Говорим про регламент, вспоминаем Высоцкого…
Вот здание средней школы. Буквально через дорогу от него — обычный жилой дом, на первом этаже которого — продовольственный магазин с винным отделом. Казалось бы, ничего особенного: ну да, магазин, ну что ж, в нем продают и спиртное. В чем криминал-то? А в том, что места продаж крепких спиртных напитков должны отстоять на определенном удалении от детских воспитательных и учебных учреждений.
И в самом деле, что ж хорошего, если школьники, выходя на улицу после уроков, будут каждодневно лоб в лоб сталкиваться со взрослыми своими соотечественниками, "выпадающими" из дверей питейного заведения или винного магазина — с бутылками наперевес?
Вопрос удаленности объектов розничной торговли спиртным от школ и детских садов возник в ходе дискуссий на семинаре по административному регламенту "Лицензирование продажи алкогольной продукции", прошедшем в Государственном университете — Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ) 26 сентября 2008 года. В нем участвовали представители субъектов Российской Федерации. А состоялся семинар под эгидой действующего в Вышке Института проблем государственного и муниципального управления (ИПГМУ), где проводится мониторинг внедрения административных регламентов РФ.
В большинстве субъектов РФ такие административные регламенты уже разработаны на довольно качественном уровне, рассказала корреспонденту новостной службы портала ГУ-ВШЭ модератор семинара, эксперт ИПГМУ Ирина Суворова. Однако в ходе выступлений выяснилось, что практически во всех субъектах существуют разные толкования, является ли лицензирование государственной функцией, или же услугой. Регионы пошли разными путями: кто-то назвал это функцией, кто-то — услугой. Глобальная же, если так можно сказать, проблема заключается в том, что федеральный центр отдал регионам некоторые полномочия, но соответствующей методической поддержки им не оказывает. Поэтому практически все регионы вынуждены решать проблемы по принципу "как могу, так и делаю".
Одна из проблем — это рамки толкования регионами Федерального закона, который, например, устанавливает набор документов, предоставляемых юридическим лицом для получения лицензии на розничную торговлю алкоголем. "Но при этом перечень документов, реально запрашиваемый в разных субъектах Федерации, очень разнится, и требуется от шести до семнадцати документов. Происходит так потому, что разные субъекты федерации по-разному трактуют Федеральный закон, кто-то считает, что его требования обязательны, а кто-то — что субъекты могут его корректировать. В этих условиях, — подчеркнула И.Суворова, — наша задача с точки зрения административного регламента состоит в том, чтобы определить, а насколько все запрашиваемые документы действительно необходимы. Иными словами, надо упорядочить список этих документов: во-первых, убрать документы, которые не нужно предоставлять, а во-вторых, часть из них передать на межведомственное взаимодействие".
По словам Суворовой, с отдельными ведомствами, например, с Налоговой службой, легко осуществлять такое взаимодействие. А вот с представителями пожарных служб практически во всех регионах возникают проблемы. Пожарные службы должны выдавать заключение относительно помещения, в котором предполагается размещение магазина. Но справка, выдаваемая пожарными и содержащая различные данные о наличии защитных решеток в помещении, пожарной сигнализации и.т.д., платная. Кто должен оплачивать такую справку? Орган власти, выдающий лицензии или сам заявитель? Однако увеличить стоимость предоставления лицензии на размер платы пожарным службам нельзя, потому что эти деньги будут рассматриваться тогда как прибыль. "Если оплата установлена законом субъекта федерации, то этот закон можно отменить, если же она установлена Федеральным законом, то в таком случае надо выходить с предложением об ее отмене на федеральный уровень, что потребует долгого времени. Или же оставить эту справку от пожарных и принять тот факт, что не всё может быть переведено на межведомственное взаимодействие по простой причине, что такая справка — платная".
Вторым вопросом, вызвавшим особый резонанс, был вопрос о платности услуги. Услуга по лицензированию платная, причем оплачивается рассмотрение заявления, выдача лицензий, их оформление. Оплату надлежит производить в любом случае, даже если заявитель получит отрицательный ответ на запрос о выдаче лицензии. Средняя цена рассмотрения заявки составляет порядка 1000 рублей. Второй элемент — это оплата лицензии в случае, если на ваш запрос последовал положительный ответ. И цифры очень разнятся. При этом надо учитывать, что лицензия запрашивается на определенный срок — до пяти лет. Но далее субъекты федерации могут устанавливать различные варианты расчета стоимости лицензии — фиксированной суммой; суммой, зависящей от времени, на которое предоставляется лицензия; суммой, зависящей от числа жителей на территории, где выдается лицензия. Самое интересное при этом — выдача информации из реестра по лицензиям. В законе прописано, что стоимость должна составлять десять рублей, но на практике где-то такая информация предоставляется бесплатно, где — за десять рублей, а где-то — и за сто рублей, несмотря на то, что закон четко и ясно устанавливает ее стоимость. "Поэтому когда административный регламент будет проходить экспертизу, то юрист (и в дальнейшем и прокуратора) должен обратить внимание на соблюдение требований платности услуги", — подчеркнула модератор семинара. Иными словами, административный регламент должен быть прописан в этой части в соответствии с федеральным законом, что, кстати сказать, будет сужать поле деятельности для возможной коррупции.
