Благодаря устной части ЕГЭ выпускники школ будут лучше знать иностранный язык
В этом году в организации ЕГЭ произойдут три принципиальных изменения, сообщил на пресс-конференции в московской школе № 1284 руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Экзамен по математике разделят на два уровня, будет отменена часть с выбором ответов по русскому языку, на экзамене по иностранному языку появится устная часть. Свое мнение о нововведениях высказал научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов.
научный руководитель Центра мониторинга качества образования
Математика базовая и профильная
О необходимости разделения ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровень говорили еще в начале 2000-х годов: для тех, кто будет использовать ее в профессиональной деятельности, нужны одни задания, для остальных — другие. Это позволяет еще на этапе подготовки облегчить жизнь ребятам, которые получат специальности, где математика не требуется, или не собираются в вузы вообще. Есть немало молодых людей, не готовых освоить вузовскую программу, и не стоит загонять их в вуз вопреки их желанию и возможностям.
В этом году впервые были разработаны контрольно-измерительные материалы (КИМы) двух уровней, и выпускник может выбрать, на каком уровне сдавать экзамен.
Какими должны быть задания профильного уровня, в целом понятно — экзамен и раньше был рассчитан, прежде всего, на проверку математических способностей. А как быть с базовым уровнем?
Математику в школе изучают все, и ее главная цель — как говорил Ломоносов, «привести ум в порядок», научить логически мыслить. Поэтому, на мой взгляд, ЕГЭ по математике на базовом уровне должен проверять умение человека не столько считать (для этого есть калькуляторы и компьютеры), сколько пользоваться набором данных для построения суждений, уметь строить суждения и проверять их достоверность — пусть даже на довольно простом уровне. А опубликованные примеры заданий базового уровня проверяют, прежде всего, умение вычислять. Разработчики утверждают, что берут их из повседневной жизни. Но вряд ли человек, который хочет выбрать пиццу побольше, начнет высчитывать, какую предпочесть — толщиной 2 сантиметра и диаметром 1 метр или толщиной 1 сантиметр и диаметром 2 метра, — а ведь есть предложение включать такого типа задачи. Так что над содержанием КИМов базового уровня еще предстоит работать.
В перспективе необходимо разделить на базовый и профильный уровни ЕГЭ по русскому языку, и это особенно важно, поскольку в школах учатся дети разных национальностей, дома не говорящие по-русски, в том числе дети мигрантов. Им нужны не тонкости филологии, а умение выражать мысль на русском языке, писать, читать и понимать текст. А в нынешней версии экзамена по русскому языку коммуникационные навыки практически не проверяются.
Нужна ли часть «А»?
Второе ключевое нововведение 2015 года — отмена заданий части «А», то есть вопросов с вариантами ответов, в КИМах по русскому языку. В предыдущие годы часть «А» была исключена из КИМов по математике и литературе, в перспективе это новшество планируется распространить на все остальные предметы.
Этот подход объясняется тем, что дети не должны иметь возможность угадать правильные ответы. На мой взгляд, это досужее рассуждение — когда вы сдаете экзамен на права, там все вопросы с выбором ответов, но означает ли это, что наши водители не знают правил дорожного движения? Вероятность угадывания ответов крайне низка, в «угадайку» играют немногие, поэтому подобные задания успешно используются во многих международных исследованиях и мониторингах. Так что убедительных доводов за отмену части «А» я так и не увидел.
При том что в российском контексте часть «А» — спасение для потенциальных двоечников. Предложив явно неправдоподобные варианты ответов, можно облегчить человеку выбор и не лишать его аттестата, а можно и наоборот: если ответы правдоподобные, так называемые дистракторы, то в игре в «угадайку» плохо подготовленный школьник наверняка проиграет. Часть «А» в КИМах по русскому языку была спасением еще и для плохо владеющих русским языком: правильный ответ им проще выбрать, чем написать.
Устная часть
И, наконец, третье нововведение — устная часть в ЕГЭ по иностранным языкам. Ее необходимость опять же была очевидна с начала 2000-х годов, и группа питерских экспертов еще тогда разрабатывала технологию устного экзамена в содружестве с британскими коллегами. Но на том этапе от нее вынуждены были отказаться, потому что на всю Россию не хватало квалифицированных экспертов, способных проверять коммуникативные навыки выпускников. Теперь же предложенная модель устного экзамена во многом напоминает отработанную в 2000-е годы.
