Благодаря объективным результатам ЕГЭ, проходные баллы в вузах в этом году будут ниже, чем в прошлом
Меры информационной безопасности, предпринятые Рособрнадзором, привели к тому, что ЕГЭ в этом году был проведен более объективно, чем в предыдущие годы. Пришлось даже снизить пороговые баллы по русскому языку и математике, необходимые для получения аттестата. Результаты ЕГЭ-2014 комментирует научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
Меры информационной безопасности при проведении ЕГЭ, инициированные руководством Рособрнадзора, привели к тому, что средние баллы по сравнению с прошлым годом снизились — мы наконец-то получили объективную картину достижений выпускников школ. Эту картину можно было получить и раньше — все меры безопасности, которые внедряются сейчас (металлоискатели, видеонаблюдение и прочие), мы апробировали еще в начале 2000-х, когда ЕГЭ проводился в режиме эксперимента. Но хорошо, что хотя бы сейчас они стали повсеместными.
Чего ждать абитуриентам?
Благодаря объективным результатам ЕГЭ предстоит корректировка проходных баллов при поступлении в вузы по сравнению с прошлым годом, и это нормально. В прошлом году на ЕГЭ было гораздо больше высоких результатов, и проходные баллы в ведущих вузах зашкаливали. В этом году высокобалльников гораздо меньше. То есть если при поступлении на экономический факультет того или иного вуза в прошлом году нужно было набрать, условно говоря, 350 баллов на четырех экзаменах, то в этом году может оказаться достаточным 340 или даже 330.
Стоит ли беспокоиться из-за того, что результаты выпускников школ ухудшились?
С одной стороны, ничего ужасного не произошло. Большинство детей действительно демонстрируют средние результаты, есть небольшая доля тех, у кого результаты высокие или, напротив, низкие. Всегда будет определенная доля детей, не справляющихся с программой старшей школы. Результаты международных сравнительных исследований качества образования позволяют предположить, что таких детей - порядка 15 процентов и в России, и в других странах.
Результаты ЕГЭ-2014 — это повод задуматься о повышении качества образования, прежде всего по русскому языку и математике
С другой стороны, результаты ЕГЭ-2014 — это повод задуматься о повышении качества образования, прежде всего по русскому языку и математике. Но в связи с этим хотелось бы предостеречь наше экспертное сообщество от известных ошибок. Президент Владимир Путин на днях поставил вопрос о качестве преподавания русского языка в школах, и тут же появились инициативы о создании единой программы по русскому языку и о едином учебнике. Уверен, подобные меры не дадут желаемых эффектов, действовать нужно иначе.
Что можно сделать для улучшения качества школьного образования?
Несколько лет назад немецкие школьники продемонстрировали крайне низкие результаты в международном исследовании PISA. Резонанс был огромный. По инициативе правительства Германии были проведены исследования, в ходе которых удалось выявить несколько групп школьников, решивших задачи PISA хуже всех, — среди них были, например, дети из семей мигрантов. После этого были разработаны специальные программы обучения для разных групп детей — и для отстающих, и для мотивированных. Россия могла бы использовать этот опыт — сначала выявить проблемы, которые возникают при обучении русскому языку и другим предметам, а потом искать пути их решения.
Еще один вывод по результатам ЕГЭ-2014 заключается в том, что требования к результатам образования не должны быть едины для всех. Ведь все дети разные, кто-то не может освоить программу, а кто-то, наоборот, способен на большее, поэтому каждому нужно предлагать посильный объем учебной информации. Нужны разные требования к результатам образования разных групп детей и разные программы обучения. Например, нельзя учить детей из семей, где не говорят на русском, так же, как и остальных.
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования
Все новости автора
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
В российском высшем образовании сложилась новая реальность
28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.
В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов
Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.