• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кто и зачем мутит воду в Арктике?

24 октября на профессорском семинаре факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ с докладом «Битва за Арктику: новый этап дискуссий» выступил профессор кафедры энергетических и сырьевых рынков ВШЭ Леонид Григорьев.

«Битву за Арктику» можно считать частью альтернативной повестки дня, которой в период нового витка экономического и социального кризиса очень удобно отвлекать внимание публики от актуальных проблем. Пожалуй, такой главный вывод можно сделать из доклада, представленного Леонидом Григорьевым. Многие вопросы и противоречия, связанные с освоением Арктики, представляются профессору ВШЭ искусственными, не имеющими под собой (во всяком случае, на данный момент) реальной почвы.

Одним из таких вопросов является, например, проблема безопасности в Арктике, которую пытаются актуализировать наиболее ретивые представители Европейского союза. Между тем, всего несколько лет назад обсуждалась даже возможность включения арктического региона в сферу контроля НАТО, но эта идея была заброшена. Сейчас же причиной активизации ЕС, по мнению Леонида Григорьева, является стремление не допустить «раздела» Арктики только теми странами, которые имеют непосредственный выход в регион. Так Брюссель, уже получивший доступ к участию в международных саммитах вроде G20, пытается утвердить себя в качестве отдельного игрока на мировой арене.

Весьма активно в плане укрепления своих позиций в Арктике ведет себя Россия, пытающаяся закрепить за собой значительный участок северного шельфа и готовая ради достижения стратегической цели идти на некоторые компромиссы (например, уступить часть спорной акватории Норвегии). Здесь нужно заметить, что правовой статус Арктики остается в целом крайне неопределенным.

Но за что же ведется борьба? Не получится ли, как заметил на семинаре декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергей Караганов, что битва развернется вокруг «дырки от бублика»?

Сергей Караганов
Сергей Караганов
И действительно, почти все арктические ресурсы, будь то нефть или другие полезные ископаемые, являются неразведанными. Добыча нефти на арктическом шельфе представляется сколь заманчивым, столь и рискованным предприятием, прежде всего в плане экологической угрозы. Современная наука знает еще очень мало об особенностях функционирования арктических экосистем. А технологии предотвращения и устранения утечек нефти, пригодные для использования на арктическом шельфе, также пока не разработаны. Необходимо принимать во внимание и последствия изменения климата: по мере оттаивания вечной мерзлоты в негодность придут прежние технологии добычи.

Стоит ли игра свеч? Над этим вопросом следует, по мнению Леонида Григорьева, задуматься российскому правительству. Создание и поддержание инфраструктуры для морских перевозок в Арктике потребует колоссальных вложений, вполне возможно, что многие грузы возить по Северному морскому пути будет просто невыгодно. Значит, для начала необходимо определиться с тем, что и как можно будет транспортировать через Арктику.

Стоимость добычи углеводородов в столь сложных условиях рискует быть слишком высокой. «Пока цена нефти держится около 100 долларов за баррель, на нефть и газ в Арктике будут обращать мало внимания», — полагает Леонид Григорьев.

Все это, однако, не означает, что на освоении Арктики нужно ставить крест. России необходимо модернизировать свой энергетический комплекс с учетом будущих вызовов и планировать хозяйственную деятельность в регионе, который, вероятно, будет «оттаивать». По словам Леонида Григорьева, нынешняя инфраструктура добычи углеводородов, доставшаяся России в наследство от СССР, не отвечает рыночным требованиям и возможностям, а стоимость ее перестройки не поддается исчислению. У двух государственных гигантов, которым «отписан» арктический шельф — «Газпрома» и «Роснефти», опыта и оборудования для работы на нем нет. Таким образом, без кооперации освоение предполагаемых арктических сокровищ (по оценкам экономистов, в Арктике находится до четверти всех неразведанных на планете полезных ископаемых) будет невозможным. Но реальные работы, а возможно, и сражения на «северном фронте» начнутся не ранее, чем через 10-15 лет. Время подготовиться и оценить риски у всех стран и компаний, претендующих на Арктику, пока есть.

 

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Вам также может быть интересно:

Сокровища Cевера: как развивается туристический и креативный потенциал Мурманска и Териберки

АНО «Креативная экономика» при экспертно-аналитической поддержке Института исследований культуры факультета городского и регионального развития (ФГРР) НИУ ВШЭ представила качественное исследование туристского потенциала Арктического региона. В ходе исследования специалисты АНО отправились в главные туристские локации региона — Мурманск и Териберку, где провели более 20 глубинных интервью. В исследовании приняли участие местные жители, представители туристического бизнеса в регионе, а также приезжие предприниматели, нелегально оказывающие туристические услуги.

Ученые определили перспективы развития российской Арктики

Арктика должна быть больше связана с другими регионами России с позиций экономики и логистики — к такому выводу пришли ученые факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Для развития арктических проектов необходимо укреплять горизонтальные связи между представителями регионов, некоммерческих организаций, экспертного сообщества и коренных народов Севера. Исследование опубликовано в журнале Regional Research of Russia.

Депрессии, загрязнения и оползни: как влияет изменение климата на жизнь в Арктике

Исследователи рассматривают Арктику не только как стратегический форпост в геополитическом противостоянии, но и как регион со сложными условиями для жизни. При этом глобальное потепление приводит к таянию ледников и вечной мерзлоты, изменениям рельефа, загрязнению окружающей среды и негативно сказывается на условиях жизни коренных народов. Эти и другие темы были представлены на сессии «Проблемы развития Арктики» в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Соль лед точит: ученые назвали причины уязвимости подводной мерзлоты

Команда ученых исследовала льдосодержащие отложения Восточно-Сибирского арктического шельфа. Ученые доказали, что причина таяния подводной мерзлоты — не только потепление морской воды, но также миграции ионов ее солей (в основном NaCl). Об этом и других исследованиях Института экологии НИУ ВШЭ — в материале новостной службы портала.

Исходные линии и исторические воды: как России защитить свои позиции в Арктике

Таяние льдов в Арктике, вызванное изменением климата, облегчает доступ к природным ресурсам этого региона и, как следствие, ведет к обострению борьбы за их освоение разными странами. О возможностях укрепления суверенитета России в Арктике с использованием норм международного права рассказывают исследователи в статье «Перспективы эволюции системы исходных линий в Арктике», подготовленной под руководством директора Института экологии НИУ ВШЭ Бориса Моргунова.

«Россия должна стать арктическим научным донором»

Арктика становится ареной острого соперничества на международном уровне. Главная задача сегодня – предотвратить ее милитаризацию и усилить меры защиты региона от внешнего воздействия. Об этом говорили участники круглого стола «Арктическая политика России: международный аспект», который состоялся в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, организованной НИУ ВШЭ и Сбером.

Студент магистратуры ВШЭ получил грант на НИР по разработке арктической транспортной платформы

Суть проекта в том, чтобы по результатам исследований существующих и перспективных технологий попытаться создать прототип универсальной транспортной платформы «СуперАрктика+». Платформа сможет передвигаться по воде, под водой, по льду и по грунту.

Северный морской путь: перспективы развития в XXI веке

По оценкам Росгидромета, в последние годы в Арктике наблюдается потепление, причем тренд сокращения площади льда в летний период в обозримой перспективе сохранится. Это позволяет по-новому оценить возможности Северного морского пути. В Северном (Арктическом) федеральном университете имени М.В. Ломоносова прошел круглый стол, одним из организаторов которого стал Институт региональных исследований и городского планирования ВШЭ.

В ВШЭ обсудили проблемы российской Арктики

В Высшей школе экономики прошла конференция «Будущее арктического региона: устойчивое развитие или экономический рост?», организованная Институтом региональных исследований и городского планирования и кафедрой управления развитием территорий и регионалистики ВШЭ.

10 м/год

с такой скоростью разрушаются российские берега северных морей.