• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Европейцы трех сортов

Социологи Экспертного института ВШЭ Владимир Магун и Максим Руднев провели классификацию жителей европейских стран в зависимости от их ответов на вопросы о приверженности инглхартовским ценностям рациональности/традиции и самовыражения/выживания. В итоге анализа среди европейцев было выделено три мировоззренчских класса и три группы стран, где преобладает тот или иной класс.

При анализе исследователи использовали данные Европейского исследования ценностей (EVS), собранные в ходе последнего по времени раунда, проведенного в 2008-2010 гг. в 43 европейских странах.

В качестве переменных были взяты 10 показателей, на основе которых Р. Инглхарт и его соавторы строят два ценностных параметра — «Традиционные — Секулярно-рациональные» ценности и «Выживание — Самовыражение» [Inglehart, Baker, 2000; Inglehart, Welzel, 2005a, 2005b].

Секулярно-рациональные/Традиционные ценности:

1) Бог важен в жизни респондента 2) Важно воспитывать послушание и религиозность, а не независимость и решительность 3) Аборт никогда не оправдан 4) Гордость принадлежностью к своей стране 5) Респондент одобряет большее уважение к власти.

Ценности Самовыражения/Выживания:

6) Предпочтение материалистических ценностей перед постматериалистическими 7) Ощущение несчастливости 8) Гомосексуализм никогда не оправдан 9) Респондент не подписывал и не собирается подписывать петиции 10) Недоверие людям.

Каждый из 62677 респондентов, включенных в процедуру классификации, был представлен своими значениями по 10 ценностным показателям. VLR-тест (Vuong-Lo-Mendell-Rubin test) показал, что оптимальное число классов в данном случае равно трем. В первый и второй классы входят примерно по 40% европейцев (в класс № 1 вошло - 37%, в класс № 2 — 40%), величина класса № 3 значительно меньше, туда вошел примерно каждый пятый европеец (23%).

Для содержательной характеристики полученных классов рассмотрим средние величины вошедших в них респондентов по тем 10 показателям, на основе которых эти классы были выделены (см. таблицу). Все средние показатели в классе 3 резко (и статистически значимо) отличаются от средних показателей класса 1.

Средние значения ценностных показателей Р. Инглхарта в трех классах, выделенных с помощью LCA (Европейское исследование ценностей, 2008-2010гг., респонденты из 43 стран, N = 62677чел.)

 

Класс 1

Класс 2

Класс 3

Признание респондентом важности Бога

7,25

4,63

2,89

Индекс послушания (послушание + религиозность — независимость — настойчивость)

2,09

1,50

1,02

Неодобрение абортов

7,82

5,34

2,50

Национальная гордость

2,44

2,24

2,17

Уважение к власти

1,45

1,34

1,33

Индекс материализма

1,34

1,24

0,85

Субъективное ощущение несчастливости

1,06

1,00

0,74

Неодобрение гомосексуализма

8,43

6,42

1,27

Неготовность подписывать петиции

0,48

0,32

0,05

Недоверие окружающим людям

0,78

0,73

0,43

Класс 1 эквивалентен полюсу высоких значений, для представителей которого характерно преобладание ценности следования указаниям «свыше» над ценностью инициативного солидарного действия, а класс 3 — полюсу низких значений, где имеет место обратное соотношение: преобладанию ценностей инициативного солидарного действия над ориентацией на вышестоящие инстанции (как светские, так и духовные).

Что касается класса 2, то средние оценки его представителей занимают промежуточное положение, но эти средние не симметричны относительно полярных величин, характеризующих классы 1 и 3: часть из них находится ближе к средним показателям класса 1, а другая часть — ближе к средним показателям класса 3, причем по 4 показателям (национальная гордость, поддержка уважения к власти, ощущение несчастливости и недоверие людям) средние оценки класса 2 почти совпадают со средними по одному из двух других классов.

По показателям, характеризующим ориентацию людей на вышестоящие инстанции и исходящие от них сигналы, средний представитель класса 2 ближе к средним представителям класса 3 (для которых, напомним, характерна слабая ориентация на сигналы «сверху»). По показателям же, характеризующим ценность инициативного солидарного действия средние представители класса 2 сближаются, наоборот, с представителями класса 1 (для которых характерна слабая ориентация на ценность подобного действия). Таким образом, получается, что лица, вошедшие в класс 2, не ориентированы ни на один из источников активности: ни на вышестоящие инстанции, задающие программу соответствующей активности «сверху», ни на источники активности, находящиеся внутри самого индивида и солидарных с ним людей. Если ввести временное измерение, то можно предположить, что определенная часть этих лиц уже отказалась признавать авторитет вышестоящих инстанций — как божественных, так и светских, — но в то же время не приобрела веры в силу инициативного солидарного с другими действия. В итоге эти представители этого ценностного класса оказались лишены и внешних (идущих сверху, «вертикальных»), так и внутренних («горизонтальных») источников активности.

Все европейские страны оказалась внутренне гетерогенными, в каждой из них имеются представители не менее чем двух ценностных классов, а в большинстве стран — представители всех трех классов. Благодаря этому обстоятельству у каждой европейской страны есть нечто общее с каждой из остальных. 34 страны имеют в своем составе представителей всех трех ценностных типов, а 9 стран — представителей двух типов (см. табл. 3 и рис. 1). Благодаря этому обстоятельству каждая европейская страна обладает некоторой ценностной общностью с любой другой. Социально-политическое следствие из этого факта заключается в том, что даже в странах, сильно различающихся по своим доминирующим ценностям, есть люди, которые могут «навести мосты», общаясь со своими ценностными единомышленниками за рубежом.

Таблица 3

Рис 1. Распределение населения 43 европейских стран по ценностным классам, % по строке

Полученная ценностная типология, заявляют авторы, помогает оценить и различия между странами и группами стран. Представители класса 1 (напомним, это те, у кого ориентация на подчинение преобладает над ориентацией на самостоятельность) составляют гораздо большую долю в населении постсоциалистических и средиземноморских стран — в сравнении с западноевропейскими и скандинавскими. Напротив, представители класса 3 (у которых ориентация на самостоятельность преобладает над ориентацией на подчинение) значительно больше представлены в западноевропейских и скандинавских, нежели в средиземноморских и постсоциалистических странах. Что касается класса 2, у представителей которого слабо выражены обе ориентации — и на подчинение, и на самостоятельность, — то различия в его представленности в разных группах стран не столь разительны. Все же в Средиземноморье и постсоциалистических странах люди, принадлежащие к этому классу, представлены несколько шире, нежели в Западной и Северной Европе (39-42% против 27-34%).

 

Рис 2. Распределение населения 43 европейских стран по ценностным классам, % по строке

Как видно из рисунка 2, наибольшей неравномерностью характеризуются две группы стран, полярные по своим ценностным характеристикам: скандинавские страны, с одной стороны, и постсоциалистические — с другой. В каждой из этих групп стран есть по одному классу, в который входит более половины населения страны, и есть еще один класс, куда входит всего около 10% респондентов. Что же касается групп западноевропейских и средиземноморских стран, то в их составе такие слишком большие или, наоборот, слишком малые ценностные классы отсутствуют. Это визуальное впечатление подтверждается и средними показателями фракционализации, которые максимальны для западноевропейских и средиземноморских стран и минимальны — для постсоциалистических и скандинавских: 0,90 и 0,86 против 0,75 и 0,72, соответственно.

Полученная типология дала возможность описать ценностные различия между странами, выражающиеся в неодинаковых распределениях жителей разных стран между классами. В скандинавских и западноевропейских странах доли людей, для которых характерно преобладание самостоятельности над подчинением (класс 3), превосходят доли лиц с обратным соотношением указанных ценностей (класс 1). В то же время в постсоциалистических и средиземноморских странах, наоборот, больше людей, для которых подчинение важнее самостоятельности (доля класса 1 превосходит долю класса 3). Доли лиц, принадлежащих к классу 2 (для которых субъективно незначимы как внешние, так и внутренние регуляторы активности), различаются по группам стран меньше, чем доли классов 1 и 3. Тем не менее, их представленность в постсоциалистических и средиземноморских странах выше, чем в скандинавских и западноевропейских.

Вам также может быть интересно:

Технологии искусственного интеллекта помогут реабилитации бездомных

Исследовательская группа Центра искусственного интеллекта ФКН НИУ ВШЭ под руководством Ивана Ямщикова разработала модель для прогнозирования успешности  реабилитации бездомных. Модель с вероятностью около 80% предсказывает эффективность  работы с клиентами организаций для бездомных. Проект представлен на конференции, посвященной деятельности социальных центров.

Российские ученые доказали, что профессиональные спортсмены эффективнее играют против бывших клубов

Исследователи из ВШЭ, РАНХиГС и РЭШ определили, что профессиональные спортсмены в среднем играют против своих бывших команд лучше, чем в других матчах. На их результативность больше влияют эмоции, чем знание тактики соперника. Результаты исследования, опубликованные в журнале Journal of Behavioral and Experimental Economics, пригодятся тренерам, спортивным менеджерам и букмекерам.

«Любой кризис и любой шок надо воспринимать как новые возможности»

10 декабря в Высшей школе бизнеса прошло масштабное мероприятие «Graduate School of Business Meetup: Добро пожаловать в ВШБ», объединившее преподавателей, студентов, выпускников бизнес-программ, представителей корпораций и всех интересующихся развитием бизнес-образования. На онлайн-сессиях GSB Meetup гости узнали, какие качества необходимы современному менеджеру, чем сегодня живет ВШБ Высшей школы экономики и что ждет ее в будущем.

Апрельская конференция пройдет в распределенном формате

11 марта Ученый совет НИУ ВШЭ принял решение обеспечить участникам Апрельской конференции возможность представить свои доклады на распределенных заседаниях секций или в дистанционном режиме. О том, почему такое решение было принято, и что подразумевается под «распределенным форматом», рассказывает заместитель руководителя Программного комитета конференции Лев Якобсон.

Демократия не для всех. Россияне принимают западные ценности, но видят их по-своему

Европа хочет жить при демократии. Больше всего желающих в северных странах, меньше — в бывших социалистических, особенно в России. Положительно к «народовластию» относятся практически все, но понимают его по-разному. Взаимосвязь отношения и понимания Алла Салмина изучила на данных 28 государств — участников European Social Survey (ESS). Результаты работы представил журнал «ПОЛИС. Политические исследования».

Альтруизм в наследство. Как семья поддерживает культуру волонтерства

В России главный канал передачи ценностей добровольчества — от родителей к детям, показали исследователи НИУ ВШЭ. Младшие поколения семьи с возрастом начинают помогать людям по примеру старших.

Жизненные цели россиян. Создать семью, заняться музыкой, построить дачу

Опрос показал, что 48% населения России живут повседневными делами и заботами, не ставя перед собой никаких задач на перспективу. В то время как другая часть общества трудится над реализацией своих краткосрочных и долгосрочных планов. Исследователи НИУ ВШЭ проанализировали основные цели и желания россиян и пришли к выводу, что в основном они отражают нерешенность социально-бытовых проблем страны.

Кавказский перелом. Как и почему меняется семейный уклад в регионе

Модели семейных отношений в Дагестане, Чечне, Ингушетии и других республиках Северного Кавказа модернизируются. Авторитет рода, старших родственников ослабевает. Патриархальные гендерные установки размываются. При этом в ряде сообществ, напротив, нарастает консерватизм. Эти перемены проанализированы в статье, опубликованной в Журнале исследований социальной политики НИУ ВШЭ.

Средний класс. Кто он и на что тратит деньги

Динамику российского среднего класса и его поведение в сфере платных услуг изучили в Центре анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ. Исследование на данных RLMS-HSE охватывает 2000-2017 годы. Результаты представили на XX Апрельской международной научной конференции.

«В условиях цифровой среды роль живого учителя только возрастает»

Как цифровые технологии влияют на поведение и здоровье школьников? Какие возможности «цифра» дает учителям и администраторам школ? Эти и другие вопросы обсуждали участники пленарного заседания «Благополучие детей в цифровую эпоху» в рамках XX Апрельской международной научной конференции ВШЭ.