Изучить необъятное
24 марта в Москве состоялся второй методологический семинар Лаборатории сравнительных социальных исследований ВШЭ, научным руководителем которой является Рональд Инглхарт. Об истории и методологии сравнительных межстрановых исследований на семинаре рассказывала один из ведущих российских специалистов в этой области Анна Андреенкова.
Анна Андреенкова, являющаяся заместителем директора Института сравнительных социальных исследований (CESSI), руководит в России проектом Европейского социального исследования (ESS), охватывающего около тридцати европейских стран. ESS стартовал в 2001 году, а осенью 2010 года была завершена уже пятая волна этого исследования, отслеживающего изменение установок, взглядов, ценностей и поведения населения Европы.
Прежде всего, Анна Андреенкова уточнила, что речь пойдет об эмпирических исследованиях, основанных на массовом опросе, первоначальной целью которых являлось сравнение двух или нескольких стран. «Казалось бы, то, что целью подобных исследований является именно сравнение, должно быть понятно, однако на деле подавляющее большинство сравнительных работ основаны на анализе сходных исследований, целью которых не было сравнение — их дизайн не был создан для этого», — пояснила замдиректора CESSI.
Классификацию сравнительных исследований можно построить по большому количеству признаков, но самый распространенный из них — число сравниваемых стран. Среди них встречаются и региональные исследования, одним из наиболее известных их примеров — «Евробарометр», замеряющий «настроение» жителей объединенной Европы. А вот построить полноценную всемирную выборку на сегодняшний день практически невозможно. По словам, Анны Андреенковой для этого у исследователей не хватает организационных возможностей, а кроме того, невозможно будет (в значительной степени из-за «трудностей перевода») в каждой обследуемой стране соблюсти одну и ту же методологию. Отсутствует и спрос на изучение «глобального мнения». Тем не менее, Анна Андреенкова полагает, что лет через десять эти проблемы будут преодолены.
С «неразрешимыми» методологическими трудностями сравнительные межстрановые исследования сталкивались не раз с момента своего возникновения. Своему появлению такие исследования обязаны, по сути, американской «военщине»: именно военно-политические круги США раньше других поняли, насколько важно изучение общественного мнения в других странах. Первым межстрановым сравнительным исследованием можно считать опрос, проведенный в 1947 году по заказу американского правительства, которое хотело узнать, как население за океаном относится к стратегическим бомбардировкам, организованным США во время Второй мировой войны.
Однако энтузиазм исследователей 1940-1950-х годов (к политологам активно подключились социальные психологи) сменился осознанием глубины методологических проблем, с которыми по сей день сталкиваются сравнительные исследования. «Задача казалась столь сложной, что бессмысленно было тратить ресурсы на ее решение», — объяснила господствовавшую полвека назад в экспертном сообществе позицию Анна Андреенкова.
Определенным «прорывом» явился стартовавший в 1970-е годы проект «Установки населения по отношению к объединенной Европе», в рамках которого проводились опросы в шести странах — из него впоследствии «вырос» уже упомянутый «Евробарометр», охватывающий самый большой временной тренд в истории сравнительных исследований. Помимо будущего «Евробарометра», в 1970-е годы было организовано и множество двух- и трехсторонних межстрановых исследований.
В 1980-1990 годах начинается систематическая работа над методологией сравнительных исследований. «Идея, что исследования должны быть не только многострановыми, но и многовременными, стала практически нормой — в эти годы зародились почти все большие проекты, с которыми мы знакомы по сегодняшний день, — рассказала Анна Андреенкова. — Такая «примитивная» вещь, как увеличение количества стран, в которых проводятся сравнительные исследования, оказала очень большое влияние на развитие их методологии».
А что же Россия? Как долго она была выключена из системы подобных опросов? «Если кто-то думает, что сравнительные исследования в России начались с приходом на наш рынок международных исследовательских компаний, то это неверно», — отметила Анна Андреенкова. Так, СССР участвовал в «Исследовании бюджетов времени» — крупном сравнительном исследовании, результаты которого очень многое «рассказали» об устройстве социальной жизни в разных странах. А советским социологам участие в этом проекте обеспечило редкий доступ к современной на тот момент исследовательской методологии. «Интерес к исследованиям той поры сейчас огромен, — добавила замдиректора CESSI. — Авторы тех проектов удивлены тем, насколько востребован сегодня хоть какой-то методологический базис, особенно в сравнительном контексте с 1960-1980 годами».
При этом сравнительные исследования внутри СССР, между советскими республиками, не проводились по идеологическим соображениям и начались только после распада Советского Союза. В 1990-е годы на постсоветском пространстве происходит активная адаптация зарубежных методик и институциализация индустрии сравнительных исследований.
Современные сравнительные исследования, особенностью которых является растущая открытость собираемых данных и используемых процедур, можно разделить на несколько тематических категорий: исследования международных отношений, сравнительные опросы общественного мнения по актуальным проблемам, исследования общественных и гуманитарных инициатив. По мнению Анны Андреенковой, нельзя игнорировать и сравнительные маркетинговые исследования, разработчиками которых «накоплен огромный опыт». Наконец, существуют три фундаментальных исследования, «сделанных для широкой научной общественности»: ESS, World Values Survey под руководством Рональда Инглхарта и Кристиана Вельцеля и International Social Survey Programme (ISSP), запущенная в 1984 году и охватывающая сейчас 43 страны мира.
Прогресс в методологическом обеспечении сравнительных исследований очевиден, но ряд опасностей исследователям до сих пор не удается избежать. Одна из них связана с устареванием сравнительного проекта, когда его тема перестает быть релевантной задолго до завершения самого исследования. Кроме того, любое сравнительное исследование состоит из множества опросов, и все ошибки и проблемы, которые сопровождают отдельные массовые выборки, в данной ситуации только множатся. «Но есть и еще одна проблема, охватывающая все предыдущие — эквивалентность. Хорошо бы, чтобы в сравнительном исследовании все было одинаково. Пусть даже у вас будет ошибка выборки, но пусть она будет одинаковой во всех опросах», — подчеркнула Анна Андреенкова.
Так, может быть, скептики шестидесятых годов прошлого века были правы, и социологи, берущиеся сравнивать страны, регионы и целый мир, пытаются объять необъятное? Анна Андреенкова, несмотря ни на что, призвала коллег быть оптимистами: «Конечно, можно просто сказать, что проблемы настолько велики, что не имеет смысла за них браться. Возможно, иногда проблему действительно лучше оставить, чем пытаться ее некачественно решить. Но лично я думаю, что сравнительные исследования вполне достойны того, чтобы вложить в них некоторые свои силы — там можно сделать много хорошего».
Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ
Фото Никиты Бензорука
Вам также может быть интересно:
До 25 июля продолжается прием документов в магистратуру по социальным исследованиям
Программа «Сравнительные социальные исследования» рассматривает социологию в глобальной перспективе и адресована тем, кому интересно разобраться, как действия людей влияют на социальную жизнь и что влияет на решения и самоидентификацию личностей и групп в разных культурах, регионах и обстоятельствах. Студенты участвуют в межрегиональных и межстрановых количественных и качественных исследованиях, получая широкую свободу для собственных проектов. Об особенностях поступления и обучения рассказала академический руководитель программы, кандидат социологических наук Екатерина Митрофанова.
Россия в рейтинге стран по публикационной активности ученых: социальные науки
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представляет рейтинг стран по публикационной активности ученых в социальных науках.
«Это будет самая сильная конференция за все наши пять лет»
В ноябре Международная лаборатория сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ отметит свое пятилетие и в пятый же раз проведет большую международную конференцию. О научных проектах лаборатории, ее прикладной и образовательной деятельности, а также главных событиях предстоящего ноябрьского форума рассказывают заведующий ЛССИ Эдуард Понарин и его заместитель Татьяна Карабчук.
В Санкт-Петербурге обсудили экономическое неравенство, религиозные секты и доверие к государству
1-15 ноября в Санкт-Петербурге прошла IV международная конференция «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе», организованная Лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ.
Экономический кризис не сказался на ценностях европейцев
Финансовый кризис 2008-2009 годов мог повлиять на ценностные ориентиры населения. Однако пока ученые не зарегистрировали подобных явлений в масштабах Европы. Возможно, кризис имеет отложенный эффект по отношению к ценностям, отметили в своем исследовании сотрудники Лаборатории исследований массового сознания НИУ ВШЭ Максим Руднев и Владимир Магун, а также экс-руководитель Лаборатории социокультурных исследований НИУ ВШЭ Питер Шмидт.
Европа слабо защищена от ВИЧ
Число людей, инфицированных этим вирусом, в Европе растет. На западе континента главным фактором заражения остается секс между мужчинами, на Востоке — гетеросексуальные контакты и наркопотребление. Вспышки болезни можно было бы купировать, если бы ее профилактика и терапия были своевременными и общедоступными, отметила в исследовании доцент кафедры демографии ВШЭ Виктория Сакевич.
Общество и экономика в «заложниках» у культуры
Социально-экономическое развитие стран во многом определяется ценностными установками, характерными для различных обществ. 12-16 ноября в ВШЭ прошла Третья международная исследовательская конференция «Культурные и экономические изменения в сравнительной перспективе».
Лекторий ВШЭ продолжает свою работу в музеях Москвы
Первым музеем, принявшим у себя Вышку, стал музей Востока. 26 сентября заведующий отделением востоковедения ВШЭ Алексей Маслов открыл «музейные четверги», прочитав лекцию «Вечное противостояние: Европа и национализм в Китае».
Справедливость как конкурентное преимущество
В чем заключается национальная идея России? Каков ее сегодняшний «большой проект»? Заведующий Лабораторией сравнительных социальных исследований Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Эдуард Понарин представил на заседании Валдайского клуба результаты исследования ценностей будущей элиты.
Загадка русской души: научный подход
28 марта в Высшей школе экономики прошел семинар научного руководителя ВШЭ Евгения Ясина из цикла «Экономическая политика в условиях переходного периода» на тему «Базовые ценности россиян в сравнении с другими европейцами». Попытка исследовать «загадочную русскую душу» привела к интересным результатам.