Формалисты видны в контексте
Русские формалисты вышли из неокантианской эпистемологии, отрицали неолейбницианство, сторонились экспрессионизма и помогли погубить самих себя. Ученые представили новые доклады на организованном ВШЭ и РГГУ конгрессе «100 лет русского формализма».
Участники одной из сессий, прошедших на конгрессе 26 августа, попробовали взглянуть на русский формализм десятых-двадцатых годов прошлого века в современном ему «европейском интеллектуальном контексте». В докладах раскрывались не всегда очевидные связи формалистов с философскими и художественными концепциями, доминировавшими в то время. Некоторые из высказанных тезисов были, судя по реакции слушателей, небесспорными, но, без сомнения, интересными.
Патрик Кларк из Карлова университета (Прага) заметил, что формалистский проект, несмотря на внешний отказ от принадлежности к какой-либо философской доктрине, был направляем вполне четкими методологическими предпосылками. А корни этого явления следует искать в неокантианской эпистемологии. Александр Марков (Институт мировой культуры МГУ имени М.В. Ломоносова), в свою очередь, подводил к другому сопоставлению: формалистский подход к форме и восприятию был результатом «критического взаимодействия с неолейбницианством». Отрицательная связь между научными и культурными концепциями может быть не менее плодотворной, чем наследование традициям.
Отрицание или уклонение от сопоставлений с другими школами вообще было для формалистов довольно типичным. Характерный пример — псевдоотстраненность формалистов от немецкого экспрессионизма, прежде всего в кино. О «непризнанном влиянии» киноэкспрессионистов говорил на конференции профессор отделения культурологии ВШЭ Ян Левченко.
Он напомнил, что один из виднейших представителей русской формальной школы Юрий Тынянов в двадцатые годы тесно работал с ФЭКС (Фабрикой эксцентрического актера) и стал сценаристом таких известных фильмов, как «Шинель» (1926) и «С.В.Д.» (1927). Огромное влияние на киноискусство в те годы оказывали немецкие киноэкспрессионисты, в том числе автор легендарного «Кабинета доктора Калигари» Роберт Вине. Воздействие Вине на творчество Григория Козинцева и Леонида Трауберга (режиссеры «Шинели» и «С.В.Д») можно считать «если не доказанным, то очевидным».
Что же привлекало формалистов в экспрессионистском кино? С одной стороны, «искривленное пространство» экспрессионистских фильмов служило аналогией поэтической зауми. Но есть и другой аспект, на который обращал внимание Борис Эйхенбаум. «Примитивное по своим языковым средствам», кино было «грандиозным по возможности влияния на массы». Кино оказалось «соборным» не только в отношении зрителей, которые погружались в «коллективный транс», но и в отношении производства — кинокартина была актом коллективного творчества. При этом зрительский транс, хоть и был коллективным, имел особый эффект — позволял каждому из зрителей оставаться наедине с картиной, своей собственной. Возникало интимное чувство, которое Эйхенбаум сравнивает с «подсматриванием чужого сна».
Однако в работах и программных статьях формалистов, посвященных кино, собственно экспрессионизм практически не упоминается. Причины этого, по мнению Яна Левченко, нужно искать в иной плоскости — политической. Экспрессионисты удостаивались крайне негативных оценок в советской печати. Формалистам, и без того находившимся в советском государстве в крайне уязвимом положении, дополнительные упреки в «буржуазности» были ни к чему.
Отрицание или уклонение от сопоставлений с другими школами вообще было для формалистов довольно типичным. Характерный пример — псевдоотстраненность формалистов от немецкого экспрессионизма, прежде всего в кино.
Этот эскапизм, как известно, не слишком помог формалистам, масштабная политическая кампания против них все равно развернулась. Но и сами представители формальной школы приложили руку к ожесточению дискуссий. «Споры повсюду, на всех направлениях, — вспоминал современник. — Оппоненты подвергались физическому уничтожению». Краткий обзор тех дискуссий в литературных и театральных кругах, вылившихся в оголтелую антиформалистскую кампанию, представила на конференции декан факультета филологии ВШЭ Елена Пенская. В Российском государственном архиве литературы и искусства она изучила дневники Александра Слонимского, известного пушкиниста и автора «письма в редакцию» под характерным названием «О Мейерхольде и воинствующем формализме».
Слонимский, когда-то близкий формалистам, подробно фиксировал события тех лет, обижался на бывших друзей, обвинял их в неумении вести диспуты и манипулировании аудиторией (особенно досталось знаменитому театроведу Алексею Гвоздеву) и счел нужным, на всякий случай, «разъяснить» свою позицию в отношении формализма. Голос Слонимского в общем хоре критиков был далеко не самым громким, но кампания достигла своей цели. Гвоздев, подвергнутый травле, скоропостижно скончался в 1939 году. Мейерхольд был расстрелян годом позже.
Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ
Левченко Ян Сергеевич
Вам также может быть интересно:
«Что делается для всех, искренне — это и есть настоящее искусство»
25 апреля на Киностудии им. Горького состоялась презентация первых выпускников-магистрантов программы «Кинопроизводство» Института кино НИУ ВШЭ. Формат speed dating, предложенный академическим руководителем программы Полиной Ильиной, позволил каждому студенту выступить перед значимыми деятелями кино, чтобы рассказать о своих сценарных идеях, которые лягут в основу грядущих проектов.
Фильм о науке Вышки стал самым популярным в рамках Дней научного кино ФАНК
Фильм «Мир 2052. Увидеть будущее» стал лидером по количеству показов по итогам Дней научного кино ФАНК, которые проводились в девятый раз с октября по декабрь 2023 года. Он был представлен 284 раза на площадках в различных городах России, обогнав по количеству показов другие фильмы мероприятия более чем в полтора раза.
«КиноВышка»: полное погружение в мир кино
Центр современных медиакоммуникаций НИУ ВШЭ в партнерстве с Институтом кино НИУ ВШЭ 6 декабря запускает проект «КиноВышка» для школьников разных возрастов. Ребята будут учиться снимать фильмы, писать сценарии, работать на съемочной площадке, смогут овладеть многими другими навыками и побывать на мастер-классах известных кинематографистов.
Дорога к звездам: ВШЭ продолжает кинопоказы вместе с Ленинкой, Обществом «Знание» и Госфильмофондом
В конце октября состоялся очередной кинопоказ в рамках Московского научного кинолектория — совместного проекта Высшей школы экономики, Московского городского отделения Российского общества «Знание», Российской государственной библиотеки и Госфильмофонда. Зрители увидели фильм Павла Клушанцева «Дорога к звездам» (1957).
Кинофестиваль «ЛАМПА»: ролики социального проекта ФКИ ВШЭ получили награды
Лучшие видеоролики проекта «Медиа акселератор для НКО» факультета креативных индустрий Высшей школы экономики получили престижные награды на международном кинофестивале «ЛАМПА». В номинации «Социальная видеореклама» жюри признало лучшей работу «Сними стигму с ВИЧ» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) — о людях с ВИЧ, подвергающихся дискриминации. Два других видеоролика проекта — «Натюрморт» (режиссер Борис Чертков, продюсер Элеонора Клементьева) по теме фудшеринга и «Доброворот» (режиссер Мария Конева, продюсер Вадим Долгих) о вторичном потреблении одежды — стали дипломантами фестиваля. Церемония награждения состоялась в начале октября в Перми.
В НИУ ВШЭ проходит кинофестиваль «Метр с кепкой»
21 августа в Центре культур НИУ ВШЭ состоялось открытие первого студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой». Ближайшую неделю его гости смогут посетить лекции от преподавателей Института кино НИУ ВШЭ и посмотреть киноработы участников фестиваля. 27 августа на закрытии будут объявлены победители в номинациях «Лучший фильм», «Лучший сценарий», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа».
Фильм о науке Вышки показали в рамках фестиваля «Гагарин.doc»
Первый фестивальный показ документального фильма «Мир 2052. Увидеть будущее» состоялся в рамках VII Международного фестиваля кино, науки и современного искусства «Гагарин.doc». Фестиваль проходит в Саратове, Оренбурге, Казани и других городах, фильм о науке Вышки был презентован в Оренбурге.
«Креативная индустрия учит проходить неудачи»
19 апреля в корпусе Высшей школы экономики на Покровском бульваре Институт кино ВШЭ организовал пресс-конференцию по теме «Достижения и новые цели». Кроме того, студенты образовательной программы «Актер» представили результаты первого года обучения.
«Здесь много личного, о чем хотелось рассказать»
В начале апреля в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь» состоялась официальная премьера фильма «Наводнение», режиссером которого выступил творческий руководитель направления «Экранные искусства» в Школе дизайна НИУ ВШЭ Иван И. Твердовский. Кинокартина снята по мотивам повести Евгения Замятина.
Фильм студента НИУ ВШЭ будет представлен на 44-м Московском международном кинофестивале
«Теория двойных планет», режиссерская работа студента 4-го курса Школы дизайна Вышки Савелия Осадчего, включена в программу основного конкурса короткого метра ММКФ. Всего на фестиваль, который пройдет с 26 августа по 2 сентября, приедут более 230 картин из 65 стран мира. В конкурсе короткого метра — только два фильма из России.