«Сегодня бизнесу лучше быть быстрым, чем большим»
Как веб-технологии меняют рынок, как в разработку новых продуктов включать их будущих пользователей и какими правилами нужно руководствоваться, создавать новый продукт? Об этом на открытой лекции в НИУ ВШЭ рассказал президент по стратегическим партнерствам Google в Европе, Ближнем Востоке и Азии Карло д’Азаро Бьондо.
Сеть, которая изменила бизнес
Интернет, позволивший машинам «видеть» и «понимать» друг друга, значительно изменил подходы к организации и ведению бизнеса. Управление информацией стало важнейшим фактором успеха, а затраты на этот процесс, благодаря постоянному развитию IT-технологий, продолжают снижаться. С каждым годом вы можете хранить все больше данных за меньшие деньги.
Принимая это во внимание, Google, по словам Карло д’Азаро Бьондо, сделал сразу несколько ставок. Так, компаниям не нужно инвестировать слишком много в создание огромных машин — их заменяет сеть небольших, что позволяет варьировать расходы. Это же верно и для программного обеспечения, для вычислительных мощностей. Они, например, не нужны на вашем телефоне — их можно использовать дистанционно.
Это привело к фундаментальным изменениям в бизнес-моделях. Маркетинг для компаний превратился в переменные затраты. «Если моя компания хочет продавать свои товары или услуги по миру, мне не нужно открывать офисы в разных странах — это были бы постоянные затраты, — сказал господин Бьондо. — Вместо этого я переключаюсь на интернет и использую веб-инструменты для связи с потребителями».
Такой сдвиг изменил условия игры на рынке. Малый и средний бизнес (SMB), используя различные веб-платформы, стал конкурировать с крупными, но не слишком поворотливыми компаниями, которые имеют большой штат работников и сеть офисов. Новая ситуация поставила перед дилеммой и регуляторов рынка: что им делать — защищать малые фирмы, стимулирующие конкуренцию, или традиционные компании, работающие по моделям прошлого? Как найти баланс?
Но не только маркетинг становится переменными издержками. К ним — благодаря развитию облачных технологий — теперь можно отнести и затраты на IT. SMB не нужно тратиться на покупку и обслуживание мощного сервера.
«Услышав все это от меня, вы можете сказать: “Ну это же и так очевидно! Зачем он нам об этом рассказывает?” — заметил господин Бьондо. — Я рад, если это очевидно вам. Потому что многие традиционные компании держатся за прошлое и с трудом осознают и принимают эти вещи. А между тем сегодня быть быстрым лучше, чем быть большим».
Компании, которые это понимают, способны создавать рабочие места в экономике будущего. Так, за последние четыре года создано 3,5 млн рабочих мест для обслуживания приложений на платформах Android и iOS. «Меняется логика экономики, в которой мы все живем», — подчеркнул эксперт.
Как создается новый продукт
Бизнес-план начинается не с сопоставления затрат и выручки, считает Карло д’Азаро Бьондо. Первый вопрос, на который вам самим нужно ответить: какую проблему вы пытаетесь решить, берясь за тот или иной проект, предлагая тот или иной товар или услуг? Насколько важна эта проблема? Уже затем нужно понять, какими будут затраты на ее решение. И только потом можно задуматься о доходе, который есть всего лишь «следствие хорошо сделанной работы».
Господин Бьондо рассказал о пяти принципах, которыми в этом отношении руководствуется Google.
Во-первых, начинайте с основ. У старта с нуля есть свои преимущества — это доказывается примером множества стартапов, превратившихся в крайне успешные бизнесы и изменившие экономику.
Во-вторых, не усложняйте свой продукт. Он может быть изощренным для вас как для разработчиков, но он должен быть прост для ваших клиентов.
Третий принцип логически вытекает из второго: концентрируйтесь на пользователе, на том, какую пользу ему принесет ваша идея или продукт, как пользователь сможет взаимодействовать с вами.
Четвертый принцип: стремитесь не к сиюминутному совершенству, а к постоянному улучшению. Пользователи подскажут вам, что нужно изменить или добавить в ваш продукт.
Поэтому пятый принцип заключается в открытости процессов.
От мобильных технологий к машинному обучению
«Если бы меня спросили пять лет назад, куда движется Google, я бы ответил: к мобильности, в сторону мобильных технологий, — сказал Карло д’Азаро Бьондо. — Сегодня у нас другая ставка — на машинное обучение, или искусственный интеллект, хотя многие боятся этого термина».
Машинное обучение особенно важно в условиях, когда стоимость хранения информации снижается, а самой информации становится все больше. Увеличивающиеся базы данных нужно использовать с умом. Машина способна в огромном массиве информации увидеть паттерны, выявить корреляции — на выходе получаются новые услуги.
Машинное обучение уже активно применяется, скажем, в медицине для анализа показателей здоровья пациентов и выявления потенциальных заболеваний. Это только один из примеров, показывающих, как развитие компьютерных технологий стирает границы между, казалось бы, совсем разными отраслями экономики.
Вам также может быть интересно:
Студенты факультета компьютерных наук прошли стажировку в Google
11 студентов факультета компьютерных наук в течение трех месяцев проходили стажировку в офисах компании Google в США, Швейцарии, Германии, Великобритании и Польше. Новостная служба ВШЭ поговорила с некоторыми из них и узнала, как попасть в эту компанию, как там относятся к стажерам и не мешает ли рабочему процессу холодильник, полный мороженого.
Магистерская программа, которая готовит юристов для цифровой эпохи
Студентка магистерской программы «Правовая информатика» (новое название с 2015 года — «Право информационных технологий и интеллектуальной собственности») Юлия Еремина сейчас проходит стажировку в Google. В интервью она рассказала, чем ее привлекла магистерская программа, в чем особенности образования юристов в ИТ-сфере и какие карьерные перспективы перед ними открываются.
«Диплом Вышки помог мне устроиться на работу в Google»
Диана Огаркова, выпускница факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ 2007 года, вспоминает студенческие годы, рассказывает о своей сегодняшней работе, делится советами, как выбирать вуз для поступления.
Будущее Интернета
Как изменяет привычный мир нынешний Интернет? Какой будет сеть через 2–3 года? Как делать деньги в стремительно меняющемся информационном пространстве? Обо всем этом на лекции в Высшей школе экономики рассказал гендиректор российского отделения Google Владимир Долгов. Публикуем видеозапись лекции.