Зависит от преподавателя, но ответственность — на студенте
Кажется, любому понятно, для чего люди стремятся получить высшее образование. А может, действительно это лишь кажется, что все ясно, подумали мы и спросили у студентов — посетителей портала ГУ-ВШЭ и портала «Экономика. Социология. Менеджмент», зачем, собственно, они учатся.
Прагматика и романтика
Посетители образовательного портала оказались прагматичны — учатся они, потому что думают, что только так смогут найти хорошую работу. Хотя и любопытство им не чуждо — 41% респондентов на портале «Экономика. Социология. Менеджмент» ответили, что им интересно узнавать новое. Мотивы получения новых знаний и поиска хорошей работы практически одинаково важны в качестве стимулов к учебе для студентов Вышки.
Я учусь, потому что... | портал ГУ-ВШЭ | портал "Экономика. Социология. Менеджмент" |
получив знания, смогу найти хорошую работу | 56,0% | 49,9% |
мне интересно узнавать новое | 57,5% | 41,1% |
мне интересно с людьми, с которыми встречаюсь в университете | 43,6% | 21,1% |
по инерции | 14,2% | 6,9% |
так сложилось (все вокруг учатся; родители настояли; ничего другого в голову не пришло) | 11,3% | 9,5% |
сам(а) не знаю почему | 5,5% | 3,5% |
Все зависит от преподавателя...
И хотя половине опрошенных студентов учиться интересно, они отмечают, что интерес этот во многом зависит от преподавателя. Так считают 37% студентов Вышки и 53,5% тех, кто отвечал на опрос на образовательном портале. Полезность лекций, по мнению наших респондентов, еще больше зависит от преподавателя. Больше двух третей студентов считают, что лекции нужны, только если лектор интересно рассказывает. В противном случае содержание лекций проще изучить самостоятельно.
...Но все зависит и от меня
Несмотря на то, что студенты возлагают на преподавателей ответственность за интересность учебы, ответственность за усвоение знаний они целиком взваливают на себя. Четыре пятых всех ответивших обладают внутренним локусом контроля.
Практика, лекции... Каникулы!
Из всех форм занятий наши респонденты предпочитают семинары и практические занятия, а также интересные лекции. Мало кто любит писать эссе или оставаться один на один с преподавателем. А 8% студентов ГУ-ВШЭ и 12,8% студентам прочих вузов вообще больше всего нравятся каникулы.
Какая форма занятий нравится больше всего? | портал ГУ-ВШЭ | портал "Экономика. Социология. Менеджмент" |
Семинары и практические занятия — когда что-то обсуждаем или делаем совместно | 47,6% | 35,4% |
Лекции - когда интересно слушать преподавателя | 28,4% | 34,9% |
А мне больше всего нравятся каникулы | 8,0% | 12,8% |
Самостоятельная работа (написание эссе, домашние задания...) | 6,5% | 5,1% |
Индивидуальные консультации с преподавателями | 5,5% | 6,6% |
Лекции — когда сижу далеко и могу пообщаться с соседями | 0,7% | 3,3% |
Учиться трудно, интересно, скучно
Как мы видим, студенты Вышки не слишком отличаются от студентов других вузов мотивами в получении образования и предпочтениями по формату обучения. Но отличаются они тем, что им в два раза реже учиться скучно, и тем, что среди вышкинцев практически нет тех, кому учиться слишком легко.
Учиться в вузе... | портал ГУ-ВШЭ | портал "Экономика. Социология. Менеджмент" |
по-разному — зависит от предмета и преподавателя | 37,1% | 53,5% |
почти всегда интересно | 22,5% | 18,2% |
всегда интересно | 10,2% | 11,5% |
трудно — в меня пытаются вложить слишком большой объем знаний | 9,8% | 5,6% |
трудно — в меня пытаются вложить вроде бы не очень нужные мне знания | 8,4% | 8,4% |
скучно | 5,8% | 10,1% |
для меня слишком легко | 0,7% | 3,5% |
Елена Новикова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Опрос проводился с 15 по 24 февраля (На все вопросы можно было выбрать несколько вариантов ответов).
Результаты опроса на портале ГУ-ВШЭ
Результаты опроса на Образовательном портале «Экономика. Социология. Менеджмент»
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной
Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.