• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Никаких скидок не будет — на кону наше доброе имя

20 июня приемная комиссия Уральского государственного университета начала прием документов на Совместную образовательную программу подготовки бакалавров по направлению "Экономика" УрГУ и ГУ-ВШЭ.

Запуску программы УрГУ и ГУ-ВШЭ предшествовала большая подготовительная работа. Буквально накануне в Екатеринбурге состоялось очередное заседание Академического совета программы "двух дипломов".  

О программе, ходе ее реализации, проблемах, с которыми приходится сталкиваться и перспективах дальнейшего взаимодействия с Уральским госуниверситетом после заседания Академического совета рассказал декан факультета экономики ГУ-ВШЭ Владимир Автономов.

— Мы привыкли выступать как реципиенты технической помощи и экспертизы в области образования. Но, наверное, уже настала пора и нам выступать в качестве доноров. В первые годы жизни Высшей школы экономики в нас много вложили европейские университеты, а теперь наш опыт уже востребован другими российскими вузами. С инициативой создания совместной образовательной программы выступил Уральский госуниверситет, его экономический факультет. Думаю, понятно почему. Здесь обеспечивается высокий уровень подготовки по экономике. В частности, было исследование, проведенное по американской методике, где вузы оценивались по уровню знаний студентов экономических факультетов. И УрГУ занял очень почетное третье место, после ВШЭ и экономического факультета МГУ. Мы знаем многих преподавателей и декана экономического факультета УрГУ, безусловно, как очень квалифицированных специалистов. Но первоначальное наше отношение к предложению УрГУ было осторожным, — ведь мы даем выпускникам этой программы диплом ВШЭ, отвечаем за его качество. Проблема эта очень острая, поскольку необходимо как-то обеспечивать контроль и над знаниями преподавателей, и над ходом учебы студентов. На переговоры ушло много времени. В результате мы договорились, что все преподаватели УрГУ, которые будут участвовать в программе, пройдут у нас аккредитацию. Речь идет только о тех преподавателях, которые ведут экономические курсы. Они должны будут представить свои учебные материалы, программы курсов и учебные задания на суд нашим преподавателям. И если это будет одобрено, они будут допущены к преподаванию. Трех человек мы обсудили на прошедшем заседании академического совета. Один из них не прошел пока аккредитацию, конкурс продлен. Никаких скидок здесь не будет, поскольку на кону стоит наше доброе имя, должен обеспечиваться очень жесткий контроль качества.

— УрГУ — третий экономический вуз в России. Означает ли это, что он близок по уровню образования к Вышке, или речь все-таки идет об образовательной пропасти между университетами?

— Если бы пропасти не было, не было бы и необходимости в совместной программе. Да, разрыв все-таки есть, и существенный. Прежде всего, это ощущают наши коллеги из УрГУ, которые заинтересованы в этой программе.

— Чем обусловлен этот разрыв? Преподаватели экономических вузов в России — это люди примерно одного возраста, окончившие одни и те же советские вузы, воспитанные на одних учебниках, имеющие очень схожий опыт профессиональной деятельности.

— Да, но после всего этого бекграунда потребовалось переучиваться всем тем, кто желал работать на уровне международных вузов. Вышка начиналась с того, что были огромные программы переподготовки преподавателей. И тем, кто пришел из МГУ, из Академии наук, различных математических вузов надо было учиться в Париже, в Роттердаме преподавать экономическую дисциплину так, как это принято сейчас во всем мире. Мы прошли через эту жестокую школу и смогли продвинуться дальше.

Чем Вышка хороша? У нас более однородный состав преподавателей, у нас не так много ветеранов, которые остались с советских времен. Вуз же возник на ровном месте в 1992 г., и преподают у нас только те, кто хотел и умел переучиваться или учиться чему-то новому. Наверное, поэтому мы и накопили в Вышке такой запас компетенций, который оказался востребованным. И с этим связан интерес к осуществлению с нами совместной образовательной программы УрГУ.

— Планируется ли, кроме образовательной, делать совместно какую-то научную программу?

