Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России
Майкл Фуллан |
Майкл Фуллан — самый цитируемый специалист в науке о развитии образования последних двух десятилетий. Он известен и как реформатор-практик: ему и его коллегам канадская провинция Онтарио обязана большим прогрессом школьников в международном сравнительном исследовании качества образования PISA. Их результаты — лучшие в Канаде. Несмотря на большое количество в школах этой провинции детей мигрантов, разрыв между самыми высокими и самыми низкими результатами минимален. Реформы, проведенные командой Майкла Фуллана в Онтарио, были высоко оценены Организацией экономического сотрудничества и развития.
Доклад Майкла Фуллана на семинаре был посвящен опыту реформ в Канаде. Анализируя их, ученый выявить ряд принципов, универсальных для управления образованием в любой стране.
В начале 2000-х годов система образования провинции Онтарио переживала тяжелый кризис. Данные международных сравнительных исследований показывали, что большая доля выпускников местных школ не способна адекватно воспринимать тексты, грамотно писать и производить элементарные вычисления. Еще одной проблемой было большое количество ребят, покидающих школу, не завершив обучения на последней ступени. В 2003 году Майкл Фуллан и его коллеги, среди которых был известный британский реформатор образования, член Международного консультативного комитета ВШЭ Майкл Барбер, взялись исправить ситуацию. Стоит отметить, что в Канаде реформирование системы общего образования в отдельно взятом регионе имеет смысл из-за его широкой автономии.
Планирование реформ меньше, чем на пять лет, приводит к тому, что школы начинают подделывать отчетность. Ни в коем случае не назначать виноватых и не создавать ажиотаж вокруг реформ.
Прежде всего, команда Майкла Фуллана проанализировала опыт реформ в США и Великобритании. Обе страны не так давно столкнулись со сходной ситуацией и провели серию преобразований, результаты которых оставляли желать лучшего. Анализ британского опыта позволил выявить две ошибки, которые ни в коем случае нельзя совершать. Прежде всего, это поиск виновных — превращение исследований, равно как и преобразований, в способ наказать тех, кто, как кажется, плохо работает. Страх перед «наказаниями» немедленно приводит к тому, что школы начинают подделывать результаты исследований и создавать видимость реформаторской деятельности. И второе: не стоит заранее сообщать прессе о целях, которые предполагается достичь к определенному сроку. Это создает вокруг преобразований ситуацию ненужного ажиотажа.
Анализ американского опыта показал, что в США было проведено немало любопытных исследований, однако их результаты так и не были учтены на практике.
Обычная ошибка всех реформаторов, по мнению Майкла Фуллана, состоит в том, что цели стратегии никак не разъясняются учителям и директорам школ. В результате то, что декларируется, не удается реализовать в жизни.
Майкл Фуллан и его коллеги пришли к выводу, что ключевая стратегия для улучшения образовательных результатов состоит из нескольких составляющих. Нужно создать единые цели и стандарты для всех школ, усилить горизонтальные связи и сотрудничество между учителями внутри школы, усилить сетевое взаимодействие по обмену лучшими практиками между школами. Вся статистика, связанная с образованием, должна быть открытой, чтобы по материалам сайта любой школы можно было понять, как она выглядит на фоне других и что в ней изменилось за последние несколько лет. Кроме того, большое внимание было уделено подготовке детей 4-5 лет к школе. Сейчас в провинции Онтарио практически 100% детей в возрасте 4-5 лет занимаются по программам дошкольного образования, в 2003 году этот показатель составлял около 25%.
Нужно поощрять развитие горизонтальных связей между школами, не торопиться с децентрализацией — пока школы не начнут развивать сотрудничество между собой сами, к автономии они не будут готовы.
Команда Майкла Фуллана поставила себе задачу работать с каждой школой. Прежде всего, специалисты приходили в школы и убеждали директоров и учителей посмотреть, чему они могут научить друг друга. Для этого директорам и учителям рассказывали об успешном опыте взаимодействия внутри педагогических коллективов в других странах, на примерах поясняли, как это можно организовать. Когда сотрудничество внутри школы удавалось наладить, можно было начинать обмен лучшими практиками между школами. Сначала инициатива исходила от реформаторов. После появления первых обнадеживающих результатов сами школы стали отслеживать, где происходит что-то полезное, организовывать встречи, обмен опытом в разных формах.
