ЕГЭномика вузов
10 ноября в рамках семинара «Актуальные исследования и разработки в области образования» состоялась презентация доклада директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирины Абанкиной «Влияние ЕГЭ на экономическое поведение вузов».
Автор попыталась ответить на вопрос, какая система нормативно-подушевого финансирования (НПФ) вуза — с плоской или со ступенчатой шкалой — будет работать эффективнее. Исследование проводилось в 2003–2006 годах. Объектами выступили 30 вузов из семи федеральных округов РФ. При анализе учитывались тип вуза, его специализация и территориальное расположение. Исследовалось влияние на экономическое поведение вуза двух моделей нормативно-подушевого финансирования — с плоской и ступенчатой шкалами. Модель нормативно-подушевого финансирования подразумевает обеспечение обучения полностью за счет НПФ 53% студентов, поступивших по результатам ЕГЭ; 30% студентов, получивших средние баллы по ЕГЭ, обучаются с полным возмещением затрат; 15% (с самыми низкими баллами) в вузы не поступают. В модели со ступенчатой шкалой полностью за счет НПФ смогут учиться 2% студентов, те, кто поступил в вуз по результатам олимпиад; 57% студентов, получивших достаточно высокие баллы, будут частично оплачивать обучение; 26% студентов будут полностью оплачивать обучение; 15% в вузы не поступят.
Как показало исследование, расходы Федерального агентства по образованию (Рособразования) с 2006 по 2008 год в расчете на одного студента выросли в среднем на 30 тысяч рублей. Структура расходов вузов Рособразования за тот же период почти не изменилась: основная часть расходов (больше 50%) приходится на оплату труда сотрудников; на стипендии и другие расходы приходится около 20%; на социальное обеспечение — от 1,5% (2006) до 2,5% (2008).
Расходы Рособразования на оплату труда в расчете на одного студента в исследованный период выросли во всех группах вузов, кроме архитектурно-художественных, в среднем на 20 тысяч рублей. В последних они выросли на 33 тысячи рублей.
Основную часть расходов на приобретение услуг российскими вузами составляют расходы на коммунальные услуги (с 2005 по 2008 год они упали с 9,3% до 5,5%) и услуги по содержанию имущества (с 2005 по 2008 год упали с 5,9% до 2,9%). Расходы на услуги связи, транспортные услуги и арендную плату за пользование имуществом за исследованный период не превышали 0,5% от общей суммы расходов на приобретение услуг.
Среди высших учебных заведений на первом месте по динамике внебюджетных доходов находятся университеты, на втором и третьем — политехнические и машиностроительные вузы. Строительные вузы находятся на последнем месте. Большую часть внебюджетных доходов вуза составляют доходы от оказания платных услуг (выросли с 74,12% в 2006 году до 85,75% в 2008 году). «Прочие доходы», куда входят, например, доходы от исследований, проводимых вузами по заказу коммерческих структур, сократились с 21,44% в 2006 году и 28,04% в 2007 до 12,99% в 2008 году.
В рейтинге регионов РФ по доходам подведомственных Рособразованию вузов на первом и втором месте находятся Москва и Санкт-Петербург, остальные регионы значительно от них отстают.
Что касается границ средних баллов ЕГЭ, то в университетах в период с 2003 по 2009 год максимальная граница менялась не сильно (колебания в границах 87–95 баллов), в то время как минимальная рухнула с 60 до 32 баллов. За это время бюджетный прием в университеты увеличился с 54% до 62%, внебюджетный — упал с 46% до 38%. В ведущих региональных вузах максимальная граница средних баллов по ЕГЭ уменьшилась с 94 до 91, минимальная — выросла с 55 до 60. Внебюджетный прием вырос с 60% до 75%, бюджетный с 40% упал до 25%. В технических вузах максимальная граница средних баллов за этот период упала с 97 до 91, минимальная — изменилась с 31 до 33. Был период, когда, в 2004 году, максимальная граница резко упала (с 97 до 85), а минимальная — выросла (с 31 до 41). Бюджетный прием сократился с 75% до 49%, внебюджетный — увеличился в два раза, с 25% до 51%. В педвузах и максимальная и минимальная границы средних баллов снизились — с 93 до 89 и с 40 до 38. Бюджетный прием в педагогические высшие учебные заведения увеличился с 59% до 66%, а внебюджетный — сократился с 41% до 34%.
Какая система нормативно-подушевого финансирования эффективнее в таком контексте — с плоской или со ступенчатой шкалой? По мнению автора работы, следствием НПФ с плоской шкалой может стать развитие дорогого качественного образования в сильных вузах и доступного образования среднего качества в «средних», а также нехватка абитуриентов в слабых вузах. Ступенчатая шкала, по мнению Абанкиной, приведет к конкуренции вузов за абитуриентов с высоким финансированием, что повлечет за собой повышение качества образования на всех уровнях: у средних вузов появятся для этого экономические стимулы, слабые вузы должны будут либо закрыться, либо повысить качество образовательных программ.
Презентация к докладу директора Института развития образования ГУ-ВШЭ Ирины Абанкиной «Влияние ЕГЭ на экономическое поведение вузов»
Сергей Степанищев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Виктории Силаевой
Вам также может быть интересно:
В российском высшем образовании сложилась новая реальность
28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.
В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов
Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Сильных вузов стало больше
В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».
Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается
Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.
Преподаватель — это менеджер знаний
Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».
Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов
Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».
Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников
После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.
Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ
Занятия у репетиторов или на подготовительных курсах становятся для семей старшеклассников «мегапроектом», в который они вкладывают массу средств и сил. Однако для школьников с низкой успеваемостью эти инвестиции не окупаются: такие ребята нередко слабо ориентируются в качестве внешкольной подготовки и выбирают не тех поставщиков образовательных услуг. Замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрей Захаров и ведущий научный сотрудник этого института Прашант Лоялка провели исследование и развенчали миф об эффективности репетиторства.
В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло
3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.
Благодаря устной части ЕГЭ выпускники школ будут лучше знать иностранный язык
В этом году в организации ЕГЭ произойдут три принципиальных изменения, сообщил на пресс-конференции в московской школе № 1284 руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Экзамен по математике разделят на два уровня, будет отменена часть с выбором ответов по русскому языку, на экзамене по иностранному языку появится устная часть. Свое мнение о нововведениях высказал научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.