На экзамене по иностранному языку должны проверяться четыре навыка: говорение, письмо, чтение и восприятие речи на слух. Что бы ни говорили некоторые депутаты Госдумы, главная задача школьного курса иностранного языка — научить человека поддерживать коммуникацию в языковой среде, в том числе в Интернете, причем не только личную, но и профессиональную. Без этого невозможно читать литературу по специальности, да и вообще сложно добиться успеха в жизни.
За последнее десятилетие у наших школьников наконец-то появились хорошие навыки иноязычной коммуникации, учителя стали уделять ей больше внимания, и появление устной части — закономерный шаг, который закрепит успехи и наверняка улучшит результаты.
Вам также может быть интересно:
В российском высшем образовании сложилась новая реальность
28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.
В 2018 году вузы набрали более сильных абитуриентов
Высокое качество приема демонстрируют все больше вузов, отличники предпочитают оставаться в регионах, практически все направления подготовки стали привлекательнее для абитуриентов — таковы выводы мониторинга качества приема на бюджетные места российских вузов в 2018 году. 25 сентября на пресс-конференции в ТАСС мониторинг представили вице-премьер Татьяна Голикова, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Сильных вузов стало больше
В ведущих технических университетах резко вырос средний балл, население готово платить за качественное высшее образование, абитуриенты стали более рационально оценивать перспективы на рынке труда. Эти и другие выводы 8-го ежегодного мониторинга качества студентов, зачисленных в российские вузы по результатам ЕГЭ и олимпиад в 2017 году, были представлены 16 октября в МИА «Россия сегодня».
Спрос на педагогическое образование растет, дифференциация вузов усиливается
Подведены итоги мониторинга качества бюджетного и платного приема в государственные вузы в 2016 году. Как и в предыдущие годы, он был проведен рабочей группой НИУ ВШЭ в сотрудничестве с проектом «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» при поддержке Минобрнауки России и Общественной палаты России.
Преподаватель — это менеджер знаний
Андрей Гречко в 2016 году сделал два больших дела: окончил бакалавриат Вышки (программа «Политология») и выпустил первый поток учеников собственного образовательного центра LUDI. Андрей с коллегой Ильей Созонтовым готовят школьников к успешной сдаче ЕГЭ по системе «перевернутый класс».
Хорошие результаты ЕГЭ увеличивают зарплаты выпускников вузов
Чем выше проходной балл при поступлении в вуз, тем больше зарабатывают его выпускники. Каждый дополнительный балл по ЕГЭ увеличивает будущую зарплату в среднем на 2%. Дело не только в престижном дипломе — качественное образование помогает студентам накопить человеческий капитал, который повышает их стоимость на рынке труда. К такому выводу пришли сотрудники Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) НИУ ВШЭ Виктор Рудаков и Сергей Рощин в исследовании «Влияние качества вуза на заработные платы выпускников».
Введение ЕГЭ повысило мобильность выпускников
После введения обязательного единого госэкзамена (ЕГЭ) российские выпускники стали активнее переезжать в Москву и Санкт-Петербург, они стали чаще поступать в столичные вузы. Анна Юрко, Фабиан Слонимчик и Марко Франческони в ходе исследования «Последствия ЕГЭ: мобильность выпускников школ и расходы домохозяйств на образование» попытались понять, облегчил ли ЕГЭ поступление в вузы для иногородних абитуриентов.
Репетиторы не помогут троечникам успешно сдать ЕГЭ
Занятия у репетиторов или на подготовительных курсах становятся для семей старшеклассников «мегапроектом», в который они вкладывают массу средств и сил. Однако для школьников с низкой успеваемостью эти инвестиции не окупаются: такие ребята нередко слабо ориентируются в качестве внешкольной подготовки и выбирают не тех поставщиков образовательных услуг. Замзаведующего Международной лаборатории анализа образовательной политики Института образования ВШЭ Андрей Захаров и ведущий научный сотрудник этого института Прашант Лоялка провели исследование и развенчали миф об эффективности репетиторства.
В технических вузах качество бюджетного приема значительно возросло
3 сентября в МИА «Россия сегодня» министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров представили результаты мониторинга качества бюджетного приема в российские вузы в 2015 году. В топ-10 по качеству бюджетного приема ВШЭ заняла третье место, Санкт-Петербургский кампус ВШЭ — восьмое.
В медицинские вузы идут лучшие абитуриенты, а инженерные специальности по-прежнему не в моде
29 октября заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов, заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов представили ежегодный мониторинг качества приема в российские вузы, проведенный Высшей школой экономики и Минобрнауки России в партнерстве с МИА «Россия сегодня» и Общественной палатой РФ. Вот некоторые выводы по результатам исследования.