Границы «научности»
В ноябре вышел второй номер межуниверситетского гуманитарного журнала «Культиватор», посвященный границам «научности». О журнале, его миссии и новом номере рассказывает член редколлегии, выпускник магистерской программы «Философская антропология» ГУ-ВШЭ Владимир Селиверстов.
— Владимир, в чем особенность журнала «Культиватор»?
— «Культиватор» — межуниверситетский гуманитарный проект, стартовавший в начале года. В работе над ним участвуют студенты, выпускники и аспиранты Высшей школы экономики, Российского государственного гуманитарного университета, МГУ, Государственного академического университета гуманитарных наук, Московской высшей школы социальных и экономических наук. Его идея заключается в том, чтобы, собрав под одной обложкой талантливых молодых ученых разных гуманитарных специальностей, сформировать для них единое междисциплинарное пространство обмена идеями, впечатлениями и опытом. Задача, которую мы ставим перед собой — создать новую площадку интеллектуального взаимодействия как ответ на меняющуюся культурную ситуацию в российском обществе.
— На какую аудиторию ориентируется журнал?
— Прежде всего, следует понимать, что «Культиватор» рассчитан не только на студенческую аудиторию. Хотя журнал и публикует главным образом молодых исследователей и публицистов, однако его цель — вклад в формирование научного и, шире — интеллектуального сообщества в целом, формат публикаций предполагает прямое общение гуманитариев разных поколений. Один из наших главных принципов — рассказывать о реальности так, чтобы это было увлекательно и живо. Хотелось бы показать, что знания, которыми мы овладели в процессе обучения в университете, актуальны и применимы для объяснения того, что волнует каждого из нас.
— Чему посвящен второй номер журнала?
— От проблематики насилия, которой был посвящен первый номер, мы решили перейти к исследованию проблемы определения границ научного знания. Во втором номере, который получил название «Границы научности», мы предлагаем несколько подходов к данной проблеме. Первый подход связан со спором об объекте гуманитарных наук и заключается в попытке выделить несколько языков для описания реальностей гуманитарных дисциплин. Так, Александр Храмов, студент биофака МГУ, замечает, что «для современного человека мыслить науку — означает мыслить границы». Философ Петр Сафронов говорит о том, что границы научности в современную эпоху определяются эффективностью использования науки. А социолог Виктор Вахштайн* считает, что «операция обличения и разоблачения — достойное занятие политика, одержимого идеей устранения одних конвенций для утверждения других, но сама она к науке отношения не имеет».
Второй подход заключается в попытке проследить взаимовлияние различных областей науки друг на друга (на примере биологии и общественных наук) и научных идей и искусства (на примере русского авангарда), а также то, как взаимодействие с масс-медиа способно деформировать позицию ученого. Еще одна сторона вопроса о границах — различение научного и ненаучного знания. Современный студент зачастую сталкивается с весьма сомнительными теориями, которые под видом науки преподаются во многих университетах. И если в советское время главной проблемой для гуманитариев было различение и отделение науки от идеологии, то сегодня необходим качественно иной опыт критического мышления, в определенном смысле, новый опыт научного сопротивления. Об этом и о воле научного сообщества к самоочищению говорит в своем интервью философ профессор Николай Плотников.
— Читая оглавление журнала, я увидела, что в нем присутствуют статьи, заряженные критическим социальный пафосом…
— Основываясь на опыте издания первого номера, мы поняли, что журналу требуются статьи, в которых содержится реакция молодых авторов на актуальные события. К тому же, такая острая тема как проблема существования псевдонаучных дисциплин в российских университетах в принципе не могла не вызвать ряд критических откликов студентов. Так, одним из первых в современной России прецедентов борьбы молодых ученых за четкие и строгие критерии научного знания стал острый конфликт студентов социологического факультета МГУ с администрацией, возглавляемой идеологом «православной социологии» Владимиром Добреньковым. Этот опыт сопротивления исследует Олег Журавлев, сравнивая его с аналогичным конфликтом на физическом факультете МГУ в 1940–1960-х годах. К опыту «научного сопротивления» можно отнести и совместную работу Льва Розина и Павла Успенского, в которой они подвергают критическому осмыслению с позиций лингвистики и психологии популярную «теорию фоносемантики». Так же о проблеме подлинности исторического знания и о современном состоянии исторической науки говорят доктор исторических наук Елена Галкина, молодой историк Леонид Николаенко и декан исторического факультета ГУ-ВШЭ Александр Каменский.
— Какое место в журнале займут статьи зарубежных авторов?
