• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кризис доверия в сфере образования должен быть преодолен

20 декабря ректор ВШЭ, председатель Комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов принял участие в обсуждении проекта ежегодного доклада о состоянии гражданского общества в России. Его выступление было посвящено проблемам образования.

Социологические опросы показывают, что граждане России считают образование самой приоритетной сферой государственных расходов. При этом недовольство образованием в обществе растет: согласно опросам Левады-центра, 72% населения не удовлетворены работой системы образования, 38% считают, что ее положение ухудшается, несмотря на рост финансирования.

Почему так происходит?

Ярослав Кузьминов считает, что подавляющая часть людей не хочет и не может разбираться в том, как проводятся реформы. Они оценивают реальное качество образования, как и других социальных сервисов, поддерживаемых государством. А качество пока оставляет желать лучшего.
Граждане и представители власти расходятся в понимании проблем образования и задач его развития.

Весной 2011 года, еще до предвыборных статей, председатель Правительства РФ Владимир Путин инициировал проект модернизации региональных систем образования (МРСО), в рамках которого планировалось довести зарплату учителей до средней зарплаты по экономике конкретного региона. Но региональные власти стали выполнять путинский наказ, повышая зарплату учителей за счет сокращения других расходов школ и избегая при этом неприятной части реформы — обновления преподавательского корпуса, за которое несет ответственность директор школы (а в вузе — ректор). Ведь гораздо проще распределить деньги между учителями поровну, чем отсеивать профессионально непригодных и заставлять повышать квалификацию тех, кто пока работает недостаточно качественно.

По мнению ректора ВШЭ, сегодня нужно поднимать вопрос об ответственности государства, регионов и самих профессиональных коллективов. Нужно добиваться от учителя выполнения контрактных и моральных обязательств, когда он не просто отрабатывает урочные часы, но работает на совесть — занимается с отстающими, водит детей в музеи.

Граждане и представители власти расходятся в понимании проблем образования и задач его развития. Общество по-прежнему слабо вовлечено в обсуждение и определение приоритетов, у него нет механизмов обратной связи, нет доверия между родителями, директорами, учителями и представителями власти.

 

Как преодолеть кризис доверия?

Во-первых, необходимо усилить информационную прозрачность системы образования.

Новый закон «Об образовании в РФ» обязывает учебные заведения публиковать в открытом доступе большой массив информации, но качество их сайтов пока очень низкое — это всего лишь статичные картинки. На сайтах вузов практически нет рабочих учебных планов, персональных страниц преподавателей, не осуществляется поддержка учебного процесса через интернет.

Во-вторых, должны развиваться профессиональные сообщества в образовании. Там, где они работают и реально объединяют профессионалов, граждане и власть больше доверяют системе образования и получают партнеров для дискуссий. Речь идет не об иерархически организованных профсоюзах, которые ориентированы не на вопросы качества работы, а на защиту трудовых прав, а об ассоциациях, в основе которых — иерархия заслуг, а не должностей.

Профессиональные сообщества — это, например, методические объединения учителей, они могут создаваться даже на базе отдельных школ, но тогда это должны быть большие школы, как теперь в Москве. И в этой ситуации работу школьного учителя физики смогут оценить его коллеги-физики из этой же школы, а не учителя других предметов, ничего в физике не понимающие.

В-третьих, нужно снизить административное давление на образовательные учреждения, которое сводит на нет провозглашенную в законе автономию.

В июне 2013 года широко обсуждалась ситуация с увольнением директора кемеровской гимназии № 42 Вячеслава Лозинга. Чтобы усложнить жизнь директору, всевозможные инстанции — прокуратура, пожарные, служба по контролю и надзору в сфере образования и прочие — за год провели в гимназии 48 проверок. По мнению Ярослава Кузьминова, причина в том, что он оказался неудобен властям, потому что его гимназия — инновационная и работает не так, как остальные.

До тех пор, пока на местах будет происходить подобное, мы не сможем говорить о поддержке инноваций и самостоятельности в образовании.

Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Сотрудники НИУ ВШЭ вошли в новый состав Общественной палаты Москвы

Мэр Москвы и Мосгордума утвердили списки членов нового созыва московской Общественной палаты. По их квоте в состав палаты вошли несколько сотрудников Высшей школы экономики.

10 историй о том, как менялось образование в постсоветской России

Постсоветский период развития нашей страны — это время резкого ускорения реформ в сфере образования. Десять историй нашего спецпроекта рассказывают о главных тенденциях образовательной политики этих лет, о ключевых событиях реформы 1992–2017 годов и ключевых персонажах, оказавших на нее значительное влияние.

В образовании настало время аналитиков

В России проекты модернизации образования зачастую разрабатываются без должного обоснования. Одна из причин — нехватка квалифицированных специалистов. В интервью РИА Новости о магистерской программе Института образования ВШЭ «Доказательная образовательная политика» рассказал Александр Сидоркин, один из ее руководителей.

Как провести реформу школы в отдельно взятой канадской провинции и в России

18 февраля на традиционном семинаре Института образования ВШЭ, состоявшемся в рамках Пятых Сабуровских чтений, выступил почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан, рассказавший об опыте реформ школьного образования в Канаде.

Тема образования останется приоритетной для нового состава Общественной палаты

Владимир Путин утвердил «президентскую» часть нового состава Общественной палаты РФ. В нее включен и ряд представителей сферы образования, в том числе ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.

Знаменитый канадский исследователь расскажет, как проводить изменения в образовании более эффективно

18 февраля на семинаре Института образования ВШЭ впервые выступит почетный профессор Института исследований в области образования Университета Торонто Майкл Фуллан — глобальный лидер и самый цитируемый специалист в науке о развитии образования последних двух десятилетий.

Ректор ВШЭ войдет в новый состав Общественной палаты

Президент РФ Владимир Путин предложил Ярославу Кузьминову войти в очередной состав Общественной палаты. Новые принципы ее формирования предусмотрены законом, подписанным в конце декабря 2013 года.

Вернуть сочинение и ввести профильный ЕГЭ

Разделить Единый государственный экзамен на два уровня: базовый и профильный — с таким предложением выступили участники круглого стола в Общественной палате, который состоялся 22 июля по итогам сдачи ЕГЭ 2013 года. Во встрече принял участие ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Система образования: выгодно ли быть «котом в мешке»?

27 июня Комиссия по развитию образования Общественной палаты РФ провела в Высшей школе экономики общественные слушания, посвященные формальной и реальной открытости в сфере образования.

Граждане захватывают город

Все лето по понедельникам профессора Высшей школы экономики выступают с открытыми лекциями в Парке Горького. 17 июня с лекцией «Политика площадей» выступил заместитель декана факультета прикладной политологии ВШЭ Сергей Медведев*.