• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оценка компетенций бакалавров началась с экономистов и социологов

В Институте образования ВШЭ прошел семинар, посвященный новым подходам к оценке результатов высшего образования. На семинаре был представлен проект оценки комплексных умений бакалавров «РИК» (решение проблем — информационная грамотность — критическое мышление), только что апробированный в пяти московских вузах.

Развитие независимой оценки качества высшего образования в современной России приобретает особую актуальность. Если в общем образовании основы такой системы уже заложены (все выпускники основной школы сдают ГИА, а старшей школы — ЕГЭ), то каждый вуз оценивает знания студентов на свое усмотрение. Причем, как правило, речь идет об оценке именно знаний, которые студент усвоил, изучив конкретные дисциплины. Проблема проверки компетенций, необходимых при выходе на рынок труда, так и остается нерешенной.

«Мы ищем рычаги, которые позволили бы давать независимую оценку освоения образовательной программы, в том числе на промежуточной стадии, — сказала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России Ирина Апыхтина. — Это особенно важно сегодня, когда у вузов появляется все больше возможностей самостоятельно определять содержание образования. Причем речь идет не только об оценивании в рамках отдельных направлений подготовки, но и о некоем унифицированном подходе».

Имитация реальных ситуаций

Такой подход предложила группа «Проектирование обучения и развитие компетенций» Института образования ВШЭ.

По мнению руководителя группы Олега Подольского, в условиях массового перехода вузов к подготовке бакалавров пока нет возможности в полной мере оценить, насколько качество выпускников соответствует требованиям рынка труда. Поэтому Институт образования ВШЭ разработал систему оценки базовых образовательных результатов бакалавров, причем методику можно использовать для оценки и студентов, и выпускников. Для начала выбрали два направления — «Экономику» и «Социологию», проект был поддержан Правительством РФ и реализуется в сотрудничестве с Ассоциацией ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ).

По результатам тестирования у студентов-экономистов обнаружилась корреляция с успеваемостью, а у студентов-социологов — со средним баллом ЕГЭ

В рамках проекта у студентов и выпускников проверяются три комплексных навыка.

Это, во-первых, умение решать проблемы; во-вторых, умение эффективно работать с информацией; в-третьих, критическое мышление. Выбор именно этих трех параметров обусловлен международным опытом (проект прошел международную экспертизу, его консультант — профессор Стенфорда Ричард Шавелсон, разработчик теста CLA, который успешно используется в США для оценки качества высшего образования) и требованиями рынка труда (в проекте принимают участие работодатели). При этом, конечно, компетенции проверяются на предметном материале — составители тестов исходят из того, что базовые знания по основным предметам своего направления студент бакалавриата получил.

«Мы старались сделать задания максимально реалистичными, — говорит Олег Подольский, — чтобы студент имел возможность проявить нужные качества. В основном это кейсы, имитация ситуаций, возникающих в процессе работы». Тест полностью автоматизирован, и человеческий фактор при проверке исключен. На выполнение заданий отводится полтора часа — считается, что это оптимальное время для успешной концентрации внимания.

Как прошла апробация?

На сегодняшний день в проекте «РИК» участвуют 5 московских вузов — Финансовый университет при Правительстве РФ, Государственный университет управления, Российский университет дружбы народов, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Высшая школа экономики. На официальном сайте проекта некоторые задания тестов может выполнить любой желающий.

По результатам опроса, большинство студентов, участвовавших в эксперименте, сочли тесты «дружественными», то есть удобными для выполнения. По результатам тестирования у студентов-экономистов обнаружилась корреляция с успеваемостью (чем лучше студент учится, тем лучше он выполнил тест «РИК»), а у студентов-социологов — со средним баллом ЕГЭ (чем выше балл при поступлении, тем лучше результаты теста). Предстоит еще психометрический анализ результатов специалистами Института образования — чтобы понять, в чем причины корреляций.

По мнению и работодателей, и представителей вузовского сообщества, навыки, проверяемые в ходе тестирования, нужны в повседневной работе как экономистам или социологам, так и представителям других профессий.

Партнер компании Future Today Денис Каменский и директор по маркетингу компании iSpring Юлия Шувалова считают, что ключевые компетенции, необходимые сотрудникам их компаний, — умение решать проблемы и работать в команде. «Мы постоянно ведем диалог с основными работодателями, у нас есть базовые кафедры, и сегодня от бакалавра социологии требуются скорее общекультурные, нежели профессиональные компетенции», — соглашается руководитель департамента социологии факультета социальных наук ВШЭ Александр Чепуренко.

Что дальше?

Авторы проекта «РИК» не претендуют на создание альтернативной системы аттестации бакалавров — речь идет о добровольном тестировании, причем студент может проходить его неоднократно и в дальнейшем корректировать программу своего обучения. Результаты тестирования могут использоваться не только студентами, но и вузами — для улучшения своей работы, государством — при мониторинге и аккредитации вузов, работодателями — при приеме выпускников на работу. Уже есть запросы на разработку контрольно-измерительных материалов по другим направлениям подготовки.

Директор Российского тренингового центра Института образования ВШЭ Игорь Вальдман отметил, что тест получается «слишком многоцелевым», а на эти грабли уже наступали создатели ЕГЭ, и только недавно удалось отказаться, например, от использования его результатов для оценки эффективности губернаторов. По мнению Олега Подольского, «убить всех зайцев» действительно не получится, и сейчас как раз обсуждается будущее проекта, и область применения результатов тестирования совместно с работодателями и коллегами из высшей школы может быть определена более четко. В отличие от ЕГЭ тест «РИК» не является экзаменом с высокими ставками, поэтому можно использовать его в самых разных направлениях и определять те из них, которые будут максимально востребованы.

В дальнейшие планы разработчиков входит также создание экспертного сообщества для разработки контрольно-измерительных материалов по нескольким направлениям подготовки бакалавров.

По мнению Ирины Апыхтиной, к работе над проектом необходимо привлекать больше вузов, каждый из которых внесет в него свой вклад, и по итогам этой работы можно будет определять общие подходы к оценке качества подготовки бакалавров по разным направлениям.

Борис Старцев, новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.