— На самом начальном этапе формирования журнала, мы решили, что в каждом выпуске журнала будем публиковать, по крайней мере, один перевод зарубежного исследователя по теме номера. Так, например, в первом номере мы разместили эссе Вальтера Беньямина «К критике насилия», а в этом — большой фрагмент работы известного современного социолога Бруно Латура, в которой на примере сравнения научного и юридического понимания объективности демонстрируется неоднозначность границ научного знания.
В разделе, посвященном опыту западного образования, мы предлагаем вниманию читателей текст Юлии Кульгавчук об использовании проектного метода обучения, статью Татьяны Постниковой о возрождении метафизических исследований в американской философии, а также обзор международного научного междисциплинарного журнала «The Graduate Journal of Social Science» (GJSS), в котором разработана интересная и качественная модель редакционной политики в отборе текстов молодых ученых.
— Каковы принципы отбора текстов для журнала?
— В редколлегии мы стараемся, прежде всего, отобрать тексты, которые максимально соответствуют заявленной теме. Разумеется, если речь идет о материалах студентов, то здесь приходится выполнять много редакторской работы, просить молодых авторов несколько раз переписывать их статьи. Кстати, в связи с этим недавно мы приняли решение, что работы, которые по тем или иным причинам не будут опубликованы в журнале, гарантированно размещаются на нашем сайте. Поэтому мы вновь и вновь обращаемся к студентам с просьбой присылать свои статьи на тему следующего номера или для одной из наших рубрик.
Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
* Виктор Вахштайн включен Минюстом в список СМИ, выполняющих функции иностранного агента.
Вам также может быть интересно:
Как подготовить статью для иностранного издания: опыт математика
В отличие, скажем, от компьютерных наук с их стремительно устаревающими открытиями, в математике, где люди «работают на вечность», считается нормальным, что рецензирование и публикация статьи в научном журнале занимают один-два года, а в топовых изданиях — до трех лет. Как подготовить текст, который сможет завоевать благосклонность редакций, рассказывает свежий выпуск (№116) бюллетеня ВШЭ «Окна роста».
ВШЭ расширяет международное сотрудничество в гуманитарной сфере
С 2016 года Высшая школа экономики становится первым российским вузом — ассоциированным членом одного из главных проектов Далемского гуманитарного центра при Свободном университете Берлина «Тематические сетевые принципы культурной динамики» (The Thematic Network Principles of Cultural Dynamics). Проект направлен на укрепление международного сотрудничества в сфере гуманитарных исследований. Его цель — изучение факторов, влияющих на культурные процессы истории развития человечества.
На хорошем счету: составлен рейтинг академической периодики
В Высшей школе экономики реализован проект по экспертной оценке российских научных изданий. Результатом стал «белый список» журналов, публикация в которых будет служить одним из показателей качества публикационной активности сотрудников университета. Свежий, 34-й, номер «Академической среды» (приложение к бюллетеню ВШЭ «Окна роста») рассказывает об особенностях и ограничениях методики, которая использовалась при формировании этого рейтинга журналов.
Филологи Вышки занялись культуромикой
Факультет филологии ВШЭ и «Рамблер-Афиша» начинают совместные проекты в области культуромики — нового направления гуманитарных цифровых исследований. Первый проект, «Имена времени», был представлен на фестивале «Политех», недавно завершившемся на ВВЦ.
Школа юных мыслителей
1 декабря на факультете философии ВШЭ состоялось открытие нового студенческого проекта — «Школы юного философа». Школьники 6-11 классов могут зарегистрироваться в качестве слушателей на сайте факультета до 6 декабря включительно.
«Год в Большой Политике»
Аналитическое онлайн издание «Modern Politics Russia», выпускаемое при поддержке ВШЭ, представляет сборник «Год в Большой Политике», выход которого приурочен к годовщине запуска проекта. В работе собраны самые интересные материалы издания за первый год его существования.
Вестник международных организаций №2, 2012
Опубликован второй номер Вестника международных организаций за 2012 год. Тема номера: «Новые формы глобального регулирования».
Вестник международных организаций №1, 2012
Опубликован первый номер Вестника международных организаций за 2012 год. Тема номера: «Высшее образование: в поисках ответов на новые вызовы».
Студенческая инициатива: «Modern Politics»
Студенты Высшей школы экономики начали выпускать аналитическое онлайн издание «Modern Politics». Об этой инициативе рассказывает главный редактор издания, студент факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Константин Каминский.
Мертвая зона внимания стала научной новостью
«AP&P» — один из наиболее влиятельных научных журналов, публикующих экспериментальные работы в области психологии и физиологии ощущений, восприятия и внимания — рассказал о работе, выполненной в рамках Научно-учебной лаборатории когнитивных исследований ВШЭ.