Существуют проблемы, связанные с федеральным законодательством. Скажем, ответственность за контроль качества продаваемой алкогольной продукции несет федеральная власть. А за субъектами осталась только выдача лицензий и контроль за тем, как лицензиат соблюдает ее условия. А вот в Брянске занимаются и контролем качества. "Продавец должен следить за тем, что он продает".
В некоторых регионах, представители которых участвовали в семинарах, административные регламенты не приняты, но в этих регионах чиновники хотят знать все частности, которые должны быть прописаны в регламентах. Задача семинара состояла и в том, чтобы определить нюансы для возможной корректировки федерального закона. Например, при составлении регламентов не вставал вопрос о так называемых прилегающих территориях, но этот вопрос поднимался в частном порядке, дискутировался и на семинаре. Имеется форма справки, предоставляемой в органы местного самоуправления, содержащая сведения о местонахождении объекта, где будет продаваться алкоголь. Но нигде и никак не прописано, что же такое — прилегающая территория. "В федеральном законе есть легкие намеки на то, что нельзя выдавать лицензию тому, кто собирается торговать такой продукцией рядом с детским садом. А на каком расстоянии должна отстоять эта торговая точка от детского сада — пятидесяти метров, ста или пятисот, или же она должна быть на соседней улице? А как мерить: от двери детского сада или школы до дверей питейного заведения, или от забора, которыми они огорожены до торговой точки? В Саратове, например, были жалобы на то, что клиенты питейного заведения, расположенного неподалеку от детского садика, выходили справлять малую нужду в детскую песочницу. Совсем, как у Высоцкого: "…потом в саду, где детские грибочки…". Стало быть, надо решить вопрос об удаленности таких мест"…
А еще на одном, проведенном в тот же день в Вышке семинаре, обсуждался проект административного регламента исполнения Федеральным агентством лесного хозяйства государственной функции по вопросам, касающимся ценных лесов, выделению защитных участков и установлению их границ, отнесению лесов к эксплуатационным, резервным лесам и установлению их границ. Модератором на этом семинаре выступал эксперт ИПГМУ Сергей Плаксин.
Елена Куликова |
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела организации "Гринпис", напомнил, что в настоящее время огромная часть полномочий по управлению лесами России передана на региональный уровень и состояние лесов находится не в ведении единой системы, как ранее, а "пестрой структуры в масштабах страны". И регламент, обсуждаемый на семинаре, во многом касается управления лесами именно на региональном уровне. Поэтому данный регламент должен стать предметом обсуждения не только в Москве, но и во всех регионах. Ведь подавляющее число чиновников, для которых данный регламент предназначается, работают не в столице России, а действуют в региональных системах управления лесами, в местных общественных организациях. Что касается пунктов самого регламента, то в нем, по убеждению Ярошенко, не хватает одного важного раздела: "Картография". Дело в том, что "сеть лесных кварталов имеет тенденцию время от времени меняться". И чиновники, принимающие решения, которые получают ведомости с номерами лесных кварталов и выделов не смогут работать без картографических материалов. А что будет через несколько лет после принятия решения, если потребуется поднять первоисточники? Как потом понять, что же выделялось в качестве ценных лесов? Ведь квартальная сеть к тому времени изменится, Алексей Ярошенко предложил дополнить перечень материалов, подаваемых при заявке, картографическими данными.
