• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Доклад «Теория организации рынка обязательств вагонных операторов»

22 января прошло очередное, 12-е заседание открытого межвузовского научно-практического семинара «Экономика железнодорожного транспорта». На семинаре выступил математик Владимир Вознесенский с докладом: «Теория организации рынка обязательств вагонных операторов».

Доклад был посвящён повышению технологической эффективности децентрализованного управления вагонными парками различных собственников путём обмена обязательствами предоставления погрузочных ресурсов в аренду между вагонными операторами. Используя результаты теории экономических механизмов, докладчик отталкиваясь от тезиса о неизбежности сложного дорогостоящего процесса торговли между участниками рынка аренды вагонов, предложил для упрощения и удешевления этого процесса рассмотреть возможность формирования торговой площадки, учитывающей особенности железнодорожной логистики. В докладе были рассмотрены принципы и логика функционирования подобной торговой площадки и алгоритмы её работы (ниже можно скачать презентацию докладчика и его статью по теме доклада).

В качестве оппонентов выступили руководитель Центра независимых комплексных транспортных исследований Российского университета транспорта (МИИТ) Алексей Колин и первый заместитель заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (АОЖдПС), член Экспертного совета по железнодорожному транспорту при ФАС России  Денис Семёнкин. Модерировал дискуссию руководитель Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ, к.э.н. Илья Долматов.

Первый оппонент/содокладчик А.Колин в своём выступлении, отметив то, что идеи докладчика безусловно интересны, но тем не менее, они не решают принципиально проблемы повышения эффективности функционирования железнодорожного транспорта. По мнению А.Колина, эти идеи призваны смягчить некоторые недостатки существующей системы, вместо того, что бы предложить более радикальный и правильный (по мнению Колина) путь: национализацию вагонного парка в руках одного собственника («РЖД») и возрождение, с некоторыми модификациями той системы управления, которая была принята в МПС СССР: управление единым обезличенным парком вагонов, находящимся в собственности одного собственника.

Комментируя идею электронной торговой площадки (электронной биржи вагонов), А.Колин сказал, что полагает, что это надстройка совершенно не нужна, поскольку «у нас уже есть такая электронная площадка, и она называется – центральная дирекция управления движением ОАО РЖД».

Второй оппонент/содокладчик Д.Л.Семёнкин выступил с критикой как докладчика, так и первого оппонента-содокладчика. По поводу предложенной В.А.Вознесенским электронной торговой площадки он отметил, что компаниям гораздо удобнее напрямую работать друг с другом, поскольку при этом проще учесть различные нюансы работы, которых не сможет учесть автоматизированая торговая площадка, например, степень надёжности контрагента, устойчивость связей между, личные взаимоотношения между менеджерами и руководителями компаний-контрагентов и т.п., т.е. все те факторы, которые Д.Скотт в книге «Благими намерениями государства» называл термином метис(с ударением на первом слоге) - невербализируемые и неформализируемые факторы, которые невозможно учесть глядя на сделку «со стороны».

Очень яркой и эмоциональной критике подверг Д.Л.Семёнкин позицию А.В.Колина, подробно остановившись на том, насколько неэффективной на самом деле была система управления вагонными парками в МПС СССР, приведя примеры как системной коррупции в системе распределения вагонных парков, так и отсутствия клиентоориентированности в этой системе (и был поддержан комментариями грузоотправителей из зала). Возражая тем мерам, которые предлагал А.В. Колин, Д.Л.Семёнкин афористично заметил: «Вы любите даже не РЖД, а труп давно умершего МПС». Выступление Семёнкина вызвало взрыв аплодисментов аудитории.

Затем в дискуссию активно включились слушатели семинара.

В частности, выступил представитель Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) Игорь Санковский, который критически проанализировал предложения В.А.Вознесенского. В частности, он отметил, что «биржевая торговля в отношении услуг не предусмотрена законом, а организованная торговля услугами операторов требует учета многочисленных (в том числе отмеченных автором) факторов при формировании единицы товара». Помимо различных юридических аспектов проблемы, И.С.Санковский отметил так же ограниченность предложенного механизма: «Следует подчеркнуть, что в рамках ЭТП ГП ОАО «РЖД» заключаются сделки между клиентом-грузовладельцем и владельцем вагонов, предметом которых является предоставление владельцем вагонов подвижного состава под заявленную клиентом определенную перевозку. Долгосрочные договоры (сервисные контракты), передача обязательств операторов, аренда вагонов не относятся к функционалу ЭТП ГП».

В дискуссии принял участие д.э.н., проф. РУТ (МИИТ) Д.А. Мачерет, который в своём выступлении обратил внимание на проблему, упомянутую в докладе В.Вознесенского, связанную с невозможностью решения вычислительной задачи по оптимизации вагонопотоков существующимивычислительными средствами. 

В своём выступлении Д.А.Мачерет отметил: «Владимир Александрович [Вознесенский] и в докладе, и в статье показал, что оптимизационная задача для операторского рынка имеет очень высокую размерность, и её решение, даже с учётом упрощений, существующими вычислительными средствами невозможна. И Алексей Валентинович [Колин] добавил важную мысль: «Торговая площадка никогда не будет владеть актуальной информацией». Из этого следует фундаментальный вывод о невозможности эффективного централизованного планирования и управления. Тот вывод, который теоретически обосновали Л. фон Мизес и Ф. фон Хайек. Значит, необходим рынок. И рыночные реформы, в том числе на ж. д. транспорте, были объективно необходимы.»

Затем проф. Мачерет коснулся темы управления вагонными парками МПС: «Что касается использования вагонного парка в условиях реформирования, действительно, возникли и проблемы при множестве собственников – необходимость обработки порожних вагонов как гружёных и т.д. На ж. д. транспорте существует гораздо более жёсткая технологическая связь подвижного состава и инфраструктуры, чем на других видах транспорта, особенно – автомобильном. Но ведь и работа общим парком МПС порождала немало проблем. В 1980-е годы была масса публикаций на тему: «Вагону нужен хозяин». Дороги не были заинтересованы в бережном отношении к парку, в его ремонте. Большое количество вагонов на сети месяцами перемещались без погрузки – под погрузку они были не годны, а ремонтировать – значит, взять на себя расходы. И в этих условиях рациональным решением для дорог (но не для отрасли, не для экономики) оказывалось сдать эти негодные вагоны в сетевую регулировку, выполнив план по сдаче порожняка. Результат – не только излишние расходы на передвижение этих вагонов, но и невывезенные народнохозяйственные грузы, ведь парк был в дефиците. В условиях реформирования не только эта проблема была решена, но и повышена общая эффективность эксплуатационной работы. Ведь когда грузоотправитель-частник грузит в частный, оплаченный им, вагон, он стремится использовать погрузочный ресурс по-максимуму». 

В целом, по мнению Д.А.Мачерета инструментарий, предложенный В.А.Вознесенским «может быть полезен, так как предлагается решать эти проблемы на основе добровольного взаимодействия рыночных субъектов, а не путём принудительной централизации. Именно так удавалось решать подобные проблемы и в прошлом, ещё в 19-ом веке. Будет ли этот инструментарий реально эффективен? Надо провести апробацию. Критерий истины – практика».

Дискуссия была очень бурной и интеллектуально насыщенной, хотя участники периодически довольно сильно отклонялись от главной темы, точнее расширяли её до более глобальных вопросов реформы вообще, но вновь возвращались к главной теме.

Всего семинар продолжался 4 часа и закончился в 22:30, но почти все участники получили возможность задать вопросы и высказаться. Отдельно, отмечу, что в дискуссии активно приняли участие не только отраслевые эксперты, но и студенты РУТ (МИИТ).

По традиции, участники, задавшие самые интересные вопросы, получили в подарок от организаторов семинара книги. На этот раз, участникам вручалась книга  Уолтера Блока «Овцы в волчьих шкурах. В защиту порицаемых», изданную издательством «Социум», которая как раз, по теме семинара, посвящена экономическим и этическим проблемам двусторонних контрактов между экономическими агентами и негативным последствиям вмешательства государства в двусторонние взаимоотношения участников рынка).

 

Текст: Фарид Хусаинов

 

Материалы семинара:

1. Презентация доклада
2.  Статья В.А.Вознесенского "Теоретические предпосылки организации рынка аренды вагонов3. Презентация оппонента Д.Л.Семёнкина