Одно из важных достижений команды Фуллана — сокращение количества детей, покидающих старшую ступень школьного образования, не доучившись. Были составлены списки детей, бросивших учебу по тем или иным причинам, разосланы в школы, и каждой школе были выделены дополнительные средства на то, чтобы отыскать этих ребят, выяснить, почему они ушли из школы, и убедить их вернуться и доучиться. В большинстве случаев это сделать удалось.
Какие выводы Майкл Фуллан предлагает сделать из своего опыта?
Планирование реформ меньше, чем на пять лет, приводит к тому, что школы начинают подделывать отчетность. Ни в коем случае не назначать виноватых и не создавать ажиотаж вокруг реформ. Нужно проводить изменения одновременно и систематически, целенаправленно работать со школами, учителями и директорами. Нужно поощрять развитие горизонтальных связей между школами, не торопиться с децентрализацией — пока школы не начнут развивать сотрудничество между собой сами, к автономии они не будут готовы. Кроме того, образование должно осуществляться в рамках единых стандартов, иначе сразу же усиливается неравенство.
Участники семинара пришли к выводу, что «канадский рецепт» звучит довольно тривиально, однако на практике реализовать его не так просто. Об этом свидетельствует весь противоречивый опыт российских реформ в области образования.
Екатерина Рылько, специально для новостной службы портала ВШЭ
Барбер Майкл
Вам также может быть интересно:
Проект НИУ ВШЭ, группы ВЭБ.РФ и правительства Якутии позволил улучшить образовательные результаты школьников более чем на 10%
Результаты первого в России проекта социального воздействия признали успешными, опыт его реализации можно использовать в других удаленных регионах России. Целью проекта стало повышение образовательных результатов учащихся школ Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия).
Вышка подготовила учителей математики, с которыми детям будет интересно
Состоялся первый выпуск магистерской программы «Совместная магистратура ВШЭ и ЦПМ». Эта программа готовит высококвалифицированных учителей математики, интегрируя высокий научный потенциал факультета математики НИУ ВШЭ и практический опыт работы Центра педагогического мастерства в области школьного образования.
Участники НеКонференции спроектировали школу, не похожую на самолет
27 июня в Хорошевской школе состоялась НеКонференция. Так назвали многоуровневую дискуссионную площадку: исследователи сферы образования, педагоги, управленцы и даже ученики генерировали идеи для школы будущего. Организатором и разработчиком программы НеКонференции стал Институт образования Вышки.
Новые частные школы России: «печки» разные, «кирпичики» схожие
На очередном семинаре «Актуальные исследования и разработки в области образования» Института образования НИУ ВШЭ руководители самых известных в России негосударственных школ рассказали, какими умениями и навыками будут обладать их выпускники через десять лет.
НИУ ВШЭ поможет московским школам в создании IT-классов
Университет разработает для школьников учебные модули по ведению IT-бизнеса и обучит педагогов IT-классов. Кроме того, на базе НИУ ВШЭ совместно с ведущими IT-компаниями планируется создать центр сертификации выпускников таких классов.
Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать
На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.
Борьба с неуспеваемостью. Как предупредить неудачи в школе
У детей из семей с низким уровнем образования и доходов выше риски плохой учебы. Но школа может их снизить. Как именно, рассказали с опорой на международный опыт эксперты Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ.
Кружок качества. Как внеклассные занятия влияют на успехи школьников
Подростки, которые ходят в студии и секции, чувствуют себя увереннее и лучше учатся в школе. Больше всего успеваемость связана с курсами иностранных языков, выяснила социолог Ксения Тенишева. Доклад об этом представлен в программе ХХ Апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики.
Институт образования будет сотрудничать с глобальной школьной лабораторией
Институт образования НИУ ВШЭ заключил договор о сотрудничестве с онлайн-платформой ГлобалЛаб — сообществом учителей и учеников, выполняющих совместные исследовательские проекты в Интернете.
Дизайнерам и педагогам предстоит найти общий язык
В правильно организованном пространстве школы дети не только комфортно себя чувствуют, но и лучше учатся. О том, как этого добиться, шла речь на исследовательском семинаре «Дизайн образовательных пространств школы», который Центр развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ провел 12–13 июля.