Эксперт Всемирного фонда дикой природы Татьяна Невицкая высказала мнение, что рассматриваемый административный регламент является зеркальным отражением лесной нормативной базы в целом. Базы, в "отношении которой имеется много замечаний и со стороны общественных организаций, и лесного бизнеса. Это базой недоволен даже и сам Рослесхоз". И в эту базу регулярно вносятся различные законопроекты, в том числе — об изменении Лесного кодекса РФ, других нормативных актов. На этом фоне есть ощущение "неуверенности в эффективности данного обсуждения". В частности, если говорить о рассматриваемом регламенте, то обращает на себя внимание положение, согласно которому полномочия по отнесению участков лесов к особо защитным участкам, переданы в федеральную компетенцию. "Но это решение кажется всем нам абсолютно нерациональным, и в том числе, самому Рослесхозу", — полдчеркнула Татьяна Невицкая. Потому что существует очень много видов этих особо защитных лесных участков, а с другой стороны, это небольшие территории. Непонятно, по каким соображениям эти полномочия отнесены на федеральный уровень? Такой порядок, по словам Невицкой, "многократно увеличивает объем работы того же Рослесхоза, и смысла в этом не видно никакого". И вот при таком положении, тем не менее, сейчас обсуждается регламент, в котором подтверждается именно этот порядок. Но правильно ли это? Участники семинара подробно рассмотрели административные процедуры регламента, в том числе — в части, касающейся отнесения лесов к ценным, эксплуатационным и резервным, проблемы порядка и формы контроля за исполнением государственной функции, обжалование действий или бездействия должностных лиц в ходе исполнения рассматриваемой госфункции…
В период с 18 августа по 31 октября 2008 года запланировано провести с госслужащими, непосредственно участвующими в исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг, обсуждение 80 административных регламентов в 42 федеральных органах исполнительной власти. Уже прошли обсуждения более 32 административных регламентов 14 федеральных органов исполнительной власти. В дискуссиях приняли участие 63 человека, в большинстве своем занимающие должности начальников отделов, заместителей руководителей и руководителей Управлений. Что касается обмена мнениями с госслужащими органов власти субъектов РФ, то к концу сентября проведено 5 обсуждений по 9 государственным услугам, в которых приняли участие 121 человек из 38 субъектов Российской Федерации.
Наряду с этим в рамках мониторинга проводятся обсуждения проблемы с представителями общественных организаций, участниками рынка. К 23 сентября проведено восемь московских круглых столов по тематике: культура, СМИ, связь, лекарственные средства, медицинская техника, недвижимость, миграция. Состоялисьтакже семь региональных круглых столов (Казань) по тематике применения административных регламентов Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Минздравсоцразвития, МЧС России, Роснедвижимости, ВМС.
Президент России Дмитрий Медведев поставил задачу к 1 ноября текущего года утвердить все запланированные административные регламенты по госфункциям и госуслугам. Выполнение этой задачи приобретает важное значение для борьбы с коррупцией, а этой проблеме руководством России сейчас придается первостепенное значение. Ведь одним из главных условий регламентов должна стать их абсолютная понятность для всех граждан. А такой подход сужает возможности для недобрососвестных чиновников действовать своекорыстно.
Николай Вуколов, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Всероссийский мониторинг административных регламентов — 2009, М.: ГУ-ВШЭ, 2010
В работе приводятся некоторые результаты Всероссийского мониторинга административных регламентов исполнения государственных функций, проведенного в 2009 году: оценка процесса регламентации на уровне федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, анализ практики применения административных регламентов и результаты юридического анализа административных регламентов федеральных органов исполнительной власти, отобранных для мониторинга.
Как должен работать ЗАГС
23 августа в здании Правительства РФ состоялось заседание Рабочей группы по вопросам стандартизации и регламентации исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг при Правительственной комиссии по проведению административной реформы. Заседание прошло под председательством руководителя группы, ректора ГУ-ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Честные, обманщики и оппортунисты
18 февраля прошел семинар «"Пределы контроля": административные регламенты и контроль за действиями чиновников», организованный Лабораторией институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ГУ-ВШЭ.
Всероссийский мониторинг внедрения административных регламентов
Публикация основана на результатах научно-исследовательской работы «Исследование и анализ внедрения административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг».
Регламенты: от Петра Великого до наших дней
8 апреля участники Х Международной научной конференции ГУ-ВШЭ по проблемам развития экономики и общества обсудили качество государственных услуг в России.
Правила игры для чиновников и граждан
9 декабря на пресс-конференции в Министерстве экономического развития РФ были представлены итоги проведенного экспертами ГУ-ВШЭ Всероссийского мониторинга внедрения административных регламентов.
Регламент — как много в этом слове
2 декабря в проректор ГУ-ВШЭ Андрей Клименко представил основные результаты проекта "Мониторинг внедрения административных регламентов", проведенного ГУ-ВШЭ совместно с другими институтами и организациями.
Тонны бумаги — на жалобы заключенных
29 сентября в ГУ-ВШЭ в рамках мониторинга внедрения административных регламентов прошло обсуждение Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
Право на застройку: принцип "одного окна"
Кто и как выдает разрешение на ту или иную застройку? Как происходит ввод новых сооружений в эксплуатацию? Ответы на эти вопросы содержатся в административных регламентах, которые обсуждались на семинаре в ГУ-ВШЭ 19 сентября.
ФАС по распорядку
Проекты трех административных регламентов, регулирующие различные аспекты деятельности Федеральной антимонопольной службы обсуждались на семинаре, прошедшем 18 сентября в ГУ-ВШЭ.