— Качественное преподавание опирается на исследования, которые ведут сами преподаватели. В ходе заседания Академического совета у нас шла речь о научных направлениях сотрудничества между нашими факультетами. На магистерскую программу мы пока не замахиваемся, надо наладить хорошенько наши бакалаврские дела. Но никто не закрывает перед людьми, которые окончили УрГУ, возможности поступления в магистратуру ВШЭ. Наша магистратура открыта для всей страны, и мы приглашаем ребят, получивших диплом бакалавра экономики, к нам получать звание магистра. Мы считаем, что можем им многое предложить, далеко не все вузы России, где есть магистратура, могут реально похвастаться тем, что есть в Вышке.

— Вы как глава факультета, какие научные проекты планируете осуществлять при участии УрГУ?

— Пока я не решил этот вопрос. Но думаю, что когда возникнет вопрос о преподавании истории экономических учений, это курс, который я преподаю, и приедет профессор из УрГУ, который будет этим заниматься, может быть, мы найдем общие темы для дальнейшей работы.

— Сейчас ВШЭ выступает контролером УрГУ в осуществлении совместной образовательной программы. Участие собственно в образовании студентов отложено на четвертый год обучения, целесообразно ли это?

— Нет, мы планируем дать почувствовать студентам наше присутствие и раньше четвертого курса, будут отдельные лекции, мастер-классы, нашит ведущие профессора будут приезжать в Екатеринбург. Это очень важно. Студенты почувствуют уровень, который предлагается, и не будут чувствовать себя брошенными.

Дмитрий Европин, фото автора

Вам также может быть интересно:

Развитие человеческого потенциала через образовательные программы: возможности и перспективы

В 2020–2023 гг. научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» внес значительный вклад в сферу образования, представив 28 инновационных образовательных программ, причем 40% — в 2023 году. За это время число обучающихся достигло 1844 человек.

ДВФУ и ВШЭ будут готовить кадры вместе

13 апреля в Москве и.о. ректора Дальневосточного федерального университета Никита Анисимов и ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов подписали соглашение о сотрудничестве вузов в сфере образования и науки.

43%

российских компаний сотрудничали с вузами в прошлом году. Интенсивность сотрудничества между бизнес-структурами и учреждениями высшего образования заметно возросла по сравнению с 2012 годом, тогда с вузами взаимодействовали чуть больше 30% компаний.

Подведены итоги образовательной работы ВШЭ в 2012/2013 учебном году

6 декабря на заседании Ученого совета ВШЭ рассмотрены итоги учебно-методической деятельности за 2012/2013 учебный год и намечены основные задачи, которые предстоит решить университету в этой сфере в ближайшие годы.

Проведена международная экспертиза качества образовательных программ по социологии ВШЭ

С 5 по 7 ноября на факультете социологии ВШЭ работали международные и российские эксперты, приглашенные самим факультетом в рамках Программы развития ВШЭ для оценки качества подготовки бакалавров и магистров.

Кто и как оценит высшее образование?

О качестве обучения говорит не только содержание самих учебных курсов, но и выпускники. 29-31 октября в ВШЭ прошла межрегиональная конференция «Общественное обсуждение модели профессионально-общественной аккредитации программ высшего профессионального образования».

ВШЭ стала партнером образовательного проекта «Coursera»

Студенты со всего мира получили бесплатный доступ к образовательным курсам ВШЭ, размещенным на сайте этой ведущей международной площадки онлайн-курсов.

Образованием недовольны все, но это естественно

Современное образование должно готовить студентов к работе в экономике знаний, а инженер и гуманитарий всегда должны находить общий язык. Интервью с новым директором департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Александром Сидоркиным.

Базовые дисциплины для экономистов-бакалавров: чему и как учить?

25 декабря на экономическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова состоялось очередное заседание комиссии по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области экономической теории Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента.

Чему учить будущих финансистов и госслужащих?

3 декабря в Высшей школе экономики состоялись заседания двух предметных комиссий Ассоциации ведущих вузов России в области экономики и менеджмента: по развитию и методическому обеспечению образовательных программ в области финансов и в сфере государственного и муниципального управления.