«Легче предотвращать психологические проблемы, чем их потом решать»
На базе ВШЭ прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии». Эксперты и представители государственной власти обсудили опыт работы психологических служб университетов по созданию благоприятной среды для студентов и сотрудников.
Ирина Макарова
Директор Центра психологического консультирования ВШЭ Ирина Макарова, открывая третью конференцию университетских психологов, отметила ее гибридный формат и широкую географию участников — от Калининграда до Хабаровска. «Речь идет о психологическом благополучии всех, нам непросто справляться с этими обстоятельствами. Как нам позаботиться о себе и наших студентах — важный вопрос, его обсуждение позволит нам выработать новые идеи», — сказала она.
Проректор ВШЭ Дмитрий Земцов подчеркнул, что психологическое благополучие студентов и сотрудников выходит на одно из первых мест среди управленческих задач руководства университета. «Условия пандемии подтолкнули нас к пониманию, что люди должны находить в университете поддержку в сложных психологических ситуациях», — отметил он.
Дмитрий Земцов
Российским вузам, полагает проректор Вышки, следует учитывать практики ведущих зарубежных университетов, в большинстве которых разработана и реализуется политика психологического благополучия. Дмитрий Земцов уверен, что необходимо обсудить реализацию политики психологического благополучия на уровне университета и его подразделений и организацию психологической работы на высоком уровне. Это, по его мнению, не менее важно, чем повышать качество образования. «Ответственность университета — не только в подготовке высококлассного специалиста и содействии в трудоустройстве, но и в хорошем психологическом состоянии выпускника», — считает он. Дмитрий Земцов назвал конференцию важным шагом в разработке политики психологического благополучия.
Руководитель ФКУ «Центр экстренной психологической помощи МЧС России» Юлия Шойгу отметила рост психологического неблагополучия и проблем с психическим здоровьем у молодых людей. «Поток нужной и ненужной информации таков, что мы ее перестаем критически оценивать», — подчеркнула она. Видя большое число успешных людей, живущих в комфорте, человек начинает считать, что, если у него не все хорошо, это болезнь. Люди не понимают, что дискомфорт — это нормальная ситуация, например после неудачной сдачи экзамена или расставания с любимым человеком. «Вспомним историю в Китае с истреблением воробьев. Тогда в стране наступил голод», — отметила Юлия Шойгу.
Если истребить дискомфорт, наступит эмоциональный голод. Без него мы не сможем эффективно учиться, работать, выходить из стрессовых ситуаций
Она назвала чрезвычайно важной задачей обеспечение благоприятного психологического климата в учебных заведениях, для чего необходима объективная информация о работе и устройстве человеческой психики. При этом нужно сделать эту информацию интересной и востребованной.
Руководитель Центра экстренной психологической помощи МЧС также подчеркнула важность профилактики. «Гораздо больший эффект дают профилактические меры — ремень безопасности в автомобиле или огнетушитель. Точно так же легче предотвращать психологические проблемы, чем их потом решать. Мы готовы адаптировать наш опыт к мирной жизни. Надеюсь, что наше сотрудничество продолжится», — подытожила она.
Академик РАО, директор Психологического института РАО, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Зинченко отметил, что в ближайшие годы доля студентов со слабым здоровьем может вырасти, что требует более внимательного отношения к психологическому состоянию учащихся. «Хорошо, что ректоры понимают необходимость работы психологов, но если на троих психологов приходится 15–20 тысяч студентов, то качество работы предсказуемо», — сказал он.
Юрия Зинченко удивляет мнение людей, оспаривающих необходимость создания психологической службы в университетах, где есть соответствующий факультет. «Я говорю тогда: если у вас есть юридический и экономический факультеты, это не значит, что вам не нужна бухгалтерия и юридическая служба», — отметил он.
Среди проблем в работе вузовских психологов Юрий Зинченко назвал содействие студентам и сотрудникам при переходе на дистант и возвращении на очное обучение.
Адаптивные способности психики никто не отменял, и многим трудно вернуться из черного квадрата обратно в аудиторию. Вернуться и организовать работу в аудитории — это тоже сложная задача
На пленарной сессии также выступили главный внештатный психолог ЦФО Татьяна Бузина, главный врач студенческой поликлиники Российского университета транспорта (МИИТ) Ксения Китанина, директор департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Министерства науки и высшего образования Денис Аширов и заместитель начальника управления делами государственной службы и правового обеспечения Федерального агентства по делам молодежи Максим Самошест. Работа конференции продолжилась в профессиональных и тематических секциях.
На сессии «Актуальные вопросы деятельности психологических служб вузов» доцент департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Томас Юрчик и магистр психологии, клинический психолог, выпускница магистерской программы “Applied Social Psychology” НИУ ВШЭ Светлана Заремба-Пайк представили доклад «Предотвращение самоубийств в кампусах».
Томас Юрчик
Важно, чтобы студенты и сотрудники знали о маркерах суицидального поведения, отметили, в частности, они. Частые разговоры об уходе из жизни, резкие перепады настроения, проблемы со сном, употребление алкоголя не должны ускользать от окружающих. Наконец, университетские психологи и врачи не должны бояться спрашивать клиентов и пациентов о соответствующих настроениях и прежнем повреждающем поведении. Психологи, врачи и близкие должны сопровождать пытавшегося совершить самоубийство, особенно после его возвращения из кризисного центра или больницы.
«Предотвращение суицидов — это работа всего университетского сообщества, нужно психологическое образование студентов, преподавателей и сотрудников, чтобы они могли распознать риски суицида, а человек, подверженный суициду, знал, к кому обратиться за помощью», — подытожили Томас Юрчик и Светлана Заремба-Пайк.
В работе сессии также приняли участие Татьяна Бузина, руководитель психологической службы факультета психологии ИОН РАНХиГС Кирилл Хломов, руководитель психологической службы МГУ Антонина Ляшенко и директор Психологического центра Дальневосточного государственного университета путей сообщения (Хабаровск) Ирина Донкан.
На полях конференции прошел круглый стол «Политика психологического благополучия студентов в российских университетах». В нем участвовали проректор ВШЭ Дмитрий Земцов, директор по развитию студенческого потенциала ВШЭ Павел Здоровцев, представители академического сообщества, сотрудники службы психологической помощи в вузах, студенты ВШЭ и МФТИ.
Участники круглого стола обсудили текущее состояние психологического благополучия студентов, проблемы деятельности службы психологической помощи в университетах. Среди главных проблем работы университетских служб психологической помощи были названы недостаточное количество психологов, низкий уровень осведомленности о работе центров психологического консультирования и доверия студентов к их деятельности.
Проректор НИУ ВШЭ Дмитрий Земцов, опираясь на запросы студентов, предложил разработать документ, на базе которого руководство университета могло бы комплексно решать проблемы психологического благополучия студентов. В перспективе он может стать первым шагом для начала диалога на тему психологического благополучия студентов на межуниверситетском и государственном уровнях.
В качестве возможных решений проблем назывались создание студенческих групп психологической помощи, дестигматизация психических расстройств, создание среды mental health и уже существующие инструменты психологической поддержки, например подкаст «Всё ок!» (совместный проект Дирекции по связям с общественностью и Дирекции по развитию студенческого потенциала ВШЭ) и терапевтические группы в МФТИ.
Участники круглого стола договорились о продолжении работы по развитию политики психологического благополучия студентов, установлении контактов между представителями ведущих университетов, а также о подготовке теста, результаты которого позволят определить запросы студентов в области психологической поддержки.