Чтобы найти себя и реализоваться
19 декабря в Культурном центре ГУ-ВШЭ состоялся первый отборочный этап интеллектуальной игры IQ для старшеклассников, организованной факультетом довузовской подготовки Высшей школы экономики. Об основных целях новой игры, о ее содержании и формате рассказывают организаторы, члены жюри и сами игроки.
Светлана Квашонкина, декан факультета довузовской подготовки (ФДП) ГУ-ВШЭ:
— На протяжении нескольких лет мы разрабатываем и проводим игру «Лабиринт» как одну из форм привлечения слушателей в Высшую школу экономики. Но, если «Лабиринт» основан на том, что ученики 7-х и 8-х классов специально готовятся к игре в образовательном процессе и получают определенный объем знаний, который потом в игровой форме им нужно показать, то игра IQ ориентирована на выявление некоего общего интеллектуального уровня старшеклассников — ребят из 9-х и 10-х классов. А основная задача игры та же, что и в «Лабиринте» — приобщить ребят к корпоративной культуре Высшей школы экономики, сделать Вышку, если не родным домом, то домом, куда они часто приходят еще до того, как перед ними встанет вопрос выбора будущей профессии.
Игра состоит из 4-х туров с вопросами из разных областей знаний — истории искусств, естественных наук, литературы, географии. Команды должны дать правильный ответ на вопрос за одну минуту, а это требует не столько фактологических знаний, сколько сообразительности, быстроты ума и реакции. Формат игры — что-то вроде брейн-ринга, в котором принимают участие около сотни старшеклассников.
В состав жюри вошли проректор ГУ-ВШЭ Григорий Канторович, начальник управления по работе с абитуриентами Надежда Попова, сотрудники учебной части ФДП и преподаватели ГУ-ВШЭ — все те, кто постоянно работают с ребятами, хорошо их знают и легко устанавливают с ними контакт. Подготовкой игрового материала занимался наш молодой коллега Данил Федоровых, преподаватель кафедры экономической теории ВШЭ, который, придумал очень удобную форму регистрации игроков через социальную сеть «ВКонтакте». Победители и призеры игры получают дипломы, призы, памятные подарки с символикой Вышки.
Данил Федоровых, преподаватель кафедры экономической теории ГУ-ВШЭ:
— Поскольку я работал в жюри Всероссийской олимпиады по экономике и являюсь координатором интернет-школы ФДП, у меня есть опыт проведения подобных игр для школьников. К новой игре мы решили привлечь не только тех ребят, которые учатся на факультете довузовской подготовки, но и их друзей и знакомых, школьников, которые раньше были слушателями программы «Эрудит». Мы хотим предоставить ребятам возможность не только развлечься, поиграть, познакомиться, обзавестись новыми друзьями, но и почувствовать атмосферу Вышки, пообщаться с представителями университета.
Вопросник игры составлен так, чтобы исключить возможность, что кто-то может знать ответы заранее. Важно, чтобы каждая команда могла додуматься до правильного решения в течение минуты и в ходе активного общего обсуждения. Для правильного ответа на любой из вопросов игры не нужно обладать специальными знаниями. Мы разработали критерии объективной оценки правильности ответов команд и считаем, что, если ответ команды не совпадает с авторским вариантом, то нужно исходить из общего смысла и логики ответа, а не искать полного совпадения ответа по форме. Если команда правильно догадалась, то не важно, как она эту догадку сформулировала.
Ребята регистрировались на игру и отдельно, и целыми командами. Мы с ними встречались, обсуждали организационные вопросы, формировали команды из тех, у кого своей команды не было. Сайт ФДП тесно интегрирован с социальной сетью «ВКонтакте», а это — очень удобная и популярная площадка для общения школьников.
Григорий Канторович, проректор ГУ-ВШЭ:
— Наша основная задача — помочь школьникам найти себя, выбрать дорогу в жизни. Мы, разумеется, хотели бы, чтобы эта дорога была связана с нашим университетом, но гораздо важнее, чтобы каждый ребенок просто самореализовался. Сейчас, когда и в Москве, и в регионах происходят массовые беспорядки и акты вандализма, в которых участвуют школьники, нам нужно привлечь ребят к нормальной жизни, соответствующим образом влиять на них, формировать их интересы, вовлекать в полноценное человеческое общение.
Мы надеемся, что постепенно разовьется преемственная связь между игроками «Лабиринта» и IQ. Те, кто работают с детьми, знают, что в подростковом возрасте разница в 1–2 года имеет колоссальное значение. У детей в этот период происходит стремительное взросление, они проявляют возрастающую самостоятельность. То, что увлекает 7-классника, может совершенно не заинтересовать 9-классника. А ведь именно с 9-го класса начинается профильная школа. С самого начала мы решили, что должны вовлечь в игру самых разных ребят и при этом сохранить статус интеллектуальной игры, а не превратиться в шоу с плоскими шутками.
Илья Соколов, ученик 10-го класса школы 1518, капитан команды ГРИН, победителя игры:
— Мне понравилась и сама игра, и то, что здесь я снова встретился с друзьями из программы «Эрудит». Честно говоря, победа нашей команде далась нелегко, и на многие вопросы мы так и не смогли дать правильные ответы. Я бы посоветовал будущим игрокам расширять свой кругозор — побольше читать, следить за событиями в стране и мире, потому что подготовиться ко всем вопросам невозможно. Я думаю, что только широкий кругозор и общая эрудиция могут помочь достичь успеха в игре.
Анна Гостева, ученица 10-го класса ГОУ 497, игрок команды ГРИН:
— Игра увлекла всю нашу команду, потому что вопросы были по-настоящему сложными. Были и такие вопросы, на которые можно было дать сразу несколько вариантов ответов, и все они казались правильными, так что самым трудным был выбор окончательного решения команды. Я считаю, что такие состязания нужно проводить почаще, потому что очень многие ребята хотели участвовать в игре. Главное, что помогает в этом соревновании, — не задирать нос с самого начала игры, ведь ситуация может измениться в любую минуту, а еще — постараться работать сплоченно.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
Задания олимпиады «Высшая проба» станут ближе к практике
До 8 ноября продолжается регистрация на олимпиаду «Высшая проба», которая входит в топ-5 крупнейших олимпиад школьников. Все ее 28 профилей включены в Перечень олимпиад школьников и их уровней на 2023/24 учебный год. «Высшую пробу» поддерживают крупные российские работодатели и фонды. Рассказываем, в чем заключается их интерес и каковы особенности заданий, которые они предлагают школьникам.
ВШЭ увеличивает количество профилей в партнерской школе № 2107
В новом учебном году в этой школе, управляющий совет которой возглавляет проректор ВШЭ Вячеслав Башев, увеличится количество профильных направлений, разработанных при поддержке университета. Кроме того, старшеклассники, участвующие в проекте «Распределенный лицей ВШЭ», будут посещать факультетские дни в Вышке вместе с учениками Лицея ВШЭ и школы «Покровский квартал».
Интеллектуальная игра IQ-2012: день «Сурков»
В конце декабря в Культурном центре Высшей школы экономики прошла, уже ставшая традиционной, открытая Интеллектуальная игра IQ для школьников Москвы и Подмосковья, организованная факультетом довузовской подготовки ВШЭ.
Главный приз IQ-игр ВШЭ нашел своего первого владельца
В конце февраля в Культурном центре Высшей школы экономики состоялся финал интеллектуальной игры IQ среди старшеклассников. Определились призеры и победитель – команда «Круг 2».
Город Солнца и правовое государство
С 5 по 9 января в подмосковном интернате МИДа России работала первая Всероссийская историко-правовая (ВИП) школа, которую организовали дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися, сотрудники и студенты факультета права, факультета истории и Института гуманитарных историко-теоретических исследований ВШЭ. ВИП-школа задумывалась как педагогический эксперимент. О его результатах рассказывают организаторы, руководители и участники Зимней школы.
Советы «Мудрой вороны»
23 декабря в Высшей школе экономики состоялось первое заседание дискуссионного клуба для старшеклассников «Мудрая ворона». Клуб, организованный факультетом довузовской подготовки ГУ-ВШЭ в рамках программы «Эрудит», призван служить площадкой для обсуждения результатов первых исследований и волнующих абитуриентов тем.
Путешествуя по «Лабиринту»
18 декабря в рамках программы «Эрудит» на факультете довузовской подготовки ГУ-ВШЭ открылся новый сезон интеллектуальной игры «Лабиринт», в которой традиционно принимают участие команды семи- и восьмиклассников из московских школ.
Тайны Минотавра
13 марта клуб Высшей школы экономики «Эрудит» провел полуфинал игры «Лабиринт», в котором приняли участие старшеклассники базовых школ ГУ-ВШЭ.
День победы в "Лабиринте"
25 апреля в Культурном центре ГУ-ВШЭ прошла финальная интеллектуальная игра "Лабиринт", которая подвела итоги обучения участников вышкинского клуба для школьников "Эрудит" за этот учебный год.
Будущие академики: путешествие в Европу
В начале апреля 36 школьников из клуба ГУ-ВШЭ "Эрудит" и несколько преподавателей Вышки предприняли десятидневное образовательное путешествие в рамках программы "Университеты Европы".