечение, а также любые другие средства, материалы или технологии, использованные для предоставления доступа к знаниям.
Идея движения ООР — расширить горизонты миссии высшего образования. Открытые образовательные ресурсы способствуют получению новых и распространению существующих знаний. Студентам ООР нужны, чтобы получать дополнительную информацию по изучаемым курсам, делиться своими мыслями и обсуждать учебный процесс с другими учащимися. Абитуриенты благодаря ООР могут выбрать вуз. У педагогов появляется возможность более эффективно создавать курсы с использованием мультимедийных ресурсов, требующих специальных технических и медианавыков, узнавать о новых методиках преподавания, создавать ресурсы и обсуждать их вместе с коллегами, вступать в профессиональные сообщества и так далее.
Учебные заведения с помощью ООР демонстрируют учебные и научные программы широкой аудитории, привлекают большее количество абитуриентов, снижают затраты на разработку учебных курсов. Правительства и организации национального масштаба таким образом показывают образовательную систему своей страны, привлекают студентов-иностранцев.
Открытые образовательные ресурсы отнюдь не альтернатива классическому образованию. Это лишь средство для получения разностороннего, глубокого, профессионального образования, так как большинство учащихся все-таки предпочитают, чтобы обучение проходило под руководством опытного преподавателя. Учителя также рассматривают ООР как дополнение к своим собственным курсам и в качестве поддержки преподавательской деятельности. Кроме того ООР может быть способом повышения квалификации для тех, кто уже получил основное профессиональное образование.
Как говорится в аналитической записке ИИТО, главное достоинство ООР в том, что они способны стимулировать изменения в образовательной политике и практике. Современные ООР повлияли на характер дискуссий о системах образования, продемонстрировав возможность более легкого и доступного по цене способа получения знаний и их лучшего восприятия.
Кстати, деятельность ООР в международной практике связана в основном с высшим образованием и за несколькими исключениями не затрагивает начальную и среднюю школу. В России, как уже отмечалось, ситуация обратная. По словам заместителя директора ГосНИИ ИТТ «Информика» Алексея Скуратова, вузы сами не хотят открывать свои ресурсы. А Минобрнауки и не стимулирует их к этому. Одна из главных проблем, как показала практика Вышки, связана с защитой авторских прав.
Как защитить ООР?
Представитель Университета Кейптауна (ЮАР) Тобиас Шонветтер напоминает, что в международной практике авторские права находятся под автоматической защитой. И в случае с открытыми образовательными ресурсами нужно от этой автоматической защиты освобождаться, то есть разрешить копирование и переработку материалов. Один из способов — использовать национальное законодательство об интеллектуальной собственности. Однако, как правило, в нормативных актах не достаточно детализирован открытый доступ, лишь в виде некоторых исключений.
Выходом стало появление идеи открытой лицензии для публикации. Такой подход лег в основу лицензии Creative Commons (СС). Это некоммерческая организация, которая предлагает простой стандарт предоставления разрешения на использование творческой деятельности. И, как подчеркивает Тобиас Шонветтер, СС — вовсе не альтернатива авторскому праву, а инструмент по его управлению.
CC возглавляет совет директоров, в который входят идейные лидеры, эксперты по образованию, технологи, ученые, юристы, инвесторы, предприниматели и филантропы. Все лицензии Creative Commons требуют ссылки на автора. Однако существуют несколько вариантов использования текста. Например, лицензия «С указанием авторства» самая открытая. Она позволяет людям распространять, редактировать, поправлять и брать произведение за основу для производных даже на коммерческой основе с указанием авторства. А лицензия «С указанием авторства — Без производных» разрешает распространение, коммерческое и некоммерческое использование публикации при условии, что произведение передается неизмененным и сохраняет свою целостность. Всего существует шесть видов лицензий Creative Commons. Для получения лицензии автору надо зайти на сайт организации, либо на сайт национального представительства, пройти процедуру регистрации, выбрать лицензию и получить ее.
Лицензии существуют одновременно в трех формах: юридической, в форме понятного описания и в виде символа, отдаленно напоминающего знакомый всем знак копирайта. Вставка этого символа на страницу с произведением, собственно, и дает знать всем пользователям, какую именно лицензию Creative Commons для своего труда выбрал автор.
Самый известный пример использования лицензий СС — Википедия. Во всем мире, по приблизительной оценке, по различным лицензиям Creative Commons распространяется 350 миллионов произведений (по состоянию на декабрь 2009 года). В России пока существует небольшое количество индивидуальных авторов и проектов, распространяющих свои произведения с использованием лицензий Creative Commons.
Кстати, одним первых в России, кто воспользовался Creative Commons, стал заведующий кафедрой прагматики культуры НИУ ВШЭ Александр Долгин. В 2006 году он по свободной лицензии издал книгу «Экономика символического обмена». Официальным партнером Creative Commons в России сегодня выступает Институт развития информационного общества (ИРИО).
Российские власти поддерживают идею СС. Более того, в 2008 году пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова направила в Википедию письмо-разрешение на использование материалов сайта www.kremlin.ru. В документе указывается, что условия распространения материалов соответствуют лицензии Creative Commons Attribution 3.0 Unported, то есть публикации могут свободно распространяться, с помощью них возможно создание производных произведений без дополнительного разрешения со стороны пресс-службы президента и с указанием на источник.
Впрочем, на самом сайте www.kremlin.ru нет упоминания о лицензии. Наталья Тимакова объясняет это тем, что документ СС не является частью законодательства Российской Федерации. Поэтому сейчас одна из главных задач ИРИО — добиться внесения поправок в часть IV Гражданского кодекса РФ, способствующих использованию лицензий СС в стране.
Кстати, на встрече Дмитрия Медведева с представителями Интернет-сообщества в апреле 2011 года президент высказал свою заинтересованность вопросом и попросил участников подготовить пакет предложений по внесению поправок в Гражданский Кодекс. А 2 июня этого года на официальном сайте президента был опубликован перечень поручений Дмитрия Медведев по итогам этой встречи. Правда, почему-то в документе говорится о лицензиях аналогичных Creative Commons, а не об использовании лицензий СС: «Подготовить предложения о внесении изменений в гражданское законодательство Российской Федерации, направленных на закрепление для авторов произведений возможности предоставлять свои произведения на условиях свободных лицензий неограниченному кругу лиц (аналогичных Creative Commons, GNU FDL)».
Однако, как заметил на конференции «Открытые образовательные ресурсы и права интеллектуальной собственности» юрист Вадим Колосов, в России об открытых лицензиях только начинают говорить. Видимо, придется немного подождать, прежде чем такие лицензии войдут в широкую практику.
Елена Калиновская, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
В статье использованы материалы Аналитических записок Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, сайтов www.kremlin.ru, Creative Commons.
Долгин Александр Борисович
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.