Количество вузов, участвующих в программе 5-100, увеличится
19 октября ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов принял участие в совещании по вопросу о повышении конкурентоспособности российских университетов, которое провела вице-премьер Ольга Голодец в Доме Правительства РФ.
Как отметила Ольга Голодец, открывая совещание, многие российские вузы хорошо продвинулись в мировых рейтингах, правительство будет и дальше их поддерживать с учетом динамики, которую они демонстрируют. Конкуренция на мировом рынке образования растет, в рейтинги стремятся попасть не только американские и британские университеты, но и вузы восточных регионов. В условиях конкурентной борьбы российская высшая школа должна определить направления своего дальнейшего развития.
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов добавил, что продвижение в рейтингах — не самоцель, так как каждый рейтинг субъективен. Главная задача — улучшать работу наших вузов и повышать их конкурентоспособность в сравнении с ведущими мировыми университетами: привлекать ведущих исследователей, обеспечивать интернационализацию, улучшать академическую репутацию. Учитывая хорошие результаты проекта 5-100, уже на этой неделе к нему присоединятся еще порядка десяти российских вузов.
В совещании приняли участие ректоры вузов — участников проекта 5-100, основной доклад сделал Ярослав Кузьминов. Он рассказал, как совершенствуется структура и кадровый состав Высшей школы экономики.
Обновление структуры
В ВШЭ были созданы мега-факультеты, которые объединили науки, наиболее тесно взаимодействующие между собой. Новая структура облегчает поиск зон быстрого продвижения на стыках наук, и именно так развиваются ведущие мировые вузы, подчеркнул Ярослав Кузьминов. Прежние факультеты превратились в департаменты и школы, кафедры ликвидируются, основу структуры теперь составляют образовательные программы.
Создание мега-факультетов без кафедр началось с экономистов, которые показали пример остальным. Свою «независимость» сохранили лишь два факультета — права и математики, и последний имеет тесные связи с рядом других факультетов. Все остальные были объединены.
В значительной степени сохранили автономию крупные научные институты, ориентированные на рынок, но доля государства в структуре прикладных научно-исследовательских разработок была значительно сокращена. Институты вышли на рынок, и сейчас большую долю заказов они получают от российских компаний.
В последние пять лет Вышка переводит исследования в формат международных лабораторий — научных подразделений, работающих под руководством ведущего зарубежного ученого и представителя научного сообщества ВШЭ. Это сразу задает высокий уровень исследований, чтобы результаты можно было публиковать в ведущих мировых журналах. Одна из них — Лаборатория теории рынков и пространственной экономики под руководством бельгийского ученого Жака-Франсуа Тисса в питерском кампусе. 4 лаборатории были открыты при поддержке Правительства РФ — по 220-му постановлению, еще 18 — на средства ВШЭ.
С 2012 года более чем в 2 раза увеличилось количество публикаций сотрудников Вышки в журналах из баз Scopus и Web of Science, более чем в 3 раза — цитируемость
ВШЭ приступила к созданию центров передовых исследований — сейчас их два: один работает на базе Института статистических исследований и экономики знаний, второй — Центр нейроэкономики и когнитивных исследований. Последний был создан в январе 2014 года, в сентябре укомплектован сотрудниками, сейчас там работают 27 человек, в том числе 7 иностранцев, 11 человек со степенью PhD, 3 из 6 руководителей групп — приглашенные профессора. За год с небольшим сотрудники центра опубликовали 37 статей в индексируемых журналах.
Помимо международных лабораторий, задача которых — интеграция в глобальный рынок, в Вышке работают проектно-учебные лаборатории (ПУЛ) и группы, объединяющие студентов, практиков и исследователей вокруг прикладных проектов, и научно-учебные лаборатории (НУЛ) и группы, где студенты вместе с исследователями изучают конкретные научные проблемы. Порядка десяти «взрослых» международных лабораторий выросли из ПУЛов и НУЛов, и их костяк составляют молодые исследователи.
Обновление кадров
По словам Ярослава Кузьминова, в Вышке введен единый контракт, который «является азбукой для международных университетов». Сотрудник ВШЭ, занимающий научную или преподавательскую должность, должен вести исследования, преподавать и принимать участие в организационной работе, на которую уходит примерно 10 процентов времени, — развивать сервисы университета, то есть участвовать в самоуправлении.
Такой подход расширяет возможности студентов, так как все научные сотрудники вовлекают их в свою работу, в том же Центре нейроэкономики и когнитивных исследований занимаются студенты почти со всех факультетов Вышки. Это не просто интеграция науки и образования, а вовлечение студентов в исследования, перемешивание представителей разных направлений и обладателей разных компетенций.
Вышка осуществляет международный рекрутинг, нанимая 20-30 человек в год на трехлетние контракты, после чего — в зависимости от результатов — или продлевает контракт, или расторгает договоренности. Из примерно ста преподавателей, нанятых на международном рынке докторов наук, примерно половина не говорит по-русски, так что на каждом факультете, начиная с третьего курса, каждый студент должен выбирать предметы на английском языке. Если к этому времени студент языком не владеет, преподаватель его не поймет.
Темпы развития российских университетов в рейтингах очень высоки. Например, Вышка значительно продвинулась в предметных и отраслевых рейтингах QS
Вышка перешла к отрытому и альтернативному конкурсу преподавателей с приемом внешних кандидатов. Была создана трехступенчатая система оценки качества работы — департамент, факультет, общеуниверситетская кадровая комиссия. В первый год обновление составило 12%, конкурс достигал 10 человек на место. Для молодых людей из академического и кадрового резерва были введены стартовые гранты на два года — за это время человек должен достичь результатов, чтобы потом зарабатывать как минимум те же деньги за счет академических надбавок.
ВШЭ зарабатывает около 5 млрд. рублей в год, и эти деньги инвестируются, прежде всего, в науку и кадры, рассказал ректор ВШЭ. Однако базовые ставки в университете небольшие, увеличить свой доход преподаватель может благодаря академическим надбавкам и по результатам студенческого голосования за лучших преподавателей. Академическая надбавка — это фактически плата за опубликованные статьи в авторитетных журналах, ведь сам факт публикации показывает, что человек дорого стоит на рынке, и назначается эта надбавка автоматически, вне зависимости от отношений преподавателя с руководством. В результате с 2012 года более чем в 2 раза увеличилось количество публикаций сотрудников Вышки в журналах из баз Scopus и Web of Science, более чем в 3 раза — цитируемость. Количество статей в журналах ВАК, напротив, уменьшилось.
Что делать?
Ректор ВШЭ считает, что у российских вузов, за исключением МГУ, шансы войти в топ-100 основных мировых рейтингов к 2020 году ограничены, времени на это нужно больше. Например, если на место университета в рейтинге влияет распределение голосов опрошенных экспертов, наши вузы попросту «заголосуют». При этом темпы развития российских университетов в рейтингах очень высоки. Например, Вышка значительно продвинулась в предметных и отраслевых рейтингах QS. В рейтинге международных исследовательских сетей Social Science Research Network (SSRN) среди 1500 университетов и научных центров ВШЭ занимает 108-е место по общему количеству цитирований публикаций.
По мнению Ярослава Кузьминова, в перспективе, чтобы добиться международного превосходства, российским университетам нужно, во-первых, участвовать в наполнении международных платформ открытых курсов. У Вышки сейчас 22 курса на портале Coursera, и из 500 тысяч слушателей почти 100 тысяч — жители США.
Во-вторых, нужно формировать систему собственных научных степеней и международных аспирантур. От имени ассоциации «Глобальные университеты» ректор ВШЭ предложил правительству как можно быстрее разрешить ведущим вузам присваивать собственные научные степени.
В-третьих, нужно решить проблему российских научных журналов, так как наличие публикаций и цитируемость значительно влияют на продвижение университетов в рейтингах, и в отличие от экспертного голосования это объективная процедура. Ректор ВШЭ предложил целевым образом выделять средства на продвижение российских научных журналов в Scopus и в Web of Science, подчеркнув, что эта работа выходит за рамки возможностей отдельно взятого университета.
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Тисс Жак-Франсуа
Научный руководитель Лаборатория теории рынков и пространственной